Смекни!
smekni.com

Любовь как философская категория (стр. 6 из 21)

Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела (Евангелие от Луки, 21:1-4).

В языческих культах, жертвы богам возносились как благодарность за помощь в каком-либо важном деле. С одной стороны, это было более целесообразно, так как жертва понималась именно как подарок, и не влияла сколько-нибудь существенно на благополучие жертвующего лица. С другой стороны, в этом была известная доля цинизма: ты – мне, я – тебе. Удалось дело – получай жертву (подарок), нет удачи – нет жертвы.

Первый вариант присущ психологии альтруиста, второй – эгоиста.

С нравственной точки зрения, жертвенность не является ни добровольным страданием альтруиста, ни торгашеской благодарностью эгоиста. Жертвенность – это отказ от более низкого состояния сознания ради состояния более высокого. Это переход на новый уровень взаимодействия с миром. Переход этот заключается в том, что человеку становиться жизненно необходимым, отдавать, а не брать. Это своеобразное ощущение и реализация своей внутренней Силы. У человека появляется настоятельная потребность отдавать, делиться с другими избытком своей Силы. Это не имеет ничего общего с отказом от чего-то, жизненно необходимого, ради страдания угодного Богу. Нравственная жертвенность делиться именно избытком силы, хотя и подразумевает готовность, в случае необходимости, для спасения другого человека отдать и гораздо больше, вплоть до собственной жизни. Не имеет она ничего общего и с разовой благодарностью за полученную выгоду, так как это постоянная жизненная потребность отдавать, а не брать. Жертвенность – это радость максимально возможного утверждения своей индивидуальности и жизнеспособности, выражаемой через другого человека. Но, жертвенность предполагает и реальное самопожертвование: отказ от части собственных интересов ради интересов другого человека, отказ от каких-то планов и целей, если они не совместимы с планами и целями другого человека. А в критических ситуациях, когда любым другим способом невозможно спасти другого человека, то и отказ от собственной жизни ради жизни этого человека. Но, и физическое самопожертвование есть лишь максимально возможная, окончательная реализация своей внутренней силы.

Жертвенность, это привилегия сильных людей. Слабому человеку попросту нечем делиться. Ведь давать, дарить, делиться чем-то можно лишь имея это что-то. Нельзя дать то, чего у тебя нет. Только осознание своей силы, избытка эмоций и чувств, позволяет делиться, дарить, отдавать кому-то свою силу и заботу, душевное тепло и нежность, жизнь и счастье. Слабый человек, не выскочит первым из окопа под шквальным огнём противника, увлекая в атаку своих товарищей. Он не броситься, рискуя жизнью на защиту незнакомого человека, избиваемого хулиганами; он не закроет собственной грудью друга от случайной вражеской пули; он не останется на верную смерть, встречая в одиночку врага и давая возможность своим товарищам уйти от погони. Для слабого человека всё это не под силу. При этом, такие поступки совершаются не вследствие безумной храбрости, аффекта или веры в Бога и во славу Его. Они совершаются благодаря нравственной Жертвенности и Мужеству, Человеком и ради Человека. Что же является источником той внутренней силы, которая даёт возможность человеку проявлять Жертвенность и получать радость от возможности её проявления?

Внутренняя сила не сводится ни к физической силе, ни к силе воли, хотя они и являются её составляющими. Основу внутренней силы составляет осознание собственного Человеческого Достоинства, незапятнанная Честь и Порядочность, как в быту, так и в человеческих взаимоотношениях, а также отрицание превосходства людей друг над другом. Отрицая превосходство людей друг над другом, Человек осознаёт себя равным среди равных. Для него и уборщик мусора, и он сам, и президент страны одинаково равны в своём Человеческом Достоинстве. У него нет двойных стандартов и лицемерия во взаимоотношениях с людьми. Со всеми он общается одинаково уважительно, без подобострастия, но и без превосходства или снисходительности. Он не меряет Достоинство человека материальными мерками: известностью, материальным благосостоянием или социальным положением. Для него имеют значение только моральные качества и реальные способности человека. Именно такая жизненная позиция является источником его внутренней силы, ведь если нет более достойных, чем он, значит, нет и более сильных, чем он. То, что нет и менее достойных, а значит и менее сильных, чем он, ничуть не умаляет его собственной внутренней силы. Внутренняя сила, это духовная, а не физическая категория. Такую внутреннюю силу невозможно отнять, в отличие от “значимости”, которая зависит не от внутренних, а от внешних причин. Популярность и известность проходят, богатые разоряются, государственные деятели снимаются с должности или просто уходят в отставку. Их “значимость” или “значительность”, связанные с внешними атрибутами их жизни уходят вместе с материальными благами. Они остаются теми, кем они подсознательно и ощущали себя всю свою жизнь – совершенно пустыми и ничтожными существами. Мыльные пузыри их “значительности”, которые выглядели красивыми и радужными только благодаря их поклонникам, деньгам или должностям, родственным или деловым связям, лопаются с оглушительным треском. Хотя есть и такие, которые, благодаря своей глупости и апломбу (качества совершенно неотрывные друг от друга), осознают это только в последние мгновения своей жизни.

Но и в расцвете своей “значимости”, они никогда не ощущают своей реальной внутренней силы. Ведь всегда находятся те, у кого больше известности, больше денег, больше власти, а значит они “значительнее” и “сильнее”. А если от таких людей ещё хоть как-то зависит и собственное благополучие, то им просто невозможно не угождать, всячески подчеркивая их “значительность” и собственную “ничтожность”. Какая уж тут “внутренняя сила”. Вот и приходится добиваться этого же от подчинённых, показывая им собственную “значительность” и их “ничтожность”. Нелегкая жизнь у людей, живущих по принципу превосходства. Им никогда не почувствовать реальной внутренней силы. Не гипертрофированной, психопатической силы по типу: “Я – всё, остальные – ничто”, или наоборот, гипертрофированного, психопатического самоуничижения: “Я – ничто, остальные – всё”, а силы реальной, базирующейся на Человеческом Достоинстве. Им не понять, что источник внутренней силы не может зависеть от внешних факторов. Внутреннюю силу невозможно занять, купить или отнять, её можно только ощутить, а для этого надо осознать своё Человеческое Достоинство.

Таким образом, жертвенность - это внутренняя потребность, жизненная необходимость отдавать, дарить, делиться избытком своей внутренней силы с другими людьми. Это радость от возможности реализации своей индивидуальности и жизнеспособности, выражаемой через других людей.

Для эгоиста подобный вид жертвенности неприемлем. С одной стороны у него нет, и не может быть той внутренней силы, которая необходима для жертвенности. С другой стороны, для него отдать что-либо не получив ничего взамен, значит быть обманутым. Эгоист не способен на бескорыстие.

Неприемлема такая жертвенность и для альтруиста, но по иным причинам. По своему психологическому типу альтруист является мазохистом, и не может не получать удовольствия от страдания. Но это наслаждение именно страданием, а не радость жертвенности. С одной стороны, альтруист, это самоуничижённая личность, ставящая себя ниже остальных людей, и не имеющая внутренней силы для проявления жертвенности. С другой стороны, примеров жертвенности среди верующих людей за свою Веру несчётное множество. И в этом нет никакого противоречия. Мазохист, избегая невыносимого чувства изоляции и одиночества, делает себя неотъемлемой частью либо другого человека, либо, если он верующий – Бога, который направляет его, руководит им, защищает его, являясь как бы его жизнью и кислородом. Мазохист преувеличивает силу того, кому отдает себя в подчинение: будь то человек или Бог. Он - все, я - ничто, я всего лишь часть его. Но, как часть, я часть Его величия и силы. Вот эта Вера, являясь следствием симбиотического единства с Богом, и даёт альтруисту силы для преодоления любых страданий. Жертвенность для верующего имеет ценность только как страдание, нет страдания – нет жертвы. Таким образом, нравственная (во имя Человека) и религиозная (во имя Бога) виды жертвенности имеют принципиально разные основания.

Нравственная Жертвенность есть порождение, продолжение и проявление Человечности. Человечность – Равенство Достоинств – Внутренняя Сила – Жертвенность. При этом, эгоизм и альтруизм НЕ СПОСОБНЫ к реальной Жертвенности.

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что Жертвенность, это не долг, который хоть и не очень хочется, но надо отдавать. Жертвенность – это именно внутренняя, непреодолимая потребность делиться избытком своей силы с другими людьми.

Жертвенность в реальной Любви отличается от обычной Жертвенности, прежде всего, своей избирательной направленностью на конкретного человека. Поскольку Жертвенность является состоянием сознания, жизненной необходимостью, то её направленность на конкретного человека не исключает, а наоборот усиливает её проявления и по отношению к остальным людям.

Согласно исследованиям современной медицины, состояние влюблённости сопровождается изменениями как психического, так и физического характера, вплоть до изменения химического состава крови влюблённого. Главным результатом этих изменений является значительное увеличение внутренней энергии и силы влюблённого человека, которые настоятельно требуют своей дополнительной реализации в виде Жертвенности. Влюблённость, как всякое чувство проходит, но Любовь, как особое состояние Сознания остаётся надолго, иногда на всю оставшуюся жизнь. Любовь многократно усиливает внутренние силы человека, давая ему мощнейший дополнительный стимул к проявлению своей индивидуальности и жизнеспособности, выражаемой через другого человека в виде Жертвенности. Если реальная Любовь оказывается взаимной, то эти процессы, взаимно усиливая друг друга, возрастают до бесконечности, преодолевая все ограничения материального мира, по направлению к Бессмертию.