Смекни!
smekni.com

Эволюционный час российской философии (стр. 1 из 10)

К.С. Хруцкий

Пробил 'эволюционный час' российской философии: будущее благополучие мировой цивилизации невозможно без воссоздания оригинальной деятельной русской (космистской) философии.

Вопросы, на которые пока нет ответа.

Поводом к данному философскому исследованию послужила аналитическая заметка проф. В.Ф. Дружинина ("P.S. (Постскриптум)", в Вестнике РФО №3, 2004). Многие вопросы, поднятые здесь ученым, более чем актуальные и очевидны, тем не менее до сих пор отсутствует организованный поиск для их решения. Например, обсуждая заявленную тему IV Российского философского конгресса, В.Ф. Дружинин задается вопросом: "…главное, обоснован ли выбор темы конгресса "Философия и будущее цивилизации", когда "для отечественной философии нет сегодня более острой проблемы, чем ее собственное ближайшее будущее"? Поэтому, философ конкретно предлагает, в том числе: "Изменить заявленную тему конгресса на другую: "Философия России – прошлое, настоящее, будущее".

В целом, на мой взгляд, вопрос номер один: в каких отношениях состоят сегодня реальный мир и изучающая его философия. Философия – это наука, или это некое особое культурное образование? В советские времена этот вопрос был предельно ясен для любого, начиная со школьного возраста – философия, на строгих научных основаниях и в единстве с другими науками, 'глобализировала' коммунизм во всем мире, прокладывая путь в 'светлое' будущее для всех – для всей мировой цивилизации. Но сегодня другие времена. Поэтому, главный вопрос Конгресса: "Философия и будущее цивилизации", в какой степени он соотносится с реалиями мира нашего проживания. Происходящий в настоящем процесс глобализации – это реальность? Безусловно. Участие России в нем необходимо? Безусловно, поскольку культурная изоляция противоестественна и пагубна. Почему тогда названием Российского конгресса не является "Российская философия и будущее цивилизации"? Тем более, как правильно отмечает В.Ф. Дружинин, будущее самой России находится под большим вопросом. Страна по-прежнему переживает жестокий демографический кризис, продолжаются процессы депопуляции (смертность значительно превышает рождаемость) и деградации (физической и духовной) населения, в областях с преимущественным проживанием коренного (русского) населения. В Великом Новгороде, например, средняя продолжительность жизни мужчин по-прежнему сохраняется на уровне 54 лет. При этом абсолютная реальность состоит в том, что русский народ является государство образующим народом, его численность составляет 85% от общего населения (по данным последней переписи). Таким образом, если Россия собирается поучаствовать в "будущем цивилизации", ей необходимо решить вопросы с сохранением собственного здоровья – именно для того, чтобы активно участвовать в строительстве будущей благополучной цивилизации.

Тем не менее, на фоне этих реалий, по сути, напрямую затрагивающих благополучие (здоровье) практически каждого из нас (по крайней мере, 85% от всего населения России), предстоящий Конгресс в своей программе выставляет термин "здоровье" лишь один раз (из 59 обозначенных разделов – менее 2%) – для круглого стола "Философия и здоровье"; как и термин "русский" – для секции "История русской философии". Не следует ли это понимать, что русская (благополучная) цивилизация (здоровый русский человек) имеет лишь "историю" – лишь прошлое, но не имеет настоящего и будущего?

Общая теория функциональных систем (П.К. Анохина) учит, что без первичной постановки цели (вопроса), никогда не будет и удовлетворительного результата по его разрешению. Важно, что разрушающий страну кризис имеет именно комплексный характер. Кому же, как не философам заниматься в первую очередь обнаружением причин происходящих комплексных кризисов и выявлять основания и направления их разрешения – достижения условий здоровой жизнедеятельности для коренного населения страны их проживания? Принципиально, что речь идет именно о философском рассмотрении сложных кризисных явлений – для обнаружения универсальных (рациональных, значит – научных) истин (оснований), пригодных как для практического (антикризисного) применения, так и для целостной интеграции всех субъектов жизни в направлении недопущения будущих кризисов, но категорически отрицается любая форма политического или идеологического рассмотрения вопроса, поскольку, в конечном счете, политика всегда приводит к разобщению и противостоянию субъектов совместного проживания.

Эволюция жизни на Земле - это, в конечном счёте, макро-эволюционный процесс.

Верно, что российская культура многонациональна и многополярна, но сердцевину ее целостного образования, существования и развития все-таки составляет как раз русская (славянская) культура. Это такое же явление реальности, как и происходящий мировой процесс глобализации. Столь же реально и существующее неблагополучие (нездоровье) русского населения. Более того, если говорить о будущем, то, при сохранении существующих тенденций, русское население ожидает катастрофа (демографический коллапс) уже в первой половине XXI века. Перспектива повторения исторической судьбы североамериканских индейцев становится для русских все более отчетливой. Таким образом, если философия собирается непосредственно реагировать на актуальные вопросы текущей реальности, то счет идет уже не на годы (направленной и активной рефлексии), а, может быть, даже на месяцы. По крайней мере, прошли времена, когда необходимые "макроизменения" в человеческой истории охватывали столетия, позволяя культурным ценностям и другим переменам происходить постепенно.

Термин "макроизменение" принадлежит Эрвину Ласло, автору многих книг, в том числе и с названием "Макроизменение". Эрвин Ласло – ученый с большим именем, признанный в мире основателем философии систем и общей теории эволюции. Он также редактор журнала "World Futures". Благодаря его научной деятельности, реабилитирован термин "эволюция", который с подачи Чарльза Дарвина, изменил свой исходный смысл на другое значение – "постепенного появления различий между видами через естественный отбор". В целом, в современной научной среде безусловно продолжают господствовать дарвинистские представления, что основными движущими силами эволюции являются как раз микроэволюционные силы "постепенного появления различий". Концепции "sustainable development" и "коэволюции человека и биосферы" (Н.Н. Моисеев, 1997 г.) как раз ярко представляют это направление. Нет сомнения, что дарвинистские идеи адаптационизма, как движущей силы эволюции, сегодня чрезвычайно могущественны. Они имеют именно эпистематический характер и подспудно главенствуют в умах современных философов и ученых в объяснении развития всех форм жизни, включая общественные науки и культуру в целом.

Тем не менее, важно, что Эрвин Ласло борется за возвращение истинного смысла термина "эволюция" как имеющего изначально макро-эволюционный характер. Он призывает к созданию "новой науки об эволюции", не просто эволюцию биологических видов, а исследующую общую логику для физических, биологических и общественных процессов – по формированию новых систем на более высоких уровнях.

В первую очередь, разумным может оказаться различение двух типов рассмотрения будущего времени: 1) микроэволюционного типа – проецируемого из настоящего времени, как практиковал Дарвин; 2) макроэволюционного типа – эмерджентного в своей сущности. "История – это философия, преподающая на примере", – учил античный философ Дионисий. Существенно, что эволюционный процесс жизни на Земле заключает в себе именно макро-эволюционный характер: зарождение жизни и появление прокариотов; происхождение одноклеточных организмов с ядром – простейших; происхождение форм, размножающихся половым путем; возникновение чувствующих животных, с нервной системой и примитивным мозгом; появление сознательных животных, именно людей; в последующем – возникновение (эмердженция) и восхождение уровней эволюции общественной жизни на Земле: родов, племен, возникновения и истории общественно-государственных организаций людей и цивилизаций; следующим эмерджентным уровнем, по логике, неминуемо состоится целостное человечество. Все восходящие эволюционные уровни организации жизни эмерджентны, т.е. для них характерна внезапность возникновения, самостоятельность в своем целост­ном существовании, как и необъяснимость этой автономии на основании законов существования предшествующего целостного уровня организации жизни. Так же существенно, что с момента появления человека – биологи­ческого вида Homo sapiens, мы имеем качественно отличный этап в мировом эволюционном процессе. Отныне, в нарастающем значении, имен­но сознательное конструктивное и креативное вмешательство человека в мировой эволю­ционный процесс определяет его будущую судьбу. В настоящем современный человек в целом управляет процессом эволюции жизни на Земле.

В своем Космистском подходе я полагаю, что эмерджентным ха­рактером обладает не только процесс биологической или общественной эволюции, но и рост культурных (философских, научных) знаний, как и процесс каждого индивидуального развития, например, – онтогенеза личности. Аналогичным образом, реконструируя фундаментальные структуры цивилизации и интерпретируя историю как ряд "прерывностей", французский философ Мишель Фуко выдвинул (в 1960-х) понятие "эпистемы" и "дискурса". Фуко полагал, что существует некий глобальный принцип организации всех проявлений человеческой жизни – эпистема, которая, в его понятии, является скрытой универсальной моделью (структурой) построения человеческой культуры и цивилизации. Сам Фуко относительно редко использовал понятие "эпистемы" в своих трудах (термин "эпистема" активно используется мною в нижеследующем материале). Известно, что он выделял не менее пяти "эпистем", относящихся к европейской истории: античную, средневековую, возрожденческую, просветительскую и современную. Однако, в современном философском языке термин "эпистема", как правило, употребляется в более широком значении: речь чаще идет об эпистеме западного мира в целом, а не об эпистеме отдельного культурно-исторического периода. В философии науки понятие эпистемы используется сходно с понятием парадигмы.