Смекни!
smekni.com

Философские основы современной социальной работы (стр. 4 из 7)

Аутентичность — откровенное самораскрытие осознан­ных чувств и личностных установок при соблюдении дистан­ции и отсутствии идентификации с клиентом. Аутентичность

включает пять ценностных установок профессионального взаи­модействия:

• поддерживающее невербальное поведение;

• ролевое поведение;

• конгруэнтность — безоценочное осознание социальным ра­ботником своих актуальных ощущений, переживаний, устано­вок и выражение их способами, не травмирующими клиента;

• спонтанность — естественность;

• открытость — способность к самораскрытию при сохране­нии контроля над степенью открытости.

Уважение — способность ценить клиента как личность, при­нятие обязательств по отношению к нему, воздержание от кри­тических суждений, демонстрация разумной меры теплоты.

Экспертность — понимание меры возможной поддержки клиенту.

Аттрактивность — способность быть для клиента «сход­ным с ним».

Надежность — умение заслужить доверие клиента.

Философия ценностей социальной работы связана со специ­фикой деятельности профессионалов в социальной сфере. В кон­тексте общественных и личностных конфронтации, этических и ценностных разногласий социальные работники вырабатыва­ют нормативные требования и ценностные ориентации не толь­ко для эффективной поддержки общественных связей и отно­шений, но и с целью помочь клиенту осуществить правильный выбор поведения, решить свои актуальные проблемы.

3. ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

3.1 Динамика познания «человека-нуждающегося»

в социальной работе

Социальная работа в процессе своего становления формиру­ет определенное знание о «человеке-нуждающемся» и его про­блемах. Это знание складывается из различных факторов: из практики конкретных людей, их имплицитных концепций; из развития теоретической мысли об обществе, группе, человеке; из научно-исследовательской практики.

Предметный язык социальной работы определенным обра­зом группирует смыслы, понятия, реальные феномены, т.е. да­ет основания говорить, что процесс формирования понятийно­го поля осуществляется в определенной структуре и логике.

Теоретизированные подходы реализуются в структурных сценариях, которые, в свою очередь, вырабатываются в процессе развития парадигмы знания через традиции, заимствования, через классику (научные авторитеты, основатели направлений), научные школы.

Структурный сценарий представляет собой понятийно-ло­гический конструкт, определенную модель, в которой интерпре­тируется тот или иной феноменологический познавательный ряд. Структурные сценарии — это форма донаучного мышле­ния, которая сохранилась от мифологизированного сознания, когда мышление было связано с устойчивыми формами интер­претации, не требующими их верификации на истинность или ложность. Являясь предысторией познания, структурные сце­нарии органически изменяются в системе научных подходов, в Логике предметного языка познания [6].

Феноменологический ряд — это явления объективного и субъективного мира, доступные для интерпретации и понима­ния. Открытие и переосмысление этого ряда вызывает к жизни парные концепции.

Динамика изменения структурных сценариев связана с по­явлением парных концепций, т.е. восприятием и осмыслением феноменологического ряда в логике своих «субъективных» научных представлений. Парные концепции — это концепции противопоставления типа «субъективизм — объективизм», «ма­териализм — идеализм», «капитализм — социализм» и т.д.

Структурные сценарии и парные концепции соотносятся как целое и часть, но в той же мере, в какой структурные сценарии определяют концепции, концепции определяют структурные сценарии. Для тех и для других характерен принцип случай­ности-закономерности.

Появившись стихийно, спонтанно, в дальнейшем они начинают развиваться в логике своих закономерностей. И в этом отношении структурный сценарий выступает для концепций парадигмой, определенной моделью, где находят свое выраже­ние парные концепции.

Для социальной работы характерны следующие структурные сценарии, где в полной мере раскрывается «человек-нуждающийся»: конфессиональный, социальный, медицинский, соци­ально-психологический. В данных структурных сценариях на­шли отражения традиционные, радикальные, марксистские, интеракциональные подходы к «человеку-нуждающемуся».

Для каждого сценария характерна определенная система ос­мысления «человека-нуждающегося», феноменология процессов, базовые понятия, система описания и формы предметного языка.

В таблице 3 показаны основные составляющие структурно­го сценария и изменение парадигмы научного видения.

Таблица 3

Структурный сценарий

Человек-нуждающийся

Базовые понятия

Конфессиональный

Субъект-спасающийся

Спасение, милосер­дие, призрение

Социальный

Субъект-страдающий (классовые детерминанты)

Справедливость, га­рантии, страхование, бедность, пауперизм

«Медицинский»

Субъект-дезадаптированный

Дезадаптация, девиа­ция, лечение, диагноз, помощь, вмешатель­ство

Социально-психоло­гический

Субъект-социетальный

Полиструктурный субъект, отношения, интервенция, субъект в ситуации, процесс, оценка

Современный этап осмысления предметно-объектных связей приводит к построению глобальных моделей структурных сце­нариев. Человек становится «заложником» экологических ка­тастроф, региональных конфликтов, массовых эпидемий. Это новый тип проблем, ранее не встречавшийся в теории и прак­тике социальной работы.

Для социальной работы стало традицией рассматривать про­блематику клиента на фоне общественных и социально-эконо­мических проблем. В указанных же случаях проблемы, стоя­щие перед клиентом, выходят за рамки его существования в общности, будучи связаны с вопросами его существования как социобиологической формы жизни. В этом отношении как проблематика, так и формы помощи носят не локальный социо-экономический или социо-психологический, а макроэкологический подход, где предметная рефлексия строится применитель­но к жизненному сценарию личности. Вот почему жизненный сценарий становится базовым понятием социальной работы при таких подходах к теории и практике помощи и изменяет модус предметной рефлексии.

Одним из сложнейших вопросов теории и практики социаль­ной работы в этой связи является вопрос адаптации субъекта к новым формам, способам жизни и социального функциониро­вания в результате «пандемического» воздействия, т. е. воздей­ствия, после которого состояние стресса охватывает достаточно большое количество людей. «Пандемическое» воздействие, «пандемическая» среда, как и система помощи и поддержки в этих условиях, стали новым проблемным полем теории и прак­тики социальной работы на рубеже веков.

3.2. Антропологические традиции

и эмпирические основания социальной работы

Философская антропология рассматривает человека и его бытийность под углом зрения «действия» и «происшествия», ко­торые выражаются в терминах «активность» и «пассивность».

«Человек-нуждающийся» при этом выступает как пассивный субъект, не имея возможности в силу разных причин прини­мать активное участие в жизнедеятельности. Эта ситуация мо­жет быть обусловлена различными обстоятельствами как личностными и групповыми, так и средовыми, т.е. окружени­ем человека.

Личностное бытие субъекта ориентировано на то, что он на­ходит смысл своей жизни в самоопределении и самоосуществ­лении. Однако в реализации самоопределения и самоосуществ­ления задействованы различные проявления субъектности человека: человек как homo rationale, человек как природное явление, человек как психосоматическое существо, человек как homo sociale. Каждое проявление субъектности имеет свои диа­лектические противоречия, что ведет к осложнению жизнен­ных стратегий человека.

Человек-рациональный сталкивается с противоречиями по­ведения. Его аутентичные решения, соответствующие его нор­мативным представлениям и стереотипам, могут входить в про­тиворечие с представлениями окружающих, их ценностными нормами, поведенческими стереотипами. Как субъект своего бытия и поведения, человек не может действительно распола­гать собой [4]. В этой связи когнитивные процессы могут высту­пать в качестве стресса. В социальной работе такое поведенчес­кое противоречие связывают с адаптивными кризисами и кри­зисами развития, когда природа расстройства ограничивает аде­кватное социальное функционирование клиента.

Человек как природное существо имеет другой модус про­блем. В своей личностной конкретности и определенности он осмысляется через материю, физическое тело. Самовыражение, самоосуществление, постижение и самопостижение выражают­ся посредством тела и его строго индивидуального состояния. «Тело в целостной структуре человека как личности образует фундамент или же подструктуру того, что, по сути, составляет структуру личности» [24]. Однако тело как средство выражения личности может быть фактором идентичности и групповой при­надлежности. При определенных условиях тело выступает раз­граничительным дискриминационном признаком, например в подходе общественного концепта социальной полезности. Имен­но этот подход разделил людей на здоровых и инвалидов. Тело выражает определенную норму, позволяющую одним и не даю­щую другим индивидам интегрироваться и функционировать в обществе. Отсюда общественный концепт инвалидизма вклю­чает в себя следующие положения: