Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Философии 18 (стр. 3 из 11)

Согласно Кьеркегору экзистенция личности, т.е. подлинное Я личности, человек, какой он есть на самом деле, познается в ситуации «или – или», или, в трактовке Карла Ясперса, в пограничной ситуации. В нормальных условиях человек эмоционально, ценностно познать свое подлинное Я не может. По Герцу мы не должны попадать в трудные ситуации, не должны испытывать трудности.

Сёрен Кьеркегор отказался жениться на любимой девушке. Он на своем личном опыте создал, прежде всего, философское учение. Э. анализирует отдельного единственного человека в ситуации выбора. Кьеркегор противопоставил учению Гегеля о диалектике свою экзистенциальную (личностную) диалектику. По Кьеркегору личность 3 стадии существования:

1) эстетическая;

2) этическая;

3) религиозная.

Эстетическая стадия. Любой индивид эстетически в момент озарения начинает реализовывать себя как эстетик, т.е. творит свой эстетический мир или, по-современному, любой индивид отказывается от стереотипов массовой культуры и создает свой стереотип прекрасного. На языке Кьеркегора на этой стадии происходит эстетическое томление, т.е. для личности свой мир прекрасного недостаточен.

Этическая стадия. Любой индивид ведет себя этически, т.е. выбирает свое отношение к проблематике общества.

Религиозная стадия. Объединяет эстетическую и этическую стадии и связана со страхом. Кьеркегор, как и другие экзистенциалисты разделяет «Боязнь» и «Страх». Боязнь – страх чего-л. конкретного. Страх – осознание того, что человек покинут Богом или, в трактовке Хайдеггера, в мире священные ценности исчезли или, по Ницше, Бог умер. На религиозной стадии человек приходит к подлинному пониманию экзистенции, к подлинному Я.

В тот период времени творчество Кьеркегора не оказало своего влияния на культуру, оно было забыто и вновь открыто после первой Мировой войны.

2. Экзистенциализм Карла Ясперса.

Карл Ясперс (1883-1969 гг.)

Карл Ясперс как личность

Закончил в университет (юридический, медицинский факультеты). Работал психологом и ввел в употребление понятие «коммуникация». Ясперс считал, что в 20 в. нельзя создать такие философские системы, какие создал Платон и Гегель, т.е. он рассматривал философию как философские тексты, которые обозначает, что личность, посредством философской веры, т.е. коммуникации на личностном уровне понимает Я другого, и философские тексты фрагментарны, незавершенны или системны. Философская вера обозначает для личности, что личность должна философски заниматься созерцанием. «Мы должны выйти из общего потока жизни». В 1937 г. Ясперс освобожден от преподавания в нацистской Германии, т.к. был женат на еврейке. После войны Ясперс написал знаменитую статью о вине немцев в годы фашизма:

- уголовная вина;

- политическая вина;

- метафизическая вина немцев, допустивших Гитлера к власти.

Карл Ясперс в работе «Духовная ситуация нашего времени» и др. работах вводит понятие «пограничная ситуация» - предел напряжения (страхи, боязнь, трудности, война). В пограничной ситуации индивид эмоционально, ценностно познает о себе то, каков он есть на самом деле, т.е. свою экзистенцию.

В повседневной жизни обезличенная структура западного общества обезличивает, усредняет человека. По Хайдеггеру, его конформист обозначается понятием «man» - усредненный, безличный человек. Проблема подлинной жизни личности требует подлинной коммуникации между людьми.

Ясперс как врач отмечает, что отношения между пациентом и врачом есть отношения между субъектом и предметом (познание посредством категорий). Затем врач переходит на более высокий уровень общения – на уровень сознания. Однако врач всегда может прервать общение между двумя сознаниями личностей. Подлинное общение – коммуникация двух Я.

3. Философия истории Карла Ясперса.

Карл Ясперс создал оригинальное учение о философии истории. Он ввел понятия «осевое время» (800-200 до н.э.) и «осевые народы» (китайцы, индийцы, евреи, греки, персы). Ясперс- решительный противник цивилизационного понимания истории человечества. Согласно Н.Я. Данилевскому цивилизация – определенный культурно-исторический тип. Цивилизация живет в среднем 1200-1500 лет, считают Данилевский, Шпенглер, Тойнби и Л.Н. Гумилев. Мировая история – жизнь и существование различных цивилизаций или, философски, нет единого мирового исторического процесса – он распределяется на жизнь различных цивилизаций. Ясперс с этим принципиально не согласен: мировая история – единый процесс, в котором выделяется осевое время.

Материализм К. Маркса и Ф. Энгельса: целостность мировому историческому процессу придают отношения собственности. Согласно Ясперсу целостность мировому историческому процессу придаем духовная (философская) вера, коммуникация между различными народами.

В осевое время у Греков возникали философские системы до Сократа. У китайцев возникли конфуцианство и даосизм («недеяние», «удвей», «Дао»). У индийцев – буддизм. У евреев – пророки. Пророки – учения о справедливости, стремление к справедливости, борьба за справедливость. Пророк в Ветхом завете – личность, верующий, наделенный божественной благодатью – харизмой. Пророк – харизматический верующий. Пророк Заратустра: «осевые народы в осевое время – самые предельно широкие вопросы бытия, последние вопросы бытия». Отсюда: в осевое время сформировался человек.

Если Кьеркегор противопоставляет Веру и Разум в полемике с Гегелем по вопросам Бога, личности и диалектики, то Карл Ясперс, наоборот, старается соединить Веру и Разум. Ясперс вводит понятие «философская вера» - личность философствует посредством категорий о трансцендентном Боге. Бога понятийно познать нельзя – он познается в вере. Но само понимание трансцендентного опирается на разум. При этом Ясперс подчеркивает, что мы, в строгом смысле, не философствуем, т.к. сведения о Боге у нас фрагментны.

Карл Ясперс создал учение об истории, пограничной ситуации и коммуникации личности и народов.

ЛИЧНОСТЬ

1. Философское и религиозное, социологическое и психологическое понимание личности.

Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» в общефилософском родовом смысле. Категория человек обозначает класс вещей. Человек родовое существо, единство биологического и социального. Спиркин А.Г. выделяет 3 составляющую – психоэмоциональную. В биологическом плане человек относится к классу узконосых приматов.

«Индивид» - понятие, которое обозначает отдельного человека, как представителя рода по имени человек. «Индивидуальность» - те или иные особенности индивида.

Личность в различных философских системах понимается по-разному. Экзистенциализм: Кьеркегор: «личность - экзистенция». Р.Декарт: «личность-самосознание». Маркс: «личность-совокупность общественных отношений».

В философии и науке выделяют проблематику взаимосвязи биологического и социального. Акт внимания. В крупных городах США у школьников афро-американцев отсутствует внимание.

Психоэмоциональная проблематика – выгорание личности (результат тех групп, которые по профессии, по роду деятельности испытывают избыток межличностного общения).

Признаки выгорания личности:

1. личность не реагирует на природу.

2. личность о пациентах, клиентах высказывается отрицательно.

3. внешне формально, по автоматизму работает.

4. перестает следить за собой.

Генетический груз. Зафиксировано, что в 20 в. на геном человека оказывают отрицательное воздействие те или иные факторы. Франция: «дети воскресения». В советской биологии прошла дискуссия «в чем истоки преступности?». Александров А.Д. (математик, с 1950г. ректор Ленингр.университета): «личность, поведение – результат биологического». Дубинин (генетик): «личность, ее способности – есть результат социальной среды».

В философии личность понимается в общем плане, родовом плане. Речь идет о понимании смысла жизни, понимания личности. Достоевский: «личность – это целостность, ее нельзя сводить к роли». К.Ясперс: «только в пограничной ситуации (болезнь) перед личностью возникают последние вопросы бытия». Д.: «Русские мальчики в трактире обсуждают последние события, вопросы бытия».

В соответствии с основными положениями того или иного религиозного учения личность понимается по-разному. Христианство: личность – образ и подобие Бога. Все личности равны по отношению к Богу. Протестантизм: Избранность личности. Личности не равны перед Богом. Символ протестантизма: « богат тот, кто угоден Богу». Освещет, признает мирскую, предпринимательскую деятельность личности.

А.С.Хомяков (по Герцену, христианин – страшный, эрудированный человек) – основоположник славянофильства: личность – соборная личность.

Т.о. философское и религиозное понимание личности – это вопросы смысла жизни, ее личности, последние вопросы бытия личности.

В социологии личность понимается в рамках социального и отдельная личность, ее проблематика рассматривается в рамках социального, в рамках класса (слоя). По неофрейдизму в рамках социального характера.

Маркс: ведущую роль в обществе, социальной структуре играет класс. Класс – большая социальная группа занятых, имеющих и не имеющих собственность.

Выделяют 2 типа личности: 1)личность буржуа 2)личность пролетария.