Смекни!
smekni.com

Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия, Канке В.А. (стр. 9 из 68)

Хайдеггер понимает существо деятельности и практики во многом иначе, чем прагматицисты и марксисты, т.е. представители тех двух философских школ, которые неизменно уделяют практике первостепенное внимание. Для прагматициста и марксиста практическая деятельность – это путь к достижению поставленной цели, эмоциональной, экономической, политической и любой другой. Хайдеггер мог бы им возразить: откуда взяты цели, где их источник? Не потому ли человек и общество попадают в кризисные ситуации, что цели навязаны им извне? По Хайдеггеру, цели конструируются в самом онтологическом акте, а не до или вне его. Возможно, его интерпретация примера с автомобилем была бы такой. Люди пользуются автомобилями во имя достижения тех или иных результатов. Это так. Но в данном случае предается забвению подлинное существо автомобиля. Свидетельство тому – обеспокоенность людей ростом парка автомобилей и исходящими от них экологическими опасностями. Мы должны вернуться к истокам правильного философствования, постараться воспринимать автомобиль как бытие человека не в связи с невесть как сконструированными целями, а в плане изначальной озабоченности человека своей судьбой. В этом случае природа как материал для изготовления автомобиля будет органично, а не рискованно включена в бытие-Дазайн-в мире.

6. Дазайн как расположение и понимание. Забота. У Хайдеггера всякое вопрошание неизменно возвращается к Дазайн. Мы это видели на примере анализа вещей. Теперь необходимо более пристальное внимание обратить на само Дазайн. Хайдеггер рассматривает Дазайн в двух стадиях – вот и за этим вот, в движении разомкнутости. Дазайн находится в-мире, оно заброшено. Мы всегда где-то находимся [8,с.134], например дома, у друзей, у врагов. О заброшенности в мир мы судим по настроению, настроенности, расстройству, о которых часто осведомляемся: "Как настроение?". Хайдеггер особое внимание обращает на онтологическое содержание расположения; дело, мол, не в констатации психических состояний [8,с.136], а в том, что расположение есть исходный пункт Дазайн. В начале своего бытия Дазайн не по себе, его модусами, чертами являются ужас и страх. Страшимся мы чего-то конкретного, например болезни или злой собаки. Ужасаемся же в недостаточно определившейся обстановке. Если нет ужаса, то обычно не обходится без тревоги и тоски.

Дазайн никогда не лишено понимания, последнее характерно и для расположения, но здесь оно еще не развернулось, понятность подавлена. Уход от неясности расположения реализуется в наброске, в переходе к возможностям. Понимание дает Дазайн возможность стать тем, чем оно является. [8,с.144-145]. Понимание, как и расположение, – это экзистенциал, т.е. само Дазайн (присутствие) в его относительно самостоятельных моментах. Понимание как экзистенциал и как, подобно объяснению, сугубо субъективный акт – разные вещи. Понимание как экзистенциал – это бытие, это, как несколько замысловато выражается Хайдеггер, вперед-себя-уже-бытие-в-мире [8,с.192]. Когда мы теряем из виду бытийственное содержание экзистенциала понимания, то появляется представление о понимании как всего лишь субъективном акте.

Расположение и понимание – структурные части заботы. Поверхностное философствование видит особенность таких актов, как воля, желание, влечение, стремление, но проходит мимо их укорененности в заботе. Забота – не простая обеспокоенность мироустройством Дазайн, а экзистенциально-онтологический основофеномен [8,с.182-196]. Если бы мы понимали заботу всего лишь как чувство, то тем самым оставили бы без внимания вопрос о бытии человека, о Дазайн. Для Хайдеггера забота есть мироустройство Дазайн, она не существует до этого мироустройства в виде чувства или эмоции. Забота обеспечивает человеку его существо, это попечительство Дазайн о самом себе.

7. Мышление и язык. Хайдеггер бытийно переосмысливает все основания философии, в том числе и мышление (мысль), и язык. Широко распространенное мнение состоит в приписывании мышления и языка к области нашего сознания. Хайдеггер считает такое мнение весьма поверхностным, для него мышление и язык относятся к самому бытию. В 1934 г. Хайдеггер читал курс "Логики" весьма своеобразно – он размышлял о логосе и искал существо языка [10,с.277].

В мысли и языке (речи) человек дает сущему открыться, таким образом осуществляется открытость бытия. "Мыслью осуществляется отношение бытия к человеческому существу. Мысль не создает и не разрабатывает это отношение. Она просто относит к бытию то, что дано ей самим бытием. Отношение это состоит в том, что мысль дает бытию слово. Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты – хранители этого жилища" [10,с.192]. Согласно Хайдеггеру, придумывание особой "философии языка" неоправданно. Путь к мышлению и языку проходит там, где спрашивают о "самих вещах". Дайте говорить этим вещам в мысли и языке [8,с.166].

Высказывание первично означает показывание, о котором сообщается, Рассмотрим в этой связи пример самого Хайдеггера, его высказывание: "Молоток слишком тяжелый" [8,с.154]. Мы пользуемся молотком как подручной вещью, в соотношении Дазайн и молотка, если только не обрывать его бытие, конституируется и мысль, и язык (речь). Мысль и высказывание – не свободнопарящее поведение, а принадлежность бытию-в-мире.

Между тем именно бытийственное понимание языка и мышления постоянно упускается из виду. Хайдеггер даже собой был недоволен, полагая характеристику языка как дома бытия достаточно беспомощной [10,с.275], правильной, но не до конца проработанной. И уж совсем плохо обстоят дела, когда вообще проходят мимо бытийственной природы языка и мышления. Именно в этой связи Хайдеггер не уставал выступать против, как он выражался, опустошения языка и мысли. В результате разрушается само человеческое существо [10,с. 30,195]. Мы все еще мыслим и говорим не из бытия и не на должной высоте.

Недовольный существующим языком, не говорящим из истины бытия, Хайдеггер вынужден создавать новый философский язык. Он как бы выдает основным философским терминам их "свидетельства о рождении", рождении в царстве бытия, В этой связи проводится деструкция унаследованного философского словарного запаса. В дословном переводе с латинского деструкция означает разрушение. Хайдеггер вкладывает в данное слово по преимуществу не негативный, а позитивный смысл [8,с.22-23]. Термины (лат. terminus – предел, граница) определяются в их подлинных, бытийственных границах. Такова суть лингвистических хайдеггеровских нововведений, реализуется же она посредством использования самых различных приемов [11,с.166-169].

От некоторых философских терминов Хайдеггер вообще отказывается, полагая, что их использование затемняет и искажает вопрос о бытии. Таковы, например, термины "личность", "сознание". В других случаях старые термины заменяются на новые. Наиболее яркий пример – замена термина "человек" термином "Дазайн". Довольно своеобразно использует Хайдеггер потенциал смыслового взаимопроникновения существительного и глагола. "Человек, который присутствует", превращается в "присутствие", "все, что бытийствует", определяется как "бытие". Смысл такого рода нововведений состоит в отказе от термина "носителя свойств и действий": не человек обладает способностью быть, а он есть изначально бытийствование. Очень часто Хайдеггер использует сочетания этимологически, т.е. по происхождению родственных слов типа "время временится", "единство объединяет". Такие, по сути, тавтологические сочетания им используются далеко не случайно: он не терпит в единстве бытия каких-либо разрывов. Время временится, ибо все остальное уже не соотносится достаточно органично с природой времени. Подобно Канту и Гегелю он широко использует дефис, который в одних случаях указывает на происхождение термина (Дазайн – тут бытие, отсюда Дазайн), а в других подчеркивает некое единство (вперед-себя-уже-бытие-в-мире). Стремясь дойти до истоков бытия, он постоянно обращается к потенциалу древнегреческого языка: имеется в виду отход от истины бытия исторически более поздних языков – латинского и немецкого.

Язык – это не просто логос, а полилогос [12]. Что языки различных философских парадигм отличаются друг от друга, было известно уже в античности. Вплоть до Хайдеггера этому факту не придавали решающего для судеб философии значения. Он вынудил пересмотреть статус языка философии, решительно отказался от принятых в философии лингвистических образцов. В итоге стала вырисовываться жизненность, подвижность языка философии. Плюрализм философских систем дополнился их языковым плюрализмом. Сам Хайдеггер, пожалуй, считал изобретенный им язык наиболее философски образцовым. Здесь не обходится без авторского себялюбия. Если его деконструировать, то нельзя не прийти к идее полилогоса. Как известно, эта идея особенно близка постмодернистам, а также любителям словесности.

Возвращаясь непосредственно к Хайдеггеру, следует подчеркнуть его особую приверженность философскому и поэтическому слову. Это и понятно – ведь, по Хайдеггеру, наука существенно отклонилась от истины бытия. Она не решила основополагающую задачу: видеть "все вещи проще, зорче и неотступнее". "Философия есть то, что большей частью исподволь только и дает присутствию (Дазайн. – В.К.) стать тем, чем оно может быть" [10, с. 344,345]. Это становление происходит в слове. Как рефрен повторяет Хайдеггер слова поэта: "Не быть вещам, где слова нет" [10,с.312]. Но где слово всего ярче, где вспыхивает "условленье веществования вещи" [10,с.312]? В поэзии [10,с.238]. Вот почему именно поэзию, а не науку Хайдеггер называет сестрой философии.

8. Истина как раскрытость и ключ к субъективности. Если сущее открылось в слове, то наступает момент постижения истины. Традиционная концепция истины, восходящая к Аристотелю, приписывает истинность суждению, а суждение ставится в соответствие со своим предметом. Суждение "снег бел" истинно, если снег действительно бел, и ложно, если снег не бел. Суждение истинно или ложно, оно формулируется субъектом, который не заблуждается либо заблуждается. Субъект сначала формирует суждение, а затем сопоставляет его с фактами. Такое сопоставление предполагает поход назад к вещам, но изначально субъект был противопоставлен вещам, изолирован от них. Хайдеггер видит в традиционной концепции истины одни несуразицы: вопреки бытию-в-мире постулируется автономность человека, он высказывает суждения (откуда он их взял?), ставит их в соответствие с несубъективным (но что это такое "ставить в соответствие"?).