Смекни!
smekni.com

Философские основы современной социальной работы (стр. 7 из 7)

Профессия для «человека-помогающего» выдвигает опреде­ленные стандарты профессионального поведения. Оно основа­но на принятии ценностей и идеалов профессиональной суб­культуры, которая учитывает роль и место помогающего субъ­екта в системе общественных отношений. Она определяет его миссию в гуманизации этих отношений, обосновывает ценност­ные принципы индивидуального взаимодействия.

Таким образом, альтруистические основания профессии «социальный работник» связаны с социогенетическими факто­рами развития социальной работы как воплощением обществен­ных потребностей в реципрокации (взаимопомощи) и редистрибуции (справедливом распределении). «Человек-помогающий» не только отвечает общественной потребности и необходимости, но и является определенным фактором развития культуры и ци­вилизации. В этом отношении ценностные основания культу­ры и цивилизации являются регулятором профессиональной деятельности социального работника, определяют его альтруи­стический интерес к человеку, побуждают к реализации блага, личного и общественного благополучия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философские ценности становятся неотъемлемой частью со­циальной работы во второй половине XIX в. Именно в это пери­од намечается отход от практики добровольных помощников и филантропической деятельности, основанной на индивидуаль­ных способах поддержки, и переход к решению этих проблем как коллективных. Концепции коллективной ответственности за социальное благополучие общества в целом смещают акцен­ты в деятельности добровольных помощников. Патерналист­ский морализм, при котором понимание бедности связывалось с «индивидуальными дефектами личности», заменяется кон­цепциями гражданских и политических прав человека. Соци­альных реформаторов привлекают проблемы последствий про­мышленной революции: урбанизация, эксплуатация труда, ни­щета рабочего класса.

В середине XX в. в практике социальной работы начинают преобладать подходы защиты прав человека от различных форм дискриминации. И в этой связи проблемы, рассматриваемые со­циальными работниками в различных областях человеческой жизнедеятельности, начинают осмысляться не только на мик­ро- и мезоуровнях, но и на макроуровне, т. е. на принципах гло­бальной солидарности. Такой контекст осмысления потребовал понимания не только психологических и социально-эконо­мических процессов, но и осознания глобальных ценностных структур и процессов. Это потребовало обоснования профессио­нальных представлений о реальном мире, об идеалах и ориен­тирах социальной работы, вызвало к жизни философию соци­альной работы.

Философские ценности социальной работы в мультикультурном пространстве выступают как ценности профессиональной субкультуы, когда профессия рассматривается на уровне меж­дународного сообщества. Отсюда ценности профессиональной субкультуры рассматриваются на метауровне в контексте гло­бальных цивилизационных целей и задач.

Философские ценности на уровне профессиональных норм и требований охватывают иной пласт ценностных ориентиров. Макроуровень определяет цели и задачи общего характера, они связаны с корпоративными принципами и нормами взаимодей­ствия, отношениями и системой коллективной ответственности.

Мезоуровень ценностных ориентации социальной работы связан с ценностнями клиентов: абстрактными, групповыми, операциональными и инструментальными.

Микроуровень философских ценностей социальной работы, отражает ценностный спектр профессионального взаимодейст­вия социального работника и клиента (индивидуальные интер­венции и взаимодействия).

Специфика теорий со­циальной работы состоит в том, что основной упор в них делается на инструментальный аспект, причем технологическая сторона, процесс взаимодействия актуализируется по сравнению с быти­ем человека. Технологический аспект социальной работы выдви­гает определенные требования: осознание перспектив развития ситуации клиента, оценивание возможного вмешательства, уяс­нение степени поддержки и ее границ и т.д.

Именно при решении этих проблем социальные работники используют философские, социальные, психологические модели видения человека, которые позволяют им определять некие образцы, к которым необходимо стремиться в своей деятельности. Однако тема человека также является предметом специального осмысления в социальной рабо­те. Особенность ее заключается в том, что она существует в дихо­томическом единстве, в системной пропозиции, где человек предстает как «человек-нуждающийся» и как «человек-помогающий» в их взаимообусловленности и взаимозависимости. С одной сто­роны, человек выступает как субъект, который не может само­стоятельно решить жизненные проблемы, осуществить поступок, найти способ изменения ситуации. Такой человек в социальной работе определяется как клиент. С другой — наличие клиента («человека-нуждающегося») в познавательном пространстве за­ранее предполагает наличие другого субъекта — « человека-помогающего», чьи действия и поступки направлены на разрешение трудной жизненной ситуации клиента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астапов В., Лебединская О., Шапиро Б. Проблемы обучения людей с ограниченными возможностями / Социальная работа: теория, технология, образование. — 1996. - № 1. — С. 80-93.

2. Библейская энциклопедия. Кн. 1. — М.: Высшая школа, 1891. — 474 с.

3. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. — Ростов-на-Д.: Феникс, 1990. – 259 с.

4. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М.: Олма-Пресс, 1990. – 139 с.

5. Воронин С.В. Теория «филантропии». — М.: Высшая школа, 1981. – 99 с.

6. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия (Мифология в зеркале рефлексии) / Словарь античности. – М.: Эксмо, 1992. – 488 с.

7. Козлов А.Л. Парадигмы социальной работы: теоретические конст­рукты и принципы / Социальная работа: теория, технология, образова­ние. — 1996. — №1. – С. 35-48.

8. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М.: Высшая школа, 1990. – 355 с.

9. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. — М.: Владос, 2002. – 467 с.

10. Митрошенков О.А. Онтология гуманизма и тоталитаризма. — М.: Academa, 2003. — 297 с.

11. Наранхо К. Песни просвещения (Эволюция о герое в западной по­эзии). — СПб.: С. Петербург, 1997. – 371 с.

12. Неретина С. С. Понятие судьбы в пространстве высшего блага. Понятие судьбы в контексте разных культур. — М.: Academa, 1999. – 621 с.

13. Организация Объединенных наций: Права человека. — М.: 1990.

14. Понятие судьбы в контексте разных культур. — М.: Олма-Пресс, 1994. – 493 с.

15. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2 / Средневековье. — М.: Мысль, 1998. – 292 с.

16. Рожанский И.Д. Античный человек: О человеческом в человеке. — М.: Апрель-Пресс, 1991. – 699 с.

17. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс, 1997. – 727 с.

18. Теория и методология социальной работы / Григорьев С.И. и др. — М.: Просвещение, 1994. – 462 с.

19. Теория и методика социальной работы: краткий курс. — М.: Дрофа, 1994. – 153 с.

20. Теория и методика социальной работы. — М.: Госкомстат России, 1995. — 319 с.

21. Философия социальной работы: Монография / Под ред. В.И.Митрохина. — М.: Просвещение, 1998. – 522 с.

22. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. — М.: Гардарики, 1993. – 573 с.

23. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 1997. – 279 с.

24. Шульц П. Философская антропология. — Новосибирск: Прогресс, 1996. — 371 с.

25. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М.: Просвещение, 1993. – 638 с.

26. Юнгхолм Свен-Эрик. Гуманистические ценности социальной работы. — М.: Мысль, 1995. – 475 с.

27. Юнгхолм Сввн-Эрик. Основы социальной работы. — М.: Тула, 1996. – 444 с.

28. Ярская В.Н. Философия социальной работы. — Саратов: 1994. – 269 с.