Смекни!
smekni.com

Любовь как философская категория (стр. 15 из 21)

Именно эта тема является лейтмотивом пьесы Евгения Шварца, квинтэссенция которой заключена в монологе Хозяина: “Я, на свою беду, бессмертен. Мне предстоит пережить тебя и затосковать на веки. А пока – ты со мной, и я с тобой. С ума можно сойти от счастья. Ты со мной. Я с тобой. Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто они бессмертны, - смерть иной раз отступает от них”.

Итак, на материальном уровне Сексуальное Влечение, как Единолюбие проявляется в виде Безрассудства реальной Любви, как преобладания чувства над разумом, отказ от поиска какой-либо материальной выгоды от любви и отказ задумываться о последствиях своего чувства.

Подведём краткие итоги:

На материальном уровне основным отличительным признаком реальной Любви является Сексуальное влечение, как Единолюбие:

На трансцендентном уровне – Сексуальное Влечение, как Единолюбие проявляется в виде Спонтанности реальной Любви, её самопроизвольности, внезапности и самостоятельности.

На уровне взаимодействия – Сексуальное Влечение, как Единолюбие проявляется в виде Идеализации любимого человека, игнорировании его недостатков и преувеличении его достоинств.

На материальном уровне – Сексуальное Влечение, как Единолюбие проявляется в виде Безрассудства реальной Любви, как преобладания чувства над разумом, отказ от поиска какой-либо материальной выгоды от любви и отказ задумываться о последствиях своего чувства.

Глава 5. Любовь к себе и к другим

Исследование феномена Любви было бы неполным без рассмотрения таких понятий, как любовь к себе и к другим. Но прежде, подведём краткие итоги трёх предыдущих глав, исследующих реальную Любовь.

Реальная Любовь – это любовь между конкретными мужчиной и женщиной, как стремление любить самому, а не желание быть любимым другими. Отношения, которые, в принципе, не могут дать новую Жизнь, не могут быть реальной Любовью.

Единение возможно лишь при безусловном признании РАВЕНСТВА Достоинств любящих друг друга. В противном случае реальная Любовь является всего лишь симбиотическим единством по принципу господство – подчинение (садизм – мазохизм), то есть психологической зависимостью или рабством.

Без Жертвенности, как реализации своей внутренней силы, радости от утверждения собственной индивидуальности и жизнеспособности, реализуемых через дарение избытка своей силы другому человеку, реальная Любовь невозможна.

Реальная Любовь возможна только, как Единолюбие, то есть невозможность в определенный, достаточно продолжительный период времени любить более чем одного человека, а, следовательно, и вступать в физическую близость с кем-либо, кроме этого человека.

Главные отличительные признаки реальной Любви можно изобразить в виде таблицы:

Таблица 1.

Реальная Любовь Признаки Любви
Единение, как преодоление отделённости, отчуждённости и одиночества Жертвенность, как реализация своей внутренней силы Сексуальное Влечение, как Единолюбие
Уровни Трансцендентный Взаимодействия Материальный
Трансцендентный Постоянное присутствие любимого человека в сознании и в сердце любящего, непрерывная настроенность на него, как максимально возможная форма духовного единства. Дарение любимому человеку самого дорогого, что есть у любящего – самого себя, своей жизни и своего счастья. Спонтанность реальной Любви, её самопроизвольность, внезапность и самостоятельность.
Взаимодействия Стремление к долгосрочным отношениям, создание и сохранение семьи, как максимально возможная форма социального единства. Благодарность любящего человека своему любимому за бесценный дар его личности, всемерная защита любимого человека и забота о нём. Идеализация любимого человека, игнорирование его недостатков и преувеличение его достоинств.
Материальный Постоянное стремление к физической близости с объектом любви, как максимально возможному физическому ощущению единства. Безграничное Доверие к любимому, желание полностью, без остатка отдать всего себя любимому человеку, слиться с ним в едином экстатическом порыве физической близости. Безрассудство, как преобладание чувства над разумом, отказ от поиска какой-либо материальной выгоды от любви и отказ задумываться о последствиях своего чувства.

Итак, основными признаками Реальной Любви являются: Единение (духовное, социальное, физическое), Жертвенность (дарение, благодарность, доверие) и Единолюбие (спонтанность, идеализация, безрассудство).

Совокупность этих девяти признаков является необходимым и достаточным условием Реальной Любви. При несоответствии каких-либо чувств или отношений этим признакам, они не могут являться Реальной Любовью. Что касается отношений между кровными родственниками разной степени близости, то их целесообразней было бы считать именно родственными чувствами, а не собственно Любовью, так как любовь без сексуального влечения, это уже не совсем Любовь, а точнее, совсем не Любовь. А, сексуальное влечение между родственниками, это психопатология, ведущая к вырождению человека, как биологического вида.

Религия, как и некоторые учёные, которые вольно или невольно подыгрывают религии, пытаются представить, любовь между мужчиной и женщиной, лишь как один из многих видов некой Всеобщей Великой Любви, причём вид самый низменный, животный. Делается это для того, чтобы принизить Любовь между мужчиной и женщиной, подменить её различными абстрактными и нежизнеспособными конструкциями, различной степени красивости. Именно красивости, а не красоты.

На самом деле, никакой другой любви, кроме Любви Реальной, описанной в предыдущих главах, в мире попросту не существует. Именно Реальная Любовь между мужчиной и женщиной является той самой Всеобщей Великой Любовью, которая призвана спасти Мир, более того, на протяжении тысячелетий, УЖЕ спасающая этот Мир, поднимающая человека от его животности до его же трансцендентности, медленно, но неуклонно превращающая человека в Человека. Все остальные “виды любви”, суть химеры, пытающиеся увести человека, как можно дальше от Истины.

У человека существует лишь две возможности по отношению к реальной Любви: он может быть способен или неспособен к ней. Если человек способен к реальной Любви, то он не может любить самого себя, и не знает, что это такое. Если человек не способен к реальной Любви, то он может любить только самого себя, и не знает, что такое Любовь к другим людям.

Любовь к себе.

Первый миф о Любви, давно и надёжно укоренившейся в общественном мнении, а также в работах различных авторов, это миф о том, что любовь к другим начинается с любви к себе. Все утверждения подобного рода можно объединить в рамках «Я-концепции» американского психолога Карла Роджерса.

Восприятие и интерпретация человеком самого себя, или его Я-концепция («самость»), отражают те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, как он видит себя в связи с различными ролями, которые играет в жизни. Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть (реальное “Я”), но также и то, какими мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть, т. е. идеальное “Я”. Идеальное «Я» отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это “Я”, которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Роджерс полагает, что расстройства поведения являются результатом несоответствия между “Я” и переживаниями человека. Люди с сильным несоответствием между реальным, осознанным “Я” и “идеальным «Я» обладают плохой психологической адаптацией, имеют более низкую степень самоактуализации, почти не способны к самоприятию, более тревожны, эмоционально нестабильны и невротичны.

Многие люди имеют негативную «Я-концепцию». Они недовольны собой, не способны принимать себя и соответственно не могут принимать других. Они недовольны всей жизнью и всеми окружающими людьми. Самоприятие является важным и необходимым условием для полноценного функционирования человека. Неприятие себя сопровождается существенной враждебностью к другим, т. е. отношение к себе отражается на отношении к другим.

Вот это, последнее положение, подтверждённое многочисленными и многолетними исследованиями самых различных психологических направлений, и является основным “доказательством” того, что любовь к другим начинается с любви к себе. На самом деле, здесь происходит подмена понятий: отношение к себе, положительная оценка себя, уважение, приятие себя, это вовсе не Любовь. Все эти действительно важные понятия, сами по себе, Любовью не являются. Выше уже говорилось, что, словом “любовь” зачастую называют понятия и явления, Любви совершенно несвойственные, иногда, прямо ей противоположные.

Например, люди, состоящие в браке, заводя сексуальные связи на стороне, называют своих партнеров “любовниками” или “любовницами”, тем самым уничижая и обливая грязью святое и светлое понятие Любви. Наши предки на Руси были в этом плане куда менее лицемерны. Подобные мужчины и женщины имели вполне определённое и практически официальное название: «б….ны» и «б..ди», а дети, рожденные от таких связей назывались «выб…..ми». В дореволюционных изданиях романа А. Толстого “Петр Первый”, эти слова писались без всяких многоточий. В попытках доказать, что любовь к другим начинается с любви к себе, имеет место такая же неправомерность использования понятия “любовь”.