Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Философии 18 (стр. 10 из 11)

Индеец стремится преодолеть полярные отношения, вводя медиатор. Под медиатором понимается что-то, что сглаживает эти полярные отношения.

Согласно К. Леви-Стросу, индеец принципиально в плане мышления не отличается от европейца. Здесь Леви-Строс выступает против евроцентризма. По К. Леви-Стросу, индеец мыслит бессознательно, причем, коллективно-бессознательно. «Холодное и вареное» - по принципу дорожно-транспортных знаков (красный и зеленый – они абсолютно полярны, красный-запрет, зеленый-разрешение). Индеец мыслит логически понятиями, но оперирует коллективно-бессознательно по принципу бинарной оппозиции.

Выделяют 2 функции мифа: 1) психо-эмоциональная. Миф вносит психо-эмоциональный комфорт в душу индейца. 2) функция-передача знания, опыта и ценностей, рода и племени.

Все эти функции организованы в определенный ритуал и представление мифа по Леви-Стросу является коллективно-бессознательным.

Д.Лондон «Весайский кудесник»: в рассказе представление индейца на бессознательном уровне и ритуал это подтверждает.

2. Еврейско-ветхозаветный путь преодоления мифологии и становление религиозной философии.

Специалисты (запад, Россия - Л.П.Васильев) выделяют 4 пути преодоления мифа и становления философии. Общее для этих путей заключается в том, что вместо мифа выделяется первоначало и первопричина действительности.

Вместо мифа выделяется что-то другое. Наиболее легкий путь преодоления мифа – ветхозаветный. Специалисты спорят, как племенной бог евреев Яхве стал принципиально новым богом, а именно трансцендентным богом. Яхве находится вне реальности, вне времени. И для этого употребляется понятие схоластики. У греков Боги живут в этом мире (на горе Олимп) и для этого вводится другое понятие схоластики – имманентные боги (внутри). У греков боги конкретны, еврейский бог таких характеристик не имеет. Специалисты считают, что именно с этого формируется у евреев представление о новом трансцендентном боге.

70 г.н.э. войска римлян под началом Тита – императора Рима, штурмом взяли Иерусалим, вошли в Алтарь, чтобы увидеть изображение еврейского бога, но не увидели. У евреев миф был заменен богом Яхве и это и есть духовная революция. Сформировалось новое представление действительности.

1) время носит линейный характер, от прошлого к настоящему к будущему. У греков – круговорот.

2) История носит линейный характер, у греков – круговорот.

3) Смысл истории – шествие бога Яхве. Приход в мир – миссия.

4) Нормы культуры освещены именем бога Яхве. У греков – результат традиционного общества.

Т.о. у евреев вместо мифологии сложилась религиозная философия. Вместе с тем в еврейской культуре мифе не были отброшены, были добавлены новые (миф о богоизбранности).

3. Индоарийский путь преодоления мифологии и становление религиозной философии. Специфика буддизма.

Индия до сих пор несет кастовую систему. Выделяют следующие касты:

1) каста брахманов (жрецов)

2) каста воинов (правителей)

3) каста торговцев, ремесленников.

4) каста рабов, полурабов – ШУДРА

Вне индийского общества – каста Чандала (неприкасаем). Заняты самыми непрестижными видами мастерства. По фр.- клошары, бомжи. Ницше ввел вновь в философский оборот слово Чандалы. «Христос есть бог Чандалы». Каста как слово от португальского «чистый». Под кастами понимаются группы занятых наследственными профессиями. Нет карьеры, вертикальной социальной мобильности.

В Индии религиозно-активные слои общества выделили безличного бога Брахман, который находится вне природы (трансцендентный бог), но отличается от Яхве. Брахман индифферентен (безразличен) к действительности, к жизни индийского общества. И Брахману соответствует в каждом индивиде частичка его сознания – Атма. Считается, что религиозно-активные личности должны стремиться соединиться путем медитации с Брахманом и получить освобождение.

Буддизм и Запад полярны.

1) З: личность – активный субъект, стремится к статусному стандарту (средний класс - отдельный дом в пригороде или комфортабельная квартира, товары длительного пользования, бюджет) и к успеху, карьере.

Б: человек ни к чему не стремится, уходит в нирвану.

2) З: мир – конкурентная борьба.

Б: жизнь – страдание. Согласно Будде, есть вечный круговорот, и действует закон Кармы. Если человек ведет себя хорошо, то он превращается в Брахмана. Для того, чтобы разорвать цепи, разомкнуть колесо Сансары, необходимо уйти в Нирвану (угасание).

Медитация. Схема: 1) путем внутреннего сосредоточения у личности внутренние процессы замедляются. 2) происходит соединение сознания с подсознанием с бессознательным. 3) Обнажается уровень дологического, допонятийного мышления. 4) в конечном счете, происходит растворение «Я», личности, деперсонизация.

Нирвана, как феномен, реально существует. Однако выразить ее на естественном языке очень трудно, поэтому применяются слова «не то» и «не это».

В Японии достижение такого состояния – «Сатри» (озарение), происходит в процессе знаменитой чайной церемонии (дзень-буддизм). Т.о. в Индии вместо мифа сформировалось учение Будды, как религиозно-философского и медико-биологического учения.

4. Китайский путь преодоления мифологии и становление религиозной философии.

Специфика китайского этноса. Он не распался на сложных путях истории.

Специфика китайской цивилизации: в основных структурных чертах китайская цивилизация до сих пор сохранилась. Китай после 1978г. является динамичной страной.

1978г. Ден Сяо Пин: «Не важно, какого цвета кошка, черного или серого, главное, чтобы она ловила мышей».

С 1978г. в Китае введена НЭП.

В Китае миф был заменен философией Конфуция. Конфуций понял очень важную истину: общество, чтобы оно было структурировано и динамично, должно подчиняться правилам от императора до крестьянина.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

1. Н.Я. Данилевский о цивилизации. «Россия и Европа».

Впервые понятие цивилизация определил Н.Я.Данилевский в работе «Россия и Европа». По Данилевскому, цивилизация есть определенный культурно-исторический тип. Понятие цивилизации, как культурно-исторического типа, является классическим и признано в современной философии и науке. Данилевский в работе «Россия и Европа» отметил: всемирная история есть жизнь и смена одних цивилизаций другими, их осуществление. Цивилизация рассматривается Данилевским, как биологический организм, поэтому ее описание происходит в биологических терминах. Цивилизация возникает, становится, развивается, достигает зрелости и постепенно отмирает.

Данилевский ввел срок жизни цивилизации – 1200-1400лет. Данилевский выделил всего 10 цивилизаций: Китай, Индия, Египет и Вавилон, Греция и Рим, Исламская и Византия, Западная и Славянская.

Данилевский вводит и критерия, по которым определяют признаки цивилизации: 1)эстетический, 2)политический, 3)религиозный, 4)соц.-экономический.

Все эти 10 цивилизаций, за исключением Славянской, характеризуются одним из критериев. И к ним не применимы все 4 критерия.

Греция: характеризуется эстетическим критерием, т.е. греки проявили себя в культуре и искусстве.

Рим: политический критерий. Римский принцип: «разделяй и властвуй» управление римской империей. Император Тит определял следующее, что дал Рим миру: 1)дороги. «Аппиева дорога». 2)стенография 3)комфорт. Самое дорогое – свет и тишина.

Рим дал Западу Римское рациональное право (1804г. Наполеон принял ГК на основе Римского рационального права), Первый буржуазный кодекс мира.

Запад: 2 критерия: наука и капитализм. Согласно Данилевскому, Россия будет носителем всех 4 критериев. Согласно Данилевскому, цивилизация – это, по сути, замкнутые монады (духовные единицы) Лейбница,. т.е. структурные, постоянные отношения, и признаки цивилизаций друг другу не передаются. Индия не усвоила институты Британии. Там есть признаки кастового общества.

Цивилизация развивается как биологический организм. Время расцвета очень небольшое – около 20 лет. Данилевский в своей работе пытался ответить на вопрос: Почему Запад во 2-ой половине 19 века резко отрицательно относится к России? Ответ: разные типы цивилизации. Психологически, Запад: принцип «свой чужой», не считает Россию родственной, близкой по духу цивилизацией. На Западе во 2-ой половине 19 века стали употреблять слова Наполеона: «Поскреби русского, получишь татарина». Под татарином подразумевается монгол.

Понятия Данилевского о цивилизации, как определенном культурно-историческом типе нашло широкое распространение на Западе. Освальд Шпенглер: «Закат Европы» (1918-1920). Шпенглер: «Запад вступает в период кризиса, т.к. исчерпал свою культуру. Вступил в стадию цивилизации (комфорт)». Россия: толстые журналы, любовь. Запад: брачный контракт.

Благородный муж – это идеал китайца. Признаки благородного мужа:

- знание;

- патернализм (забота о народе, как о детях);

- умеренность (знание Конфуция);

- умение красиво писать (каллиграфия).

Мужчина в сане чиновника есть «мандарин». При императоре Уди чиновники все отвечали конфуцианскому стандарту. Отсюда традиционные церемонии «ли», ритуалы. Благородный муж – это идеальный человек, даже если он беден.

2. Арнольд Джозеф Тойнби о цивилизации. «Постижение истории». Вызов-и-ответ – понятия Тойнби.