Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Философии 18 (стр. 7 из 11)

3 Специфика определения математического понятия ''множество''

Известно, что математическая теория ''множество'', созданная Кантором является вершиной математической теории. Данное понятие принципиально отличается от всех других понятий ( треугольник, точка). Понятие ''множество'' есть предельно широкое понятие, самое широкое в математике, есть фил. Критерия. Для ''множества'' нельзя найти другое родственное с ним понятие. Поэтому ''множество'' нельзя определить философски бинарным путем, нельзя определить логически родовидовым путем, нельзя подвести данное понятие под более широкое. Поэтому в логике и математике прибегают к следующему определению, постенсивному, т.е указывает на те свойства вещей и списку, которые относятся к множеству (Пр.: под множеством понимается совокупность студентов димитровградских вузов, учащихся на оценку ''4'') Здесь происходит тавтология , мы просто проясняем понятие множество, но это дает понять специфику этого понятия.

4 Определение понятия ЖИЗНЬ

Жизнь – это предельно широкое понятие. В наше время понимание данного понятия определяется тем, что личности начинают искать смысл жизни. Следует иметь ввиду, что жизнь- родовое понятие. Его очень сложно определить философски и логически. Философски понятие жизнь нельзя связать с родственной категорией и определить специфику жизни. В вещах и предметах нет смысла жизни, поэтому смысл жизни определяется в рамках той или иной цивилизации, культуры, общества, а еще более конкретно, в рамках той или иной страны, слоя. Цивилизация: смысл жизни: китайская: быть благородным мужем; общество: США: достичь успеха, карьеры (смысл жизни в банковском счете); мыслители: по Достоевскому: русские мальчики ведут разговоры о последних вопросах бытия.

Слои: здесь следует иметь в виду, что Вебер выделил 3 типа социальной стратификации:

1) экономическая (собственность, доход)

2) политическая (президент, губернатор)

3) статусно-престижная (по Веберу она есть в действительности, но ее трудно заметить).

На Западе жизнь сводится к статусным стандартам и дистанции между слоями. Статусный стандарт среднего класса: 1) комфортная квартира; 2) товары длительного пользования; 3) структура бюджета на 4-ых человек (35-40% - продовольствие, 13% - образование, медицина, охрана). Репрезентативная группа - представленная группа и социальной философии она выполняет роль стандарта, нормы для личности. Арабская пословица: ''Сын является не сыном своих родителей, а сыном своего времени''. Рябушинский: «для того, чтобы состоялась династия буржуа, а также божье благословение». Т.о суть смысла жизни не присутствует в вещах и предметах, он заключается в ценностях, обществе, культуре и социальном строе.

ПОЗИТИВИЗМ

1.Позитивизм как философия науки. Огюст Конт о трех стадиях интеллектуального развития человечества и личности.

Позитивизм в переводе с французского означает «положительно». На философском языке позитивизм есть философия науки, согласно позитивизму только лишь конкретные науки могут дать достоверные знания о явлениях действительности, а задача философии только суммировать, систематизировать результаты конкретных наук, т.е.позитивизм отрицает философию (метафизику) как мировоззрение, методологию и теорию познания. Философия изжила себя и конкретные науки решают все проблемы человека и личности. Кант (1797-1857) является основоположником позитивизма как философии науки. Кант как личность: 1)был секретарем с 1818-1825 у Сен Симона, введение в научный оборот «индустриального общества». С индустриальным обществом связано развитие науки как института. Согласно Канту философия не имеет своего предмета исследования, такой подход к философии остался у всех форм позитивизма. Согласно Канту, философия только лишь приводит в порядок результаты конкретных наук. Время философии прошло.2) Кант выделил 3 стадии развития человечества и личности: а) религиозная; б) философская; в) позитивная (научная). Специфика этих стадий:

А) в процессе познания субъект считает, что духи и боги – это подлинная реальность.

Б) обозначает, что причины и сущности определяют явления и человек оперирует понятиями «причина» и «сущность».

В) человек познает, как устроена вещь, отвечает на вопрос КАК?, а не ПОЧЕМУ?.

Согласно Канту, наука не познает сущность предмета в действительности, а познает только лишь специфику явлений, потому что, по Канту, нельзя оперировать понятиями «причина» и «сущность».

Кант о классификации наук. Критерий: степень абстрактности. Иерархия наук: основание-математика, завершает - социология. Кант является основоположником социологии.

2. Исторические формы позитивизма.

Выделяют следующие формы позитивизма:

1)Позитивизм Канта, Дж.Стьюорта Милля (британская философия и логика) и Г. Спенсера.

2)позитивизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса.

3)неопозитивизм венского кружка.

4)постпозитивизм.

Дж.С.Милль считал, что 80% населения психо-эмоционально могут жить в условиях статики (феодальном обществе, где цены постоянны), а в динамичном обществе 80% жить не могут, т.е.в условиях конъюнктуры, т.е. возвратно-колебательного процесса. В условиях динамики цен.

Герберт Спенсер – социальный дарвинизм, т.о.выживает сильнейший.

Э.Мах был заведующим кафедры Венского университета, он считал, что понятия «пространство» и «время» относительны. Эйнштейн отмечал, что Кант и Мах оказали философское влияние на него. По Маху, материи – это комплекс ощущений. В познании рассматривал вопросы психологии познания.

М. Шлик, руководитель венского кружка с 1922-1936 гг. Рудольф Карно: «мир – есть логическая конструкция».

Постпозитивизм – К.Поппер – научная теория та, которая фальсифицируется, т.е. опровергается, даже единичным фактом.

К.Поппер – открытое общество, он работал в экономической школе экономии.

3.Специфика неопозитивизма. К.Поппер о познании и фальсификации научной теории.

Неопозитивизм – есть философия науки. Неопозитивизм:

1) все повествовательные предложения, все суждения и понятия делятся на 2 типа: а)философские предложения и понятия. М. Хайдеггер «Ничто ничтожит»;

б)научные суждения (понятия) и предложения.

Философские понятия и предложения не имеют смысла. Их нельзя проверить, например, «ничто ничтожит». По Хайдеггеру, ничто – мир без Бога, без ценностей.

2) Неопозитивизм о философии: здесь как и у Канта философия не имеет своего предмета исследования, она изжила себя, и поэтому философия сводит неопозитивизм к логике, анализу языка. Философская деятельность связана с анализом научного текста:

-все предложения, понятия уточняются и поясняются;

-убираются все парадоксы;

-весь текст в результате деятельности становится самосогласованным, как грамматически, так и орфографически и понятийно. Или концы с концами текста сходятся.

3) Неопозитивизм о познании. Неопозитивизм: выделяет 2 уровня познания: 1)эмпирический (опытный); 2)теоретический.

Специфика эмпирического познания – все факты опыта фиксируются в суждениях, эти суждения автономны и являются основными предложениями.

Теоретическое познание – результат эмпирического познания и все понятия теории, суждения, идеи соответствуют протокольным предложениям. Это критерии верификации. Все понятия, суждения проверяются опытами. Согласно неопозитивизму в теории нет погрешности, вся теория соответствует протокольным предложениям.

4) неопозитивизм об истине. Под истиной понимается взаимосогласованные знания, поэтому все опытное знание сводится в определенную логическую конструкцию. Неопозитивизм подчеркивал, что опытное познание исследует явления, а не их сущность.

Другими словами, неопозитивизм отрицает познание сущности вещей.

Неопозитивизм уделяет большое внимание логике и математике, анализу научного текста.

Т.о. неопозитивизм берет в статике научное знание, и научное знание состоит из:

1)эмпирическое, опытное (фактуальное), знание

2)логическое (аналитическое).

Неопозитивизм уделяет большое внимание логическим и научным понятиям. Философия категории и научные понятия рассматриваются как знаки, которые не связаны с сущностью вещей.

4.Т.Кун о научном сообществе и парадигме. Работа Куна «структура научной революции»

1962 – Т.Кун издал книгу «структура научной революции», тем самым открыв новый этап в развитии позитивизма. Т. Кун ввел понятие парадигма, но специалисты считают, что главное понятие Куна – научное сообщество. Строго говоря, оно возникло в 16-17 веках вместе с возникновением капитализма. Англия – капитализм, футбол, Биттлз.

Наука характеризуется системой ценностей (этос):