Смекни!
smekni.com

Философские основы современной социальной работы (стр. 6 из 7)

Событие — это механизм, приводящий в действие внутрен­ние установки античного человека, где в качестве «мотивов по­ведения» помогающих субъектов выступают принципы «под­ражания лучшим и соперничество» [16]. Стремление к первенст­ву, желание быть лучшим среди многих, боязнь показаться глу­пым и смешным — основные ценностные доминанты античнос­ти, традиционно определяемые в западной антропологии как «культура стыда». Поэтому первенствовать не только на поле брани, в спорте, но и в социально значимых акциях, затмевая своих предшественников, — вот ценностный смысл филантро­пической деятельности античного человека. Боги, герои, персонифицированные человеческие идеалы, сублимированные в антропоморфных формах, непременные участники социальной жизни людей. Они субъекты помощи, «участники судьбы», чья филантропическая деятельность осуществляется в мифологе­мах культуры стыда.

Христианство осмысляет идею судьбы в качественно иных концептах. Человеческое бытие определяет не пространство по­лиса, как это было в античной цивилизации, а мир Церкви, где «христианин в Церкви Христа живет в благодати Христа» [15]. «Культура стыда» сменяется «культурой вины», где на первый план выходит внутренняя система ценностей и оценка поведе­ния «судом совести». Судьба как концепт человеческой жизне­деятельности входит в пространство Высшего Блага наряду с Провидением, милосердием, спасением и другими категория­ми провиденциального порядка. Отсюда идея судьбы в христи­анских подходах осмысляется как идея спасения души [12]. «Со­бытие» тождественно «событию», и пассивная личность, соци­ально ущербная, в этой связи имеет свой концепт существова­ния, оправдания и защиты. Co-бытие богатых и бедных, обу­словлено их предназначением друг для друга: Мифологема со­циального мира обосновывает существование помогающего и нуждающего субъектов исходя из их событийности. Бедные не­обходимы богатым, чтобы богатые милосердием могли искупить свои грехи, богатые же нужны бедным, чтобы те могли кормить­ся возле них. И те и другие выступают защитниками друг друга перед Богом, и те и другие во взаимослужении друг другу достойны спасения, эти аксиоматические принципы становят­ся основой концепции милосердия.

Христианская парадигма поддержки и взаимопомощи выра­батывает определенные «правила спасения», определяет, что следует делать, а что нет. Концепты милосердного поведения становятся основанием акций и поступков «человека-помогающего». Правила и принципы милосердия определяются через серию поступков и деяний, которые могут быть направлены на различные нужды субъекта. При этом различаются два уровня помощи: милости духовные и милости телесные [2].

Паттерн помогающего субъекта распространялся от добро­порядочного христианина ремесленника до богатого сюзерена. Их помощь человеку-нуждающемуся была спонтанна и аффек­тивна, и она не была связана с выяснением истинных мотивов просящих подаяние. Однако институт монашества, основной по­могающий субъект, имел свою идеологию поддержки. Культу­ра практического милосердия, культ труда, «святая простота», образованность как основополагающая добродетель являлись главными слагаемыми социального христианского служения. Христианское служение предполагало практическое осущест­вление заповеди Христа о милосердии, оно выдвигало опреде­ленные нормированные требования к действиям и поступкам священников, устанавливало исходные ценностные позиции по­могающего субъекта.

В актах христианского милосердия впервые ставится знак равенства не только между бытием человека и небытием, богат­ством и бедностью, но, самое главное, намечается отход от «кол­лективной ментальности», что порождает формы индивиду­альной защиты и поддержки. Осознание собственного «Я», раз­витие самосознания и личности заложило в «культуре вины» иные парадигмы помощи и поддержки, которые находят свое отражение в парадигме «солидарности» [9].

Философские основания парадигмы «солидарности» актуали­зируют концепты бедности и выдвигают новую идею, идею свобо­ды и прав человека. Причем бедность, в отличие от христианско­го концепта, рассматривается не как «благо», а как несправедли­вость, как проявление права сильного над слабым. Однако такое событие субъектов противоречило идеалам социального устрой­ства, основанного не на Божественных заповедях, а на принци­пах свободы, равенства, братства. Философия милосердия усту­пает место философии альтруизма, где конечной целью мораль­ного действия является благо других людей [28]. Концепт судьбы и справедливости в контексте проблем бедности осмысляется не с фаталистических оснований, а с позиций естественных прав чело­века, когда индивидуальные права на жизнь и свободу являются главными мотивами помощи и поддержки индивиду. Концепции естественных прав человека, их обоснование и определение пер­воначально связывают с идеями экономической помощи и соли­дарности, что находит отражение в деятельности благотворитель­ных организаций. Именно здесь «человек-помогающий» начинает осуществлять свою деятельность не на основе импульса или аф­фекта, а на основе рациональных принципов общественного бла­га и социальной полезности. Забота о «человеке-нуждающемся» выдвигает определенные требования, связанные с философией деятельности, включающей в себя не только умения и навыки, но устанавливающей принципы взаимодействия.

Принципы взаимодействия «человека-помогающего» с «человеком-нуждающимся» не могут уложиться в христианские каноны милостей ду­ховных и телесных. Ибо даже пассивный субъект, «обделенной судьбой», имеет актуализированное «Я», осложненное ценност­ными мифами классовой и групповой принадлежности, иденти­фицирует свою ситуацию в контексте социальных прав, свобод и гарантий. В идеологии поддержки событие отождествляется с си­туацией, оно не несет в себе тот драматизм отношений, который у античного человека был связан с роком, а в христианстве с Про­видением. «Событие — ситуация» обретает характер индивиду­альной или социальной детерминированности, оно перманентно, а, следовательно, «человек-помогающий» имеет возможность не только познавать «судьбу» конкретного человека, но и, облегчая страдания, изменить сложившийся жизненный сценарий. Кон­цепция философии развития — это и есть та новая мифология «человека-помогающего», сформировавшаяся в практике добро­вольных помощников.

Однако бедность, в частности ее крайняя форма — пауперизм, заставили выступить в качестве субъекта помощи не только доб­ровольных помощников, но и государство. Перед государством встала необходимость не только выступать в качестве помогаю­щего субъекта, но и обосновывать доктрину коллективной забо­ты и ответственности перед «человеком-нуждающимся». Исхода из концептов той политической системы, которая исторически обусловлена развитием данного общества, либеральные, репрес­сивные, социалистические, социал-демократические, капитали­стические системы по-своему определяют концепты социальной справедливости, законности, гражданские и политические пра­ва человека. Социальная политика как стратегия реализации прав человека становится не только концептом, определяющим судь­бу отдельного человека, но и основанием альтруистического по­ведения помогающего субъекта, которым начинает выступать профессионал. Профессионал как новый паттерн «человека-помогающего» осуществляет свою миссию в контексте коллектив­ных действий и индивидуальных акций. Ценности профессии и требования общества являются тем диалектическим противо­речием, где формируются новые принципы альтруистического по­ведения «человека-помогающего».

Парадигма «глобальной солидарности» на рубеже веков ут­верждается в контексте макроэкологического подхода, в кон­тексте идей справедливого общественного распределения и пере­распределения материальных и духовных ресурсов. Философ­ские основания альтруистического поведения «человека-помогающего» определяются в данной парадигме тремя важнейши­ми факторами: ценностями человека, этикой общественного перераспределения ресурсов, ценностями профессии.

Человек как абсолютная ценность утверждается в принци­пах человеческого общежития. Принципы гуманистических от­ношений, связываются с активным неприятием насилия, с про­тиводействием любым формам насилия — физического, психо­логического, экономического, идеологического [10]. Эти принци­пы энергично внедряются в мировое сообщество в качестве эко­номических, социальных, культурных прав человека. Соглас­но этим принципам, человек имеет право на труд, справедли­вые и благоприятные условия труда, отдых, досуг, социальное обеспечение и социальное страхование, медицинское обслужи­вание, образование, культурное самовыражение. Эти ценност­ные установки становятся основой гуманистического отноше­ния к «человеку-нуждающемуся», устанавливают базисные ориентиры интеракций в подходах к «ситуации — судьбе» клиента. Мера профессионального участия «человека-помогающе­го» определяется степенью нарушения прав и свобод «челове-ка-нуждающегося», индивидуальными представлениями кли­ента о справедливости, его экзистенциальными ценностями. Именно здесь закладываются ценностные ориентации социетальных и личностных технологий помощи и поддержки.

Этика общественного перераспределения связывается с пред­ставлениями об обеспечении минимального жизненного уров­ня, ниже которого не должен опускаться ни один член обще­ства. В логике этих подходов формируются представления о верхнем уровне жизни. В противопоставлениях этих концеп­тов зарождаются этические принципы эгалитарного перерас­пределения. Благосостояние общества, если оно стремится к гу­манности и справедливости, требует альтруистических дейст­вий для разрешения не только своих потребностей, но и потреб­ностей социально уязвимых групп. В этом отношении система учреждений социальной поддержки является не только веще­ственным воплощением нравственных императивов общества, но и определенной мерой перераспределения общественных благ и ресурсов. Развитость или неразвитость системы социального обеспечения — показатель гуманности гражданского общест­ва, показатель справедливости распределения. Социальные работники, осуществляя свою деятельность в институтах соци­альной поддержки, оказывают помощь в социальном функцио­нировании нуждающимся. Они опосредованно участвуют в реа­лизации этических норм жизнедеятельности общества, реали­зуя его ценностные нормы и установки.