Смекни!
smekni.com

Ценности и ценностные ориентации современной молодежи (стр. 8 из 13)

По Инглехарту, изменения в данной плоскости ценностного сознания, а именно движение от материализма к постматериализму и предопределяют сегодня глобальные ценностные перспективы [37, c. 132].

В современной социологической литературе, в том числе обращающейся к проблемам постмодернизма как социально-философской теории и постмодерна как состояния общественной системы, существует расхожее мнение о том, что все, чему исследователь не может найти названия, можно обозначить, используя слово-приставку пост (постсоветский, посткоммунистический, постмодерный и т.д.). Однако, как представляется, подобного рода понятия возникают не только по названной выше причине, дело в том, что они, как правило, отражают феномены, характерные для переломных этапов социальных изменений, т.е. собственно социокультурной трансформации. Реформирующееся общество, как бы далеко оно не ушло по этому пути, всегда содержит как новые, так и старые, оставшиеся от прежней системы социокультурные элементы. Наличие последних (непосредственное или в снятом виде), преемственность социокультурных форм и отражается, на наш взгляд, в понятиях, содержащих такой вербальный элемент, как пост. Таким образом, постсоветские, постсоветские и т.д. Феномены — это не абсолютно другие, отличные от советских, модерных и т.д. феноменов. В первых обязательно (в явной или латентной форме) содержатся элементы последних, без чего они просто не могут быть таковыми.

Следует отметить, что более корректным использовать понятие смысложизненные ценности. Эти ценности свойственны любому типу общества, хотя, естественно, большинство из них возникло в условиях традиционного общества как исторически более раннего.

В связи с этим еще раз следует подчеркнуть, что смысложизненные ценности европейской культуры, несомненно, отличаются от смысложизненных ценностей азиатской и т.д. культур. Естественно, исследователей интересуют те ценности, на базе которых происходило социокультурное развитие украинского общества.

Подытоживая все, что выше сказано можно сделать вывод о том, что существует большое множество концепций и теорий по определению ценностей и ценностных ориентаций. Но, главным является, то, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элемент действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться как абсолютными в виде бога, могут заключаться в виде материальных и нематериальных предметах, либо в самом человеке, в его биологических потребностях.

Ценности играют существенную роль в интеграции системы личности и социокультурной системы, обеспечивая необходимую между ними адекватность. В этом плане как личная, так и общественная жизнь с необходимостью требуют ценностных стандартов, в отношении которых должно доминировать всеобщее согласие.

Проанализировав понятия "ценности" и "ценностных ориентаций" следует отметить, что если первое из них (ценности) принадлежит категориальному аппарату социологии, то второе (ценностные ориентации) - социологии и социальной психологии. То есть ценностные ориентации в большей степени являются собственно социологическим понятием, поэтому именно его феномены, прежде всего, подлежат изучению в социологии. Социолог исследует не столько ценности, сколько ценностные ориентации как процесс и результат интериоризации личностью (группой) этих концептов, поскольку именно они выступают "связующим звеном между индивидом и обществом".

Следует отметить, что новая ценностная система украинского общества только начинает свое становление. Процесс этот носит противоречивый характер. Ценностная амбивалентность, конфликт ценностей нередко провоцируют социальную и социально-психологическую напряженность в обществе. Однако, именно противоречивость придает ценностным феноменам динамичный характер, что позволяет их субъектам и носителям быстрее адаптироваться а сложным условиям изменяющегося социума.


2. Молодежь в ценностном измерении

2.1 Молодежь как особая социально-демографическая группа

Термин "молодежь" является многоаспектным в своем толковании. Это и подростки, уже считающие себя вышедшими из этого возраста, а посему не признающие ни внешних регуляторов, ни, тем более, внутренних запретов; и уже обремененные семейными заботами молодые родители.

Одно из первых определений понятия "молодежь" было дано в 1968 г. В.Т.Лисовским: "Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет" [21].

Согласно определению толкового словаря, молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Демографический стандарт Украины рассматривает молодёжь как группу людей от 14 до 35 лет.("Про сприяння соціальному становленню та розвитку молоді в Україні" від 05.021993.№2998-XII)

Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – семейной и несемейной социализации.

Социализация – это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных групп и социальных структур, в различные действия социальных норм посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности [6].

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Социализация охватывает процесс и результаты взаимодействия индивида со всей совокупностью социальных влияний. Особо хочется выделить мысль авторов о социализации как о процессе взаимодействия индивида с социальным окружением (например, И.С. Кон, В.Б. Ольшанский). В этом видится начало отхода от понимания пассивной роли индивида в социализации.

Социализация по своей сути является процессом взаимо- и самореализации личности в ходе ее активно-трудовой деятельности. Здесь важно также указать, что социализация личности – не просто однонаправленный процесс обучения индивида социальным ролям, но и процесс взаимовлияния. Возможность такого влияния заложена в наличии определенной свободы для активности личности, реализующей в огромном многообразии вариантов интеракции личности в ходе социализации. Разнообразно и сочетание основных сил, влияющих на этот процесс. Это и физические, и психические, и социальные особенности человека. Под влиянием разнообразия и многогранности каждого индивида в конкретных вариантах взаимодействия формируются уникальные личности с индивидуальными особенностями реализации моделей социализации.

Социологические, экономические и культурные характеристики молодёжи претерпели значительные изменения в результате демографических изменений и изменений в социальной окружающей среде, индивидуальном и коллективном поведении, отношениях внутри семьи и условий на рынке труда.

Общественные проблемы, по сути, во многом ведут свое начало от молодежи и в этом смысле являются молодежными. Это означает, что исследования молодежи вне общества в целом абстрактны, неполны. На этом основании строится широко распространенная ошибка, что никаких особых проблем молодежи не существует, есть проблемы общества, и их надо решать. Если решить проблемы общества - решатся и проблемы молодежи.

В книге "Социология молодёжи" под редакцией В.Т. Лисовского молодежные проблемы подразделяются на две группы. К первой относятся специфические молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи. Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи и т. д.).

Молодежь, как особая социально-демографическая группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку именно она является чутким индикатором изменений, которые происходят, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем. Не поняв молодежи данного общества, не понять всех его, в частности общих, разногласий и проблем, а тем более, не раскрыть будущего этого общества.

Современное состояние украинского общества отображает объективную необходимость рассматривать молодежь, как неотъемлемую часть социальной системы, которая выполняет особую роль в процессе развития человечества. Молодежь, как органическая часть общества на каждом этапе его развития выполняет интеграционные функции, объединяя и развивая опыт предыдущих поколений, содействуя социальному прогрессу. При этом важной функцией молодежи является трансформация из прошлого в будущее культурного и исторического наследия всего человечества в условиях естественного развития социальной системы. Таким образом, молодежь - движущая сила процесса развития общества, требующая участия всех элементов социальной системы в его формировании и направлении процесса развития по пути прогресса.