Смекни!
smekni.com

Религиозный туризм как фактор смягчения социальной напряженности (стр. 9 из 19)

3. Монастыри: а) предоставляющие возможности проживания и (или) питания; б) не предоставляющие таких услуг.В Троице-Сергиевойлавре для гостей устраиваются бесплатные завтрак, обед и ужин в паломнической трапезной. Талоны на питание выдаются ежедневно в мужском странноприимном доме по предъявлении паспорта. Паломники без талонов обслуживаются в последнюю очередь. Даже при таком крупном монастыре, как Троице-Сергиева лавра, гостиницы — женский и мужской странноприимные дома — не могут вместить всех желающих. Макариево-Унженский женский монастырь предоставляет гостиницу для паломников. Некоторые монастыри имеют ограниченные возможности размещения туристов и паломников и поэтому принимают их на непродолжительное время, например, Артемиево-Веркольский мужской монастырь (Архангельская обл.).

Кирилло-Белозерский мужской монастырь, известный паломнический центр русского севера (Вологодская обл), не имеет мест для приема и размещения большого количества паломников. Но они могут разместиться либо в городской гостинице райцентра Кириллов, либо нанаходящейся рядом турбазе «Сиверская».

4. Монастыри, принимающие: а) только мужчин; б) паломников как мужского, так и женского пола.Только мужчин принимают Афонский Свято-Пантелеимонов мужской монастырь (монашеская республика Афон, Греция), Пафнутьев-Боровский монастырь. Туристов и паломников обоих полов принимают многие монастыри России, например Троице-Сергиева лавра, Валаамский монастырь. В Богородицком Высоцком мужском монастыре имеются мужская и женская гостиничные кельи на 20 мест каждая для паломников, прибывающих на несколько дней, при наличии паспорта. Паломникам, прибывающим на несколько дней и больше, в монастыре настоятельно рекомендуются послушания. К примеру, в Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни паломники заняты строительными работами.

5. Монастыри: а) взимают; б) не взимают плату за пребывание на их территории и питание.Многие монастыри РПЦ не берут денег с приезжающих туристов и паломников, предоставляя им бесплатное проживание и питание. Как мы только что видели, в монастырях от них требуется выполнение работ, или послушание от паломников.

6.Монастыри: а) предоставляющие транспорт паломникам; б) не предоставляющие транспорт. Монастыри могут предоставлять транспорт в определенные дни недели или времена года. Это касается некоторых из отдаленных монастырей, до которых приходится добираться на «перекладных». При этом уже сложилась традиция посещения этих монастырей туристами и паломниками. Виды транспорта, предоставляемые монастырями, могут быть различными. Например, Артемиево-Веркольский монастырь летнее время в воскресные дни организует переправу гостей через реку Пинега. Более распространено предоставление монастырями автобусов, которые берутся в аренду. Монастырский автобус Свято-Успенской Тихоновой пустыни несколько дней в неделю утром забирает туристов или паломников из Калуги, а вечером привозит обратно.

7.Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.

В качестве примера монастырей, имеющих на своей территории православные музеи и библиотеки, возьмем Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь (Свердловская обл.). В монастыре создан церковно-православный музей и имеется библиотека более чем на 3 тыс. томов. В Свято-Даниловом монастыре также действует музей, экспозиция которого рассказывает об истории обители, о новомучениках и исповедниках российских, о традициях старчества в РПЦ. В Новодевичьем монастыре в Москве с 1934 г. по настоящее время находится филиал Государственного исторического музея.

8.Монастыри, организующие в своих стенах или под своим покровительством: а) православные гимназии, епархиальные училища, общеобразовательные школы; б) детские приюты и богадельни; в) одновременно учреждения обеих категорий. В настоящее время происходит усиление влияния РПЦ на жизнь в российском обществе. Возрастает число вышеназванных заведений в рамках образовательной и благотворительной деятельности церкви. Поэтому все большее число монастырей открывает такие заведения или активно участвует в их работе. В Свято-Успенском женском монастыре (Ивановская обл.) 30 девочек-сирот в возрасте 6—16 лет воспитываются в монастырском приюте. Они учатся в монастырской православной женской гимназии, имеющей государственную лицензию. В Приволжском Свято-Никольском женском монастыре (Ивановская обл.) имеются приют и общеобразовательная школа для девочек-сирот из неблагополучных семей. Школа имеет государственную лицензию. В Казанском Девичьем женском монастыре (Калуга) в здании бывшего Духовного училища находятся православная гимназия и женское епархиальное училище. Свято-Николаевский монастырь открыл православный приют «Отрада» для детей, родители которых страдают алкоголизмом и наркоманией. При Свято-Духовом мужском монастыре (Волгоград) действует Царицынский православный университет прп. Сергия Радонежского. В Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре (Московская обл.) действует православный благотворительный медицинский центр, в котором сестры монастыря, являющиеся дипломированными специалистами, оказывают безвозмездную помощь населению. За год принимают до 3 тыс. пациентов.

9.В каждом монастыре имеются свои особенности проведения служб, а также их расписание.[16]

Все эти особенности следует учитывать сотрудникам туристских фирм, планирующих и организующих поездки по монастырям. Если какая-нибудь группа туристов или паломников хочет посетить ряд монастырей для молитвенного общения, следует очень внимательно разрабатывать маршрут, учитывая особенности каждого монастыря в отдельности, соотнося монастырское расписание служб со временем пребывания в пути, питания, отдыха и т.д. Если этого не делать, то могут возникать накладки по расписанию в этот день.

По страновой принадлежности можно выделить монастыри и храмы, находящиеся:

1) на территории России;

2) на территориях республик СНГ. Как и на территории России, здесь существуют епархии РПЦ, например Киевская, Одесская, Харьковская, Черниговская и др. (Украина), Минская, Гомельская, Брестская и др. (Белоруссия), Алмаатинская, Уральская (Казахстан), Ташкентская (Узбекистан, Кыргызстан, Турк­менистан);

3) на территориях стран дальнего зарубежья. Монастыри и храмы находятся на территориях Корсунской епархии (Франция, Италия, Швейцария), Таллинской епархии (Эстония) и ряда других;

4) на двух территориях, играющих особую роль в жизни православных верующих, — Святой земле (Русская духовная миссия) и Афоне.

По удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности для туристов можно обозначить четыре вида монастырей.

1.Объекты, находящиеся в крупнейших городах России и других стран (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Киев) и их ближайших окрестностях. Например, это Свято-Троицкая-Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь (г. Сергиев Посад Московской обл.) и многие другие. Они обычно посещаются большим количеством людей, и к ним легко добраться различными видами транспорта: самолетом ли поездом (в случае прибытия туриста из другого города или страны), пригородным поездом, на автобусе, метро или пешком.

2.Монастыри, находящиеся в областных, краевых, республиканских центрах России и стран СНГ, в районных центрах, ряде других городов и их ближайших окрестностях; относительно легкодоступные в транспортном отношении. Среди очень большого количества таких объектов можно, к примеру, назвать Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, расположенный в 5 км от Вологды, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Кострома), Свято-Боголюбский мужской монастырь (в окрестностях Владимира). Эти объекты также посещает большое количество прихожан, одновременно сюда устраиваются экскурсии и паломнические поездки. Ежегодное число туристов может колебаться в зависимости от экскурсионной популярности и религиозного значения храма, монастыря, скита, раки со святыми мощами, чудотворных икон и т.д. На это также влияет то, насколько далеко находится этот объект от основных поставщиков туристов (крупных го­родов России и в гораздо меньшей степени иностранных государств).

3.Монастыри, расположенные в стороне от основных транспортных путей, часто в относительно малонаселенных местах, но в силу их особого значения как паломнических центров привлекающие достаточно большое число посетителей. Типичными примерами таких объектов являются Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (Соловецкие о-ва в Белом море). В тех случаях, когда эти религиозные центры находятся в малонаселенных районах, они имеют ограниченное количество посетителей из числа местных жителей и большинство приезжающих являются паломниками или туристами- экскурсантами.

4.Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обычно малонаселенных районах. Примером может служить Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь, расположенный в Онежском районе Архангельской области. Населенных пунктов вблизи монастыря нет, дороги отсутствуют. Добраться до монастыря можно лишь на вездеходе или вертолете.

По составу несущих монашеские обеты монастыри разделяются на мужские и женские. К примеру, в Московской епархии мужскими являются: Свято-Данилов ставропигиальный монастырь (Москва), Донской ставропигиальный монастырь (Москва), Высокопетровский монастырь (Москва), Саввино-Сторожевский ставопигиальный монастырь (Московская обл.) и многие другие.