Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Философии 18 (стр. 5 из 11)

1Ценности традиционного общества( любовь, как феномен России)

2Ценности рационального общества( брачный контракт, как феномен США)

''Менталитет'' от франц. Мировидения, склад ума.

Ментальность впервые была введена в оборот Марком Блоком, представителем исторической школы. М. Блок и другие изучали средневековую Францию в частности крестьян, выясняя, что крестьяне не оставили никаких записей о том, как они понимали мир и место человека в нем. Поэтому ученые исследовали внутренний мир крестьян.

Под ментальностью понимается в большей степени неосознанное представление общества, слоев о мире и в меньшей степени осознанное представление. Поэтому ментальность есть; 1 неосознанная картина мира

2неосознанное понимание человека

3ментальность также обозначает активный компонент мировоззрения. Она ведет личность. Ментальность делится на два типа;

1 ментальность традиционного общества

2 ментальность рационального общества.

С позиции еврейского этноса и граждан США, мир- это конкурентная борьба.

2Специфика рационального мировоззрения. Работа М. Вебера ’'Протестантская этика и дух капитализма''.

Рационализм- это случайное явление, феномен в жизни мирового сообщества. Согласно М. Веберу протестантская этика и дух капитализма в 16-18в. Голландии, Африке, Сев. Германии крупные промышленные предприятия были основаны буржуа-протестантами и на этих предприятиях работали рабочие-протестанты. Аналогично, с 1861г. промышленные предприятия в легкой текстильной промышленности в России создали буржуа-староверы и там работали рабочие-староверы, затем по мере динам. Капитализма Признак веры буржуа и рабочих стал играть несущественную роль. Но сам феномен остался в обществе и на крупном промышленном предприятии.

Христианство подразделялось на капитализм, православие и протестантизм.

Протестантизм - это есть рациональная религия с ее символом ''богат - значит угоден богу''. Буржуа-протестанты объединили на уровне, крупных промышленных предприятий следующие случайные феномены Зап. Европы;

1. Греческая, еврейская индивидуальность

2. Римское рациональное право

3. Формально свободного наемного работника

4. Научный эксперимент, который впервые возник в Англии

5. Система двойного счета и контроля, которая возникла в Генуе и других городах, гос-ах Италии, как признак учета и контроля и другие некоторые рациональные элементы

Все эти рациональные феномены буржуа-протестанты свели на уровень крупных промышленных предприятий. Там рационализм, как система становления и развития. Оттуда рационализм вышел в феодальное общество и изменил это общество, а сам рационализм стал признаком западного общества?

Рационализм, как мировоззрение обозначает отношение полного расчета, калькуляции общества, слоев и личностей по отношению к миру и человеку. Рационализм как мировоззрение характеризует общество, слой, и личность есть субъект, а мир есть объект. Возникает в рациональном мировоззрении субъектно-объектное отношение. В рыночной экономике, буржуа - субъект экономики, а рабочие и специалисты - объект.

1. Возникает субъектно-объектное экономическое отношение

2. Рациональное мировоззрение, есть калькуляция, т.е. полный расчет

3. Ценностное, рациональное мировоззрение, есть понятие того, что ценности в обществе относительные, нет фундаментальных, священных ценностей.

Следует иметь ввиду, что понятие и рационализм есть понятие-конструкт, т.е. специально сконструированное понятие. Аналогично, сконструировано физическое понятие ''абсолютно черное тело''

Понятия-конструкты, в том числе рациональные, обозначает не сами вещи, предметы, а их свойства, отдельные аспекты в обществе, и нет абсолютно рациональных слоев. Таким образом, рациональное мировоззрение есть калькуляция всего и вся без остатка, мира и человека с точки зрения общества, слоя, личности.

Традиционализм есть отношение не полного расчета, общества, слоев и личности по отношению к миру, роли человека в этом мире. Трудовой договор с 2002 г. есть срочный контракт до 2002 г. – это пожизненный найм. Срочный трудовой контракт калькулирует человека, как работника до уровня рабочих сил, при этом рабочая сила, должна эффективно функционировать.

3 Специфика рациональной экономической структуры буржуазного крупного промышленного предприятия.

Запад с 1500 года до сих пор является авангардом мира1500г. Запад стал опережать Китай. Запад обладал двумя преимуществами;

1. рациональная экономическая структура крупного промышленного предприятия;

2. наука, как институт;

Эти 2-а института возникли в Западной Европе (Голландии и Англии) затем в Восточной Европе, а в Китае эти два института не возникли. М Вебер в работе ''протестантская этика и дух капитализма'' ост-ть крупного предприятия;

1. Крупные промышленные предприятия принадлежат буржуа-протестантам. Протестанты образовали крупные капиталистические предприятия. Капитализм набирает динамику и признак веры становится незначительным фактом.

2. Рациональная заработная плата. Понятие чистой продукции обозначает вновь произведенную стоимость за хозяйственный год. Данное понятие включает заработную плату и прибыль. Доля з/п составляет 60-70% на западе, а доля прибыли 30-40%

Швеция- самая высокая доля з/п (70%)

3. Нормы прибыли промышленности больше или равна процентной ставке банка.

НИЦШЕ

1 Специфика философского творчества Ницше

Ницше вместе с Шопенгауэром являются основоположниками неклассической философии. Специфика философского творчества Ницше;

1) Все философские тексты Ницше сознательно антисистемны, своего рода концы с концами философских идей Ницше не сходятся. Это естественно предполагает различные толкования, интерпретации философских текстов Ницше.

2) В философских текстах Ницше употребляет афоризмы, символы, античных героев, богов и т.д. Цель; внимание читателя задерживается на эмоциональном восприятии текста, согласно Ницше эмоции первичны чем понятия и разум (Пр.; Христос - Бог чандалы).

3) Ницше, как философ и мыслитель вскрыл явления, которые находятся в загадочной форме, и тогда, когда явления достигали зрелой формы, суждения Ницше становились актуальны.(Ницше скрыл формирование в последней трети 19в. в культуре Зап. Европы массовой культуры. Массовая культура есть удел чандалы - физиологически выродившихся индивидов)

4) Ницше сознательно строит философский текст, чтобы он был больше похож на художественный текст, а не на сухой философский текст.

2 Ницше как философ

Ницше сам себя определял, как революционер духа, а свою философию, как истинную. По словам Ницше он произвел переоценку ценностей от Сократа до Гегеля и Шопенгауэра. Метод - философствовать молотом и разбить все ценности от Сократа до Гегеля. Ницше принципиально отвергает классическую философию Зап. Европы, которая характеризуется тем, что субъект познает сущность вещей и предметов по средствам категорий. Согласно Ницше нет ни субъекта ни объекта, нет соответствия знания, т.е. нет истины. Согласно Ницше первоначалом действительности является воля к власти. Любая вещь (Пр.; камень есть носитель воли и стремиться к власти) Жизнь есть вечное возвращение, круговорот. (10 комбинаций). И у ворот становится, возникает сверхчеловек. Сверхчеловек есть тот, кто находится по ту сторону добра и зла и обладает волей к власти и красоте.

3 Ницше о культуре. Работа Ницше ''Рождение музыки из духа трагедии'

Ницше был профессором классической филологии. Он прекрасно знал культуру и искусство античной Греции и Рима. Ницше написал работу: ''Рождение музыки из духа трагедии''(1772) Это работа раннего Ницше. Здесь строго говоря он не излагает свою философскую позицию, он только рассматривает по-своему проблематику культуры. В данной работе Ницше выделил следующие положения:

1) культура создается варварами или по Ницше истребителями. Он считает, что народ не творит культуру. Ницше не разделяет взгляд Шопенгауэра и других о том, что гений творит культуру. По Ницше культуру творит белокурая бестия с волей к власти. Римляне - варвары, создавшие высокую культуру.

2) Начало любой культуры является Дионис и Апполон. По Ницше Дионис как символ есть культура подлинной жизни, подлинного искусства. Там в жизни царят месть, ужас, трагедия, героизм и др. подлинные феномены. Дионис есть ночь, Апполон - есть светлое искусство, разумное искусство, которое вскрывает подлинную жизнь. Согласно Ницше Дионис и Апполон равны в античной культуре. Зрелый Ницше считает, что подлинное искусство, есть искусство Диониса.

3) Высокое искусство Др. Греции и Рима разрушили иудаистско-христианские элементы. Согласно Ницше, христианин есть бунтовщик, стереотипы, ценности христианства уравнивают и принижают культуру и высокое искусство античной Греции и Рима.

В данной работе Ницше подчеркивает, что все и вся имеет свое оправдание, право на жизнь, только с позиции искусства. Согласно Ницше личность, слои и само общество делятся (разрубается пополам) на тех, кто творит культуру, на тех кто потребляет высокое искусство и тех, кто находится внизу общества, не способен к творчеству и потребляет иудаистско-христианские ценности. Т.о. одни творцы культуры, другие не творцы. По Ницше общество делится на олимпийцев - тех, кто вверху и сословие рабов - тех, кто внизу.

В ант. Греции были полисы (города-государства158). В Афинах свободных граждан было от 30-100 тыс., рабов от150-200тыс. По Ницше в Афинах, как в городе-государстве было высокое искусство, основой которого было рабство. Ницше зафиксировал, что в последней трети 19в .в Зап. Европе был кризис культуры. Ницше кризис в культуре трактует широко философски, как кризис в политике (демократия, выборы). Ницше не жалеет различных отрицательных эпитетов в адрес французской буржуазной революции, которая в действительности реализовала демократию, кризис в соц. жизни (массы желают жить как элита). Ницше не приемлет Руссо. Кризис в культуре, когда массы усваивают подлинные достижения культуры. Он считает, что все это началось с Сократа, он льстит Фалесу. Т.о. кризис культуры и общества есть то, что народ, Демос начинает пользоваться плодами культуры и стремяться к равенству с олимпийцами. Выход из кризиса по Ницше - это эллинизация общественных отношений. По-другому необходимо господствующим классам совершить волевой прорыв, вновь создать высокое искусство на основе рабского труда, сословия рабов.