Смекни!
smekni.com

Религиозный туризм как фактор смягчения социальной напряженности (стр. 8 из 19)

Поэтому в процессе проведения экскурсий и процессе реализации религиозного тура в целом необходимо напоминать участникам религиозно-познавательной поездки о существовании данной святой правды. Её роль и значение в жизни человека и в истории его развития туристы смогут проследить, при знакомстве с уникальными памятниками архитектуры, в том числе с уникальными приемами строительства культовых зданий, с шедеврами иконописи, скульптуры, мозаики. То есть происходит знакомство с художественно-эстетическим миром изобразительного искусства, наполненного житейской мудростью притч, духовной музыкой. Чем больше и глубже будут проникать люди (туристы) в художественную суть религиозных произведений, тем более они найдут в них отражение мирской жизни, с её человеческими стремлениями, страстями и ошибками. Они будут убеждаться в том, что религиозное искусство не столько возвеличивает Бога, сколько обожествляет человека, судит о его жизни и деятельности с точки зрения высших общечеловеческих идеалов. В итоге совершается приобщение людей к ранее отторгнутым от них пластам общечеловеческой и национальной культуры.

Религиозный тур часто может быть посвящен определенной тематике. Так например могут быть организованы поездки исторической памяти. Речь идет о выдающихся деятелях русской истории, канонизированных святых – например, о Сергии Радонежском, Александре Невском, о традиционных днях поминовения мертвых. Такие туры несут в себе мирское, патриотическое, общечеловеческое содержание. Участники тура становятся духовными носителями родной истории, в сознании и памяти которых живут предшествующие поколения, а вместе с ними и народные традиции, обычаи и дух народа.

Религиозный туризм раскрывает сущность категорий веры и надежды, которые имеют для каждого человека огромный социальный смысл. Для того, чтобы жить праведно, человеку необходимо верить в добро, истину, красоту, в себя – нравственного, свои способности, надеяться не столько на внешнюю помощь от Бога или общества, сколько на собственные силы, способности, талант и твердую веру в успех. Ведь когда есть уверенность в себе и все силы отдаются достижению поставленной цели, тогда рождается надежда осуществить в жизни свое предназначение. Вера и надежда являются той морально-психологической движущей силой, которая обеспечивает адаптацию человека к условиям жизни в социуме, активно стимулирует его общественно полезную деятельность и может повысить производительность труда персонала различных компаний различных сфер.

Рассматривая активное вовлечение людей в религиозно - познавательные туры, можно выделить причину полученияположительных эмоций, которые позволяют людям ощутить себя в новых жизненных обстоятельствах, обрести свой опыт принятия решений и оценки привычного окружения. Таким образом человек получает позитивное психическое состояние. Положительные эмоции и впечатления, которые являются для человека позитивно оздоровляющим, возбуждающе действующим факторами, прямо влияющие на качество течения всех его жизненных процессов, сознания и чувств и соответственно, в совокупности на качество жизни в целом.

На основании приведенных выше сущностных определений сторон религиозного туризма, смело можно утверждать, что именно религиозному туризму предназначена многофункциональная роль в социуме. Среди них неизменно присутствуют такие, как политико-экономическая, религиозно-культовая, образовательная, минипулятивно – психологическая, нравственно - утешительная, здравоохранительная, культурологическая и воспитательно-педагогическая.

Религиозный туризм способствует налаживанию индивидуальных связей между людьми из разных регионов и стран, что позволяет перенимать лучший социокультурный опыт.

Религиозный туризм есть инструмент общественного и индивидуального сознания, который способствует единению человечества, укреплению взаимосвязей межнационального, интернационального, а также на воспитание и укрепление человеческого духа, долга и чувства патриотизма.

Глава 2. Ресурсный потенциал религиозного туризма в России.

2.1. Типы и виды объектов религиозного туризма

Всемирная туристская организация отмечает, что число интересующихся религиозно – познавательными турами ежегодно растёт на 50-65%. Динамику подобных масштабов едва ли можно обнаружить, анализируя какие-либо иные виды туризма. Говоря о быстро развивающемся религиозном туризме в мире и России, важно выявить его потенциал, выявить монастыри, святые места и паломнические центры, определить их типы и виды, что составляет основу маршрутной сети религиозного туризма. Тем самым попытаться предвидеть дальнейшее его развитие с тем, чтобы уже сегодня предпринять важные шаги на пути к оптимизации и развитию религиозного туризма.

В соответствии со статьей 3Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (№ 73 от 25 июня 2002 г.) объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);

ансамбли- четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

На территориях современных России, Украины, Белоруссии с первых веков существования христианства возникали монастыри и храмы как центры религиозной жизни населения. Многие из них сохранились до наших дней в практически первоначальном или видоизмененном состоянии. Некоторые, например храм Христа Спасителя в Москве, были в недавнее время восстановлены.

Перед специалистами, изучающими вопросы и проблемы религиозного туризма, возникает вопрос о принципах классификации существующих объектов РПЦ, в первую очередь монастырей и храмов. В зависимости от признаков классификации одни и те же объекты могут оказаться в разных, даже противоположных группах. Однако различные классификации культовых объектов как центров привлечения туристов-экскурсантов и паломников помогут сотрудникам турфирм в создании и продвижении своего продукта. Можно предложить следующие классификации монастырей РПЦ: 1) по страновой принадлежности; 2) по удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности; 3) по составу несущих монашеские обеты; 4) по возрасту монастыря в контексте исторической эпохи.

Можно выделить ряд особенностей приема, размещения паломников и их обязанностей перед монастырем.

1. Монастыри, принимающие паломников по предварительной договоренности или благословению настоятеля. В Троице-Сергиевой лавре приезжающим необходимо иметь при себе паспорт, и они
могут прибыть в монастырь по предварительной договоренности с паломническим центром или туристской организацией. Так, например, в Соловецком монастыре за благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благочинному монастыря. О приезде больших групп туристов или паломников следует договориться заблаговременно. В Валаамском монастыре паломников принимают только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу. Свято-Иоанновский ставропигиалъный женский монастырь (Санкт-Петербург) предлагает туристам и паломникам заблаговременно договориться о проживании в обители. Мужской монастырь Свято-Николо-Тихонова пустынь принимает паломников в ограниченном количестве.

2. Монастыри: а) принимающие паломников на ограниченный срок; б) специально не обговаривающие сроки пребывания.Пафнутиево-Боровский монастырь, мужской монастырь Калужская Свято-Успенская Тихонова Пустынь (Калужская обл.) принимают приезжающих на срок до семи дней, Троице-Сергиева лавра - на сутки. Свято-Екатерининский мужской монастырь (Московская обл.) принимает однодневные группы. Им проводится экскурсия и предоставляется монастырская трапеза. В Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский монастырь (Приморский край) приезжают группы туристов или паломников, живущих на территории приморской епархии. Часто паломники остаются в монастыре на длительный срок.