Смекни!
smekni.com

Любовь как философская категория (стр. 3 из 21)

Очевидно, что сам феномен отделённости многомерен, а корни его лежат в трансцендентности человека. Если материальный мир, это мир Индивидуальности, то трансцендентный мир (Единое Сознание Мира), это мир Единства. Универсальный принцип индивидуальности материального мира выражается простой формулой: ”В данной точке пространства, в данный момент времени не может находиться более одного материального объекта”. В материальном мире, где царит Индивидуальность, Единство может присутствовать лишь в потенции. В трансцендентном мире, напротив, царит совершенное Единство, а в качестве потенции присутствует уже именно Индивидуальность. В трансцендентном мире всё сплавлено в неразрывном, всеобъемлющем и абсолютном Единстве.

Индивидуальное сознание каждого Человека имеет своим основанием Единое Сознание Мира, общее для всего существующего в нём. Как на водной поверхности, во время дождя, возникают воздушные пузырьки, заключенные в тончайшую водную оболочку, так в поле Единого Сознания Мира возникают “пузырьки” человеческих сознаний, заключенные в оболочку своей психической и физической индивидуальности. Но, хотя эта оболочка, как верный и неподкупный страж, надежно препятствует нашему “несанкционированному” проникновению в трансцендентность, она не является вовсе уж непреодолимой. Различные духовные практики, определённые методы психологии, в том числе, трансперсональной, являются этому доказательством.

У каждого человека, на самых глубинных уровнях бессознательного имеется память о том неразрывном, всеобъемлющем и абсолютном Единстве, в котором в качестве потенции пребывало его индивидуальное сознание, до своего рождения в материальном мире. Эта память о былом единстве и является источником постоянного психологического дискомфорта и тревожности. С одной стороны она напоминает о невозможности сколько-нибудь удовлетворительного Единства с другими людьми в материальном мире, с другой стороны заставляет неудержимо стремиться к максимально возможному, для материального мира, единению.

Вот это стремление к Единению или Единству с другим человеком и является основным отличительным признаком реальной Любви. Это основание, на котором как на фундаменте покоятся отличительные признаки реальной Любви других уровней: взаимодействия и материального. Убери это основание, и другие отличительные признаки Любви развалятся, как карточный домик.

Отделённость трансцендентного уровня выражается в принципиальной невозможности полного духовного слияния различных людей. Если человеку, которого ты любишь больно или плохо, если он по какой-либо причине страдает, ты не можешь, как бы тебе этого не хотелось, взять на себя хотя бы частичку его боли, горя или страдания. Ты можешь сделать всё от тебя зависящее, чтобы облегчить страдания любимого, но почувствовать его боль, как свою собственную, тем более взять часть её на себя невозможно. Тем не менее, люди постоянно стремятся к максимально возможным для материального мира видам или формам единства.

Согласно современным научным представлениям, сознательные и бессознательные мысли в физическом плане представляют собой энергетическое излучение, энергетическую волну. Излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Энергетические волны мыслей каждого человека имеют свою специфическую амплитуду, интенсивность, диапазон частоты. Происходит психическое взаимодействие между людьми на неосознаваемом уровне, поскольку информационно-энергетическое излучение мыслей одного человека способно проникнуть и оказать некое влияние на бессознательную часть психики другого человека. Особенно тесное бессознательное взаимодействие и взаимовлияние происходит между людьми, у которых энергетические излучения мыслей имеют похожие или совместимые амплитудно-частотные характеристики [5].

Более подробно об этом можно узнать из книги: Тойч Ч. К., Тойч Д. М. Второе рождение, или искусство познать и изменить себя. М., 1994.

Вероятно, именно это является основой эффекта избирательности, наличия внутреннего “оценочного фильтра”, позволяющего с первых секунд общения определить свое отношение к человеку: симпатию, равнодушие или неприязнь. С точки зрения науки, ощущение единства двух людей вызвано близостью, а то и совпадением амплитудно-частотных характеристик энергетических излучений их головного мозга. Это своеобразный духовный резонанс двух сознаний.

На бытовом же уровне, человек просто ощущает незримое, но постоянное присутствие любимого человека, даже не рядом, а где-то внутри: в сознании, в душе, в сердце. В духовном плане, любящий человек, действительно ощущает себя единым целым с любимым человеком. Это постоянное ощущение присутствия в себе, не образа, а именно личности любимого человека, единства, непрерывной духовной связи с ним, даёт ощущение силы, уверенности, спокойной, тихой радости и счастья. Никакие внешние обстоятельства, трудности или неприятности не могут вырвать человека из этого состояния. Насколько ничтожными кажутся любые неприятности по сравнению с ЛЮБОВЬЮ. Как писал В. Высоцкий: “Я люблю, а значит, я живу, я дышу, а значит, я люблю”. Постоянная, ни на мгновение не прерываемая настроенность на любимого человека, делает человека любящего неуязвимым для любых внешних воздействий. Но эта же настроенность, при определённых внутренних обстоятельствах может стать причиной невыносимых, и не на мгновение же не прерываемых страданий. Эта постоянная настроенность на любимого человека не означает, что любящий человек непрерывно думает о любимом. Ведь никто не думает постоянно, что он это он, просто это так и есть. Также и постоянное присутствие любимого в сознании, и в сердце любящего просто существующий факт. Любящий и любимый на духовном уровне составляют единое целое, единство, которое никакие внешние обстоятельства и воздействия разорвать не могут. Нарушить это Единство может лишь один из пары, добровольно отказавшись от единения.

Постоянная настроенность на любимого человека позволяет мгновенно почувствовать его настроение и состояние, причем, в отдельных случаях, даже на расстоянии. Некоторые люди могут почувствовать, что с их любимым человеком вот в этот самый момент случилось что-то плохое, даже если любимый человек находится в это время за тысячи километров от них. Пожалуй, это максимально возможная степень единства трансцендентного уровня для материального мира.

Таким образом, Единение в реальной Любви на трансцендентном уровне можно сформулировать, как постоянное присутствие любимого человека в сознании и в сердце любящего, непрерывная настроенность на него, как максимально возможная форма духовного единства.

Не все виды единства можно считать единением в Любови. Например, существуют виды симбиотического единства. Биологической моделью такого единства являются отношения между беременной матерью и плодом. Они являются двумя существами и в то же время чем-то единым. Мать это как бы его мир, она питает и защищает плод, но и ее собственная жизнь усиливается благодаря ему. В этом симбиотическом единстве два тела являются психически независимыми. Симбиотическое единство возможно и в психологической сфере.

Э. Фромм различает пассивную форму симбиотического единства – подчинение или мазохизм и активную форму симбиотического единства – господство или садизм.

«Мазохист избегает невыносимого чувства изоляции и одиночества, делая себя неотъемлемой частью другого человека, который направляет его, руководит им, защищает его, является как бы его жизнью и кислородом. Мазохист преувеличивает силу того, кому отдает себя в подчинение: будь то человек или бог. Он - все, я - ничто, я всего лишь часть его. Как часть, я часть величия, силы, уверенности. Мазохист не должен принимать решений, не должен идти ни на какой риск; он никогда не бывает одинок, но не бывает и независим. Он не имеет целостности, он еще даже не родился по-настоящему».

«Садист хочет избежать одиночества и чувства замкнутости в себе, делая другого человека неотъемлемой частью самого себя. Он как бы набирается силы, вбирая в себя другого человека, который ему поклоняется.

Садист зависит от подчиненного человека так же, как и тот зависит от него; ни тот ни другой не могут жить друг без друга. Разница только в том, что садист отдает приказания, эксплуатирует, причиняет боль, унижает, а мазохист подчиняется приказу, эксплуатации, боли, унижению. В реальности эта разница существенна, но в более глубинном эмоциональном смысле не так велика разница, как то общее, что объединяет обе стороны - слияние без целостности» (Фромм Э. Искусство любить).

Садизм и мазохизм психологически, самым естественным образом, соотносятся с эгоизмом и альтруизмом. Отсюда следует очень важный вывод: единение в реальной Любви возможно лишь при безусловном признании равенства Человеческих Достоинств. В любом другом случае единение реальной Любви вырождается в симбиотическое психологическое единство, или психологическую зависимость и даже рабство. Эгоизм и альтруизм оказываются НЕ СПОСОБНЫМИ к реальному единению реальной Любви.

Ложным путём достижения Единства на данном уровне является, также использование различных видов оргаистических состояний. Суть их заключается в том, что человек с помощью специальных ритуалов, алкоголя и наркотиков вводит себя в состояние транса, при котором исчезает внешний мир, а вместе с ним и чувство отделённости от него. Ложность этого пути в том, что после окончания оргаистического состояния и возвращения в реальный мир, человек с ещё большей остротой чувствует свою отделённость, и вынужден всё чаще и всё интенсивнее возвращаться в своё трансовое состояние.