Смекни!
smekni.com

Ценности и ценностные ориентации современной молодежи (стр. 12 из 13)

Интериоризация этих ценностей и потребностей личностью предопределяет ее большую готовность к принятию социокультурных изменений, к отказу от привычных моделей и созданию новых и, главное, актуализирует жизненную стратегию самореализации, которую, в свою очередь, выступает условием и одновременно показателем субъективности современного человека. Именно по этому, исходя из социокультурного критерия типологизации ценностей, как важнейшую ценность, свидетельствующую о постмодернизации ценностного сознания.

По результатам исследования, которое было проведено под руководством Л.Г. Сокурянской, видно какие постмодернистские ценности преобладают у украинской молодежи, а какие у белоруской. Данное исследование позволило выделить характеризующие ориентации молодежи на различные типы самореализации [26, c. 318]. Во-первых, личность стремится к самоактуализации в различных сферах приватной жизни (семья, дружеское общение), ей необходимо признание индивидуальных качеств, а также важно развивать собственные способности. Во-вторых, личность делает акцент на свободу, творчество и общение с прекрасным (искусством, природой) [37, c. 318].

Следует отметить, что жизненный успех украинские "постмодернисты" связывают с собственным интеллектом, профессионализмом, деловыми качествами и расчетливостью.

Что касается политико-идеологических и гражданских позиций постмодернистов, то и в Украине, и в Беларуси среди них больше всего тех, кто выступает за независимость своей страны [37, c. 325].

Среди объективных факторов, детерминирующих постмодернизацию ценностного сознания молодежи (как в украинском, так и в белорусском варианте), наиболее значимыми являются такие как, достаточно высокая материальная обеспеченность, высокоурбанизованный образ жизни и образовательный капитал родительской семьи.

Для обнаружения внутренних (субъективных) детерминант постмодернистского дискурса постсоветской молодежи, в частности такой ценности, как самореализация, в данном исследовании был применен метод интеллектуального анализа данных – метод дерева классификации.

Целью данного метода было выделить совокупность признаков, потенциально являющихся причинами, обусловливающими исследуемое явление. В данном исследовании это означало выделение определенных типов проявления ориентации на самореализацию [37, c. 333].

В результате автоматического поиска признаков, связанных с целевой переменной, был выделен признак "личная свобода, независимость в суждениях и действиях", и были получены три группы: первая объединяет тех респондентов, для которых "личная свобода" является очень ценной, вторая группа тех, кто выбрали "ценно" или затруднились ответить, третья - тех, для кого личная свобода является не очень ценной. Таким образом, оказалось, что ценности "личная свобода" и "развитие своих способностей" тесно коррелируют и обусловливают значения друг друга.

А также, были обнаружены еще два признака, определяющих проявление ориентации на самореализацию. Это такая терминальная ценность как "интересная, творческая работа" и профессиональная ценность "возможность применять и развивать свои способности".

Таким образом, данный метод позволил исследователям выявить внутреннюю (ценностную) обусловленность направленности современного молодого человека на самореализацию. С помощью названного метода было зафиксировано стремление к самореализации ориентацией на такие ценности, как "личная свобода, независимость в суждениях и действиях", "интересная, творческая работа" [37, c. 337].

Было проведено исследование российскими социологами, целью которого было определение ценностных ориентаций молодежи. Исследование показало, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных ценностей религиозная вера [35, c. 37].

Как считают исследователи, неблагоприятным фактором постмодернистских ценностей молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Если в модерном обществе эта связь была ослаблена из-за проявления "уравниловки", то ныне она вовсе отсутствует. Ибо одни получают "бешеные" деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, буквально каторжно трудясь (иногда на нескольких работах), имеют неадекватно маленькую зарплату. Подростки и молодежь это прекрасно фиксируют.

Исследования также показали, как молодые россияне осознают, кто и что влияет на них в процессе социализации и особенно воспитания. Вне конкуренции остается влияние родителей, прежде всего матери (58% опрошенных) и в меньшей степени отца (44%). затем с большим отрывом следуют друзья (24%), книги (19%), фильмы (15%). родственники (13%) и на последнем месте - учителя (12%). При этом в возрастной группе до 25 лет книги уже уступают влиянию фильмов (соответственно 12 и 15%). В то же время у петербуржцев старше тридцати лет книги по влиянию находятся на почетном третьем месте, а учителя так же влиятельны, как и друзья [35].

Вместе с тем влияние средств массовой информации (прежде всего телевидения) молодежью осознается плохо. Исследования российских социологов свидетельствуют о том, что влияние СМИ на них признают только 7% молодых людей [35, c. 40]. Однако психологические эксперименты и наблюдения за рубежом и в России доказывают другое: телевидение значительно (явно и неявно) влияет на психику и сознание, в первую очередь, детей и подростков. В скрытом кумулятивном (накопительном) воздействии телевидения на психику как раз и заключается его "коварство". Да и как оно может не воздействовать, если большинство молодежи контактирует с ним по несколько часов практически ежедневно.

Таким образом, можно сказать о том, что столь распространенное сегодня мнение о меркантильности современной молодежи, ее прагматизме, обусловлено тем, что артикулирующие эти ценности молодые люди представляют не очень многочисленную, но весьма активную, целеустремленную и дерзкую часть нового поколения, способную мыслить и действовать не так, как поколение родителей. Следует отметить, что такое поведение молодежи это ответ на вызовы времени. Надо только захотеть увидеть в современной молодежи не социальную проблему, а важнейший социальный ресурс.


Заключение

Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее.

Социокультурная среда выступает мощным формирующим элементом ценностной системы личности. В условиях социальных изменений, высокого уровня социальной динамики социокультурная среда сама претерпевает серьезные изменения и поэтому социальные группы и личность становятся активными участниками конструирования ее нового качества. Именно поэтому система ценностных ориентаций, сформированная такой средой, представляет особый интерес и заслуживает пристального внимания.

Сегодня признано, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элемент действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться абсолютными, в виде материальных и нематериальных предметов, либо заключаются в самом человеке, в его биологических потребностях. Следует отметить, что ценностная проблематика является достаточно разрабатываемой в современной науке.

Ценности можно определить как концепции жизненных предпочтений личности (или социальной группы,), отражающие ее способности осмысления окружающей реальности, оценочного отношения к ней, а также ее эмоциональное (аффективное) состояние, волютивные интенции и выступающие главными мотиваторами поведения и деятельности того или иного социального субъекта.

Проанализировав понятия "ценности" и "ценностных ориентаций" следует отметить, что если первое из них (ценности) принадлежит категориальному аппарату социологии, то второе (ценностные ориентации) - социологии и социальной психологии. То есть ценностные ориентации в большей степени являются собственно социологическим понятием, поэтому именно его феномены, прежде всего, подлежат изучению в социологии. Социолог исследует не столько ценности, сколько ценностные ориентации как процесс и результат интериоризации личностью (группой) этих концептов, поскольку именно они выступают "связующим звеном между индивидом и обществом".

Молодежь, как особая социально-демографическая группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку именно она является чутким индикатором изменений, которые происходят, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем.

Следует отметить то, что молодым нужно предоставить самостоятельность, потому что без нее они не смогут сформироваться как личности. Противоречие между зарождающимся самосознанием личности и степенью готовности общества принять его и способствовать его дальнейшему саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению. Способность к такому обновлению зависит от того, насколько та или иная общественная организация учитывает реальные потребности и интересы молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к своему будущему.