Смекни!
smekni.com

Философские основы современной социальной работы (стр. 3 из 7)

Социальный работник выступает против любых форм дис­криминации человека на основании расовой и национальной принадлежности, пола, сексуальной ориентации, возраста, ре­лигиозных убеждений, социального происхождения, семейно­го, имущественного или сословного положения, политических убеждений, умственных и физических недостатков.

Личные качества, состояние или статус клиента не могут быть основанием для предпочтений, выступать в обыденном смысле как «хорошие» или «плохие» относительно субъектив­ных ценностных ориентации самого социального работника. Для социального работника должен быть важен сам клиент, в его собственной неповторимости жизненного сценария. Ориен­тация и предпочтения клиента предстают как «хорошие» или «плохие» только в том случае, если они мешают ему нормально функционировать в обществе, в межгрупповых и межличност­ных взаимодействиях. Объективная отстраненность от лично­стных ценностных концептов позволяет социальному работни­ку с соответствующим уважением относиться к клиенту.

7. Стремление к развитию самопомощи клиента

Один из важнейших ценностных ориентиров в профессио­нальном взаимодействии социального работника и клиента свя­зан с развитием самоопределения со стороны клиента. Социаль­ный работник должен приложить максимальные усилия к то­му, чтобы не оставаться постоянным субъектом поддержки кли­ента. Основная задача поддержки заключается в том, чтобы научить клиента самостоятельно восстанавливать утраченные связи и отношения с миром, группой, индивидуумом и самим собой. Социальный работник не должен ориентировать клиен­та на то, что всегда будет его «костылем», на который тот будет опираться в любой трудной жизненной ситуации [28].

8. Готовность действовать от имени подопечного, несмотря на возможные фрустрации

Социальный работник, действуя от имени своего подопечно­го, обязан защищать его интересы и права в любых государственных и негосударственных институтах. Защита прав и инте­ресов клиента должна осуществляться на основе этичного, ком­петентного и профессионального исполнения своих обязанно­стей, даже в тех случаях, когда субъективные ощущения соци­ального работника связаны с подавленностью, неуверенностью в своих силах, отсутствием должного внимания со стороны со­ответствующих сторон.

9. Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, интеллектуальному благосостоянию для всех членов общества

Социальный работник должен принимать необходимые ме­ры, чтобы всем членам общества были доступны необходимые ресурсы, услуги, возможности в целях развития социальной справедливости. Профессиональная деятельность социального работника направлена на осуществление всеобщего благоден­ствия. Нищета, голод, недоедание, бездомность, отсутствие средств к существованию — важнейшие проблемные области социальной работы, где реформаторская деятельность профес­сионалов закладывает институциональную основу для всеобще­го благоденствия и справедливости.

10. Стремление к высоким личным стандартам в жизни и профессиональной деятельности

Поведение социального работника в личной жизни яв­ляется частным делом каждого в той мере, если оно не ме­шает исполнению служебных обязанностей. Социальный ра­ботник отвечает за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, однако он ответственен и за престиж своей профессии и должен способствовать уваже­нию к ней [7].

Ценностные предположения (см. таб. 1) являются основой профессио­нальной компетенции социального работника. Основная на­правленность ценностных ориентации, норм и этических прин­ципов реализуются в ценностных подходах, которые, согласно исследованиям Маклеода и Мейера, идентифицируют профес­сионала [27].

Таблица 1

Профессиональные ценности

Непрофессиональные ценности

Обеспечение—удовлетворение Борьба и отрицание
Групповая ответственность Индивидуальная ответственность
Взаимозависимость Индивидуальная автономия
Инновация — изменение Традиционализм
Индивидуальное достоинство Система целей
Культурный детерминизм Природосообразность
Разнообразие идеалов, ценностей, стилей жизни Однородность

2.3. Мезоуровень ценностей социальной работы

Социальная работа является нормативной дисциплиной, она имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентации клиентов яв­ляется необходимым условием для философских концептов со­циальной работы.

Формируя свое поведение в обществе, человек идентифици­рует ценностные ориентации с основными жизненными пробле­мами. Согласно концепции Ф. Кланхон, повторяемость жизнен­ных проблем дает возможность их классификации:

• человек, взаимодействуя с природой и окружающей сре­дой, либо доминирует над ней, либо сосуществует, либо ею по­рабощен;

• человек оценивает природу человека как добрую или злую, либо в сочетании добра и зла;

• человек предпочитает в большей степени будущее, чем про­шлое или настоящее;

• человек предпочитает виды деятельности, связанные с раз­витием и становлением;

• человек оценивает свои отношения с остальными людьми с позиций прямой, косвенной и индивидуальной взаимозависи­мости [17].

В различных культурах и обществах эти ценностные ориен­тации имеют свои различия и свою систему приоритетов.

Классификация Памфрея вводит различные уровни ценно­стей. К первому уровню он относит абстрактные ценности, такие, как демократия, справедливость, равенство, прогресс, сво­бода, мир, самореализация. Ко второму уровню относятся цен­ности функционирующей личности: «хорошее — плохое» об­щество, «хорошая — плохая» семья, «престижная — непристижная» работа и т.п. Третий уровень составляют инструмен­тальные, или операциональные, ценности. Сточки зрения обя­зательств, которые берет на себя человек в процессе функцио­нирования в сообществе, у него могут иметься аутентичные, адаптивные, аспирационные ценности.

Способность воспринимать, дифференцировать и осознавать факты и ценности была описана А. Маслоу как характеристика правильно функционирующего человека. Согласно его гумани­стической теории личности, человек имеет ряд метаценностей (метапотребностей), или бытийных ценностей. Несмотря на свой абстрактный характер, в реальной жизни они получают конкретное наполнение и приоритетность в зависимости от по­требностей в самоактуализации личности. Доминирующие цен­ности связаны не только с трудной жизненной ситуацией, но и с экзистенциальными приоритетами, витальными потребностя­ми, мотивами личностного роста [14]. Согласно классификации А. Маслоу, бытийные ценности индивида, метаценности мож­но представить в понятийных пропозициях (см. таб. 2).

Таким образом, люди имеют не только ценности, но и их ие­рархию, на которую ориентируются в различных жизненных ситуациях, в зависимости от того, насколько общество санкцио­нирует их действия и поступки. Интериоризированные (став­шие внутренне присущими) ценности и нормы личности учиты­ваются в социальной работе. Они выступают в качестве соци­альной нормы, формируют принципы профессиональной ответ­ственности, ценностные концепты профессии.

Таблица 2

Метаценности

Характеристики

Целостность Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаи­мосвязь, организация, структура, дихотомия транс­цендентного, порядок
Совершенство Необходимость, справедливость, точность, неиз­бежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствован ие
Завершение Окончание, финал, утверждение, исполнение, судь­ба, рок
Закон Справедливость, незапятнанность, порядок, закон­ность, долженствование
Активность Процесс, подвижность, спонтанность, саморегуля­ция, полное функционирование
Богатство Диференциация, сложность
Простота Честность, открытость, сущность, абстракция, ос­новная структура
Красота Правильность, форма, живость, простота, богатст­во, целостность, совершенство, завершенность, уни­кальность, благородство
Доброта Правота, доброжелательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность
Уникальность Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна
Ненапряженность Легкость, отсутствие напряжений, усилий, сложно­стей, изящество, совершенство
Игра Забава, удовольствие, развлечение, юмор, изоби­лие, легкость
Истина, честь, ре­альность Открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность
Самодеятельность Автономия, независимость, отсутствие необходимо­сти в других для того, чтобы быть самим собой, са­моопределение, выход за пределы среды, отдель­ность, жизнь по своим собственным правилам

2.4. Микроценности социальной работы

Ценностные ориентации в социальной работе могут высту­пать на межличностном уровне, если они способствуют эффек­тивному терапевтическому контакту.

Основными ценностными установками выступают:

Эмпатия — сопереживание. При сочувствии к состоянию клиента социальный работник, однако, не отождествляет свои переживания с переживаниями клиента.

Принятие — доброжелательное, позитивное отношение к клиенту без предъявления к нему каких-либо условий, несмот­ря на возможные временные негативные эмоции.