Смекни!
smekni.com

Любовь как философская категория (стр. 5 из 21)

Любовь есть порождение и продолжение Мудрости. Только последний глупец может променять бесценный бриллиант реальной Любви на раскрашенные стекляшки беспорядочных половых связей. А разве достойны бессмертия глупцы и животные? На уровне социальных и межличностных отношений нет большей ценности, чем реальная Любовь и Семья, и любой здравомыслящий человек должен беречь их больше всего на свете.

Абсолютного единства в материальном мире достигнуть невозможно даже в семье. Утверждение: “мы никогда не знаем тех, кого любим”, оказывается горькой истиной. Во-первых, даже в семье, человек никогда не раскрывается полностью. Значительную часть информации о себе мы скрываем от близких нам людей. Скрываем не потому, что это может нас как-то опорочить, а просто оберегая своих близких от лишних и ненужных им забот и волнений. Во-вторых, мы всегда любим не только, а может и не столько человека, но образ этого человека, созданный нашим представлением о нём. И вот это наше представление о человеке может очень значительно отличаться от его реальных качеств. Как правило, мы очень сильно идеализируем тех, кого любим. Представление любящего о любимом всегда идеальнее самого человека. И наоборот, те, кто не способен любить, всегда создают образ своего партнёра, значительно занижая его качества. В своих представлениях они всегда опускают своего партнёра ниже собственного нравственного уровня. И всё же, круг единения “Он-Она” является максимально возможной формой социального единства.

Человек нравственной ментальности, устанавливая отношения с представителем противоположного пола, изначально стремится к долгосрочности и серьезности этих отношений, к созданию семьи. Завязывать поверхностные отношения, исключительно для удовлетворения своих сексуальных потребностей для него невозможно. Во-первых, такие отношения унижают его самого, как Человека, опуская его до уровня животного, во-вторых, такие отношения являются скрытым оскорблением для представителя противоположного пола, которого изначально считают доступной добычей для удовлетворения собственной похоти, что неприемлемо для порядочного человека.

Только в рамках семьи возможно достижение максимально возможного единства двух людей. Муж и жена становятся друг для друга самыми родными и близкими людьми. Ни родители, ни, даже, дети не могут иметь той степени близости, которая возникает между мужем и женой. Только в кругу семьи человек может раскрыться перед другим человеком, не опасаясь, что его слабости, страхи и комплексы будут использованы против него. Только в кругу семьи человек может максимально проявить свою индивидуальность, встречая понимание, приятие и поддержку.

“Любовь, как действительное упразднение эгоизма, есть действительное оправдание и спасение индивидуальности. Любовь больше, чем разумное сознание, но без него она не могла бы действовать как внутренняя спасительная сила, возвышающая, а не упраздняющая индивидуальность” (Соловьев В. С. Смысл любви).

Нередко, люди, прожившие вместе долгие годы, становятся даже внешне похожими друг на друга, начинают одинаково воспринимать окружающее, одинаково думать и реагировать на некоторые предметы, слова и события. Иногда это может выражаться в одновременно сказанной фразе, что показывает, что они в это самое время думали об одном и том же, и, как правило, одинаково. Только в рамках семьи возможно максимальное единение между мужчиной и женщиной.

Таким образом, стремление к единению в реальной Любви на уровне взаимодействия можно сформулировать, как стремление к долгосрочным отношениям, созданию и сохранению семьи, как максимально возможной форме социального единства.

Различные формы социального единства (кроме семьи) требуют той или иной степени приспособления, за счет отказа от той или иной части собственной индивидуальности. За принадлежность к группе надо платить, и платить, как правило, именно собственной индивидуальностью. Люди не любят и боятся тех, кто выделяется, выходит за рамки некого “среднего уровня”. Их считают выскочками, воображалами, гордецами, ставящими себя выше других людей. Таких людей избегают, отделяя их от коллектива и обрекая на одиночество.

“Единение с группой является еще и ныне в современном западном обществе преобладающим способом преодоления отделённости. Это единство, в котором индивид в значительной степени утрачивает себя, цель его в том, чтобы слиться со стадом. Если я похож на кого-то еще, если я не имею отличающих меня чувств или мыслей, если я в привычках, одежде, идеях приспособлен к образцам группы, я спасен, спасен от ужасающего чувства одиночества» (Фромм Э. Искусство любить).

Как видим, на уровне взаимодействия Единение в Любви оказывается наиболее эффективным способом преодоления отчуждённости, так же как оно оказывается наиболее эффективным в преодолении отделённости на уровне трансцендентном.

Материальный уровень.

На этом уровне отделённость проявляется как одиночество. Если человек по каким-либо причинам не смог создать семью или, что гораздо хуже, потерял её в результате каких-то обстоятельств, он остаётся один на один с этим неуютным и зачастую жестоким миром. Как правило, люди страшатся одиночества. Тяжело когда не с кем поделиться своими успехами и радостями, некому пожаловаться на свои трудности или недомогание, просто поговорить с кем-то близким. Одиночество, как отсутствие родного и близкого человека ведет к психологическому дискомфорту, а иногда и к тяжёлым депрессивным состояниям. Но, проблема преодоления одиночества решается на социальном уровне (уровне взаимодействия) и выражается в стремлении к созданию и сохранению Семьи.

Единение же в Любви на материальном уровне заключается в стремлении к максимально возможной форме физического единства. Таких форм множество. Поцелуи, объятия, танцы, особенно с близким физическим контактом, семейные застолья, походы в гости, корпоративные вечеринки – всё это, и многое другое, есть формы физического единства с различной степенью единения. Максимально возможной формой физического единства является физическая близость, со взаимным проникновением тел друг в друга. Поэтому любящие постоянно стремятся именно к этой форме физического единства, стремясь к наиболее полному слиянию тел, сердец и сознаний в экстатическом порыве физической близости. Им важна именно физическая БЛИЗОСТЬ, а не половой акт или секс, которым занимаются самцы и самки человекоподобных животных. Сравнивать диапазон и глубину психофизических ощущений, возникающих в результате физической близости двух любящих людей и случайным половым актом, всё равно что сравнивать эффект от выстрела из детского пистолета и настоящего боевого оружия. Учёными доказано, чем чаще люди имеют беспорядочные половые контакты, тем хуже у них со здоровьем, особенно психическим, и тем быстрее они стареют, очень быстро приобретая “потасканный” вид молодых старичков и старух. И, наоборот, чем чаще происходит физическая близость между любящими людьми, тем крепче у них здоровье и тем дольше они сохраняют молодость, по сравнению со своими менее удачливыми в любви сверстниками.

Таким образом, стремление к единению в реальной Любви на материальном уровне можно сформулировать, как постоянное стремление к физической близости с объектом любви, как максимально возможному физическому ощущению единства.

Ещё одним путём обретения единства на материальном уровне является Творчество. В любом виде творческой работы творческий человек объединяет себя со своим материалом, репрезентирующим внешний мир. Во всех видах творческой деятельности творец и его предмет становятся чем-то единым, то есть в процессе творения человек объединяет себя с миром. Но, этот путь оказывается ложным, потому что он не межличностен. На самом деле, человек замыкает круг единения на самого себя. Он может не ощущать своего одиночества, но одиночество то, от этого не исчезает.

Итак, на трансцендентном уровне основным отличительным признаком реальной Любви является Единение, как преодоление отделённости, отчуждённости и одиночества. Именно Единение является основанием или фундаментом реальной Любви, на котором держатся все её остальные признаки.

При, этом люди безнравственной ментальности, не признающие равенства Человеческих Достоинств и утверждающих принцип превосходства людей друг над другом, к реальному Единению и реальной Любви НЕ СПОСОБНЫ. Их попытки единения ведут лишь к симбиотическому единству, по типу: господство – подчинение; садизм – мазохизм.

Подведём краткие итоги.

На трансцендентном уровне главным отличительным признаком, фундаментом реальной Любви является стремление к Единению со своим любимым.

На трансцендентном уровне – постоянное присутствие любимого человека в сознании и в сердце любящего, непрерывная настроенность на него, как максимально возможная форма духовного единства.

На уровне взаимодействия – стремление к долгосрочным отношениям, созданию и сохранению семьи, как максимально возможной форме социального единства.

На материальном уровне – постоянное стремление к физической близости с объектом любви, как максимально возможному физическому ощущению единства.

Глава 3. Любовь. Уровень взаимодействия

На данном уровне основным отличительным признаком реальной Любви является Жертвенность. Прежде чем рассматривать, как именно проявляется Жертвенность в Любви на различных уровнях взаимодействия, необходимо понять, что же она собой представляет и что является её основанием.

Иногда, жертвенность понимают как лишение, связанное со страданием. Предполагается, что человек сознательно отказывается от чего-либо, ему жизненно необходимого, добровольно обрекая себя на страдание. Это христианское понимание жертвенности: