Смекни!
smekni.com

Ценности и ценностные ориентации современной молодежи (стр. 10 из 13)

Следует подчеркнуть, что в условиях отказа от старой ценностно-нормативной системы (социалистической) и декларирования новой (демократической) в обществе необходимо было последовательное создание соответствующей законодательной базы и государственной политики. Поскольку этот процесс затянулся, общество оказалось в состоянии тотальной аномии. Аномия приводит к ухудшению морального состояния молодежи, тогда как именно моральное состояние является психологической основой формирования ценностно-нормативной системы.

Украинская молодежь подвержена аномической деморализованности, авторитаризму и социальному цинизму. В результате аномической деморализованности у молодежи не формируется устойчивая система ценностей, отвечающая перспективе демократического развития общества.

Также, хотелось обратить внимание на динамику базовых ценностей молодежи Беларуси. Анализ динамики базовых ценностей молодежи Беларуси проводился на основе данных двух общенациональных социологических опросов. В иерархии ценностных приоритетов у белорусской молодежи традиционно доминирует семья. Кроме того, число молодых людей, считающих, что семья занимает очень важное место в их жизни, увеличилось с 76% (2000) до 84% (2006). Как показало социологическое исследование 2000 года, молодые люди считают, что для счастливой семейной жизни необходимо, прежде всего, взаимное уважение (82%), взаимопонимание и терпение (78%), а также наличие детей (75%). При этом большинство респондентов считают, что и женщине (61% в 2000-м, 78% в 2006-м), и мужчине (58% в 2000-м, 73% в 2006-м) необходимо иметь детей, чтобы выполнить свое предназначение. Следующую по значимости группу ценностей (63-67%) образуют такие, как супружеская верность, гармоничные сексуальные отношения, готовность обсуждать вместе возникающие проблемы. Третью группу составляют ценности, которые самыми важными называют 34-49% молодых людей Беларуси: наличие хорошего жилья и возможность жить отдельно от родителей, высокий доход, совместное ведение домашнего хозяйства, наличие общих интересов и возможность проводить много времени вместе. Малозначительными (менее 10%) для семейной жизни считаются единство социального и этнического происхождения, а также единство религиозной веры и политических взглядовх [10, c. 100].

Одной из главных функций семьи является социализация ее членов, их воспитание в соответствии с принятыми в обществе нормами. Как показало социологическое исследование 2000 года основными качествами, развитие которых у детей обязательно должно поощряться дома, являются трудолюбие (85%), чувство ответственности (75%), терпимость и уважение к другим людям (68%). Около половины молодых людей Беларуси, в первую очередь, хотят видеть своих детей хорошо воспитанными (67%), решительными и настойчивыми (54%); третья часть — независимыми (39%) и примерно столько же — послушными (31%), а также бережливыми и экономными (39%). Наименее популярными качествами оказались такие, как бескорыстие (19%), воображение (16%) и религиозность (6%) [10, c. 100].

В жизненном самоопределении молодежи важную роль играет ее включенность в трудовую деятельность, поэтому для определения особенностей ценностных ориентации в трудовой сфере существенное значение приобретает мотивация выбора места работы. В связи с этим система ценностных ориентации молодежи Беларуси в мотивации трудовой деятельности сочетает в себе черты, свойственные национальной ментальности белорусов (коллективизм); характеристики, обусловленные современной экономической ситуацией в стране (когда на первый план выдвигается ценность высокой заработной платы); демократические ценности (приоритет интересной, престижной работы с возможностями карьерного роста, самореализации, проявления инициативы).

Потребность в общении, дружбе — одна из базовых потребностей каждого человека, о чем свидетельствует увеличение ее значимости: число молодых людей, считающих, что друзья занимают очень важное место в их жизни, увеличилось за период наблюдений с 40% (2000) до 56% (2006). Возрастает также роль досуга как своеобразной формы воплощения свободы. Это связано, с одной стороны, с возможностью уйти от социальной регламентации, обязанностей и ответственности, а с другой — со стремлением найти нишу для свободной самореализации и самоидентификации [10, c. 102].

Политика как одна из базовых ценностей занимает далеко не лидирующее место в системе аксиологических приоритетов молодых белорусов. Однако значимость данной ценности возрастает: в 2000 году примерно треть (28%) молодых людей, имеющих право участия в выборах, отмечали, что политические проблемы занимают важное место в их жизни, а в 2006-м — уже 47% [10, c. 104].

Сохранение и укрепление здоровья является важной составляющей (86% в 2006-м) системы базовых ценностей молодежи. Малоподвижный образ жизни, большая информационная нагрузка, распространение вредных привычек, неправильное питание негативно сказываются на здоровье молодого поколения. Несмотря на то, что молодые люди отмечают здоровье в качестве приоритетной ценности, сами они не проявляют должной активности в этом отношении, в частности, совсем незначительная часть молодежи

(3% в 2000 году) состояла в спортивных обществах; только треть из них регулярно занималась физической культурой и спортом, большинство — от случая к случаю, а 14% молодых людей не занимались спортом вообще.

Как показали данные социологических исследований, примерно четвертая часть молодых людей считают, что, только меняя свою жизнь кардинальным образом, можно достичь многого, и среди возможных перемен наиболее положительно оцениваются следующие: "уделять все больше внимания развитию личности" (87% — 2000.90% — 2006), "развитие новых технологий" (83% - 2000. 87% - 2006), "рост доверия к власти" (64% - 2000, 71% — 2006), "образ жизни должен становиться более простым и естественным" (67% - 2000, 79% - 2006) [10, c. 106].

Таким образом, анализ данных социологических исследований показал, что ранговая структура базовых ценностей молодежи не изменилась, однако значимость базовых ценностей в целом увеличилась.

Сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки? Как показывает проведенное российскими социологами исследование, они справедливы.

Прежде всего, следует отметить, что у подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались) [42]. На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в таблице 1.

Таблица 1 - Распределение главных жизненных целей российской молодежи

Жизненные цели % ответивших
иметь хорошую семью 11,3
получить хорошее образование 13,9
устроиться на хорошую работу 12,0
иметь свою квартиру 6,3
заработать много денег 3,4
обеспечить будущее детям 6,9
открыть свой бизнес 2,0
жить в достатке 9,6
приобрести дорогие вещи 21,3

Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

А также по результатам исследования видно, какие ценностные суждения являются более значимыми: "свобода — то, без чего жизнь человека теряет смысл" (70,5%), "человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем" (67,6%), "мое материальное положение в настоящем и будущем зависит, прежде всего, от меня" (64,9%), "выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все" (60,7%), "только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни" (59%), "я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы" (56,2%) [42].

Менее значимыми для российской молодежи являются следующие суждения: "материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно — это справедливо" (53,9%) "в жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру" (53,6%), "для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс" (49,4%), "надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел" (46,1%), "современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали" (43,8%) [42].

Для молодого поколения наименее значимыми ценностными суждениями являются следующие: "от меня мало что зависит — важно, какая экономическая ситуация будет в стране" (35,1%), "надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены" (32,4%), "главное в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна" (29,5%) [42].

Следует подчеркнуть, что российская молодежь ориентирована в большей степени на интересную работу, чем на заработок, предпочитают свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых россиян, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели "непотребительского" плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.).

Однако убеждение молодых россиян в том, что бедность — справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем дело с явлением более глубокого порядка — сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания — человек, "сам себя делающий", а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий.