Смекни!
smekni.com

Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера (стр. 2 из 47)

4. Информатика в постиндустриальном обществе: развитие человекомерных систем...................... 82

5. Информатика как основа синтеза наук: теория информации (К. Шеннона). Роль кибернетики в развитии междисциплинарных связей (Г. Клаус, Н. Винер)...................................................................... 84

6. Конструктивная природа информатики и ее синергетический и коэволюционный смысл. Синергетическая парадигма “порядка” и “хаоса” в интернете. Синергетический подход к информатике (Г. Хакен, Д.С. Чернавский).................................................................................................... 86

7. Понятие информационно-коммуникативной реальности. Виртуальная реальность: философский аспект................................................................................................................................................................. 88

8. Понятие киберпространства. Интернет и его философское значение. Интернет как инструмент социальных технологий XXI века................................................................................................................. 90

9. Компьютерная эпистемология. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция. Интеллектуальная собственность................................................................................................................... 92

10. Концепция информационных обществ (П. Сорокин, Э. Кастельс и др.). Сетевое общество и задачи социальной информатики................................................................................................................... 94

11. Проблема личности в информационном обществе. Современные психотехнологии как составная часть социогумманитарной информатики.................................................................................................... 96

12. Истоки и природа информатики. Проблема “творца” и “робота”. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике (Дж. Хонфилд, С. Гроссберг). Особенности “информационного” мышления.......................................................................................................................................................... 98

13. Становление информатики как междисциплинарного направления в науке во II половине XX века (Н. Винер, Р. Эшби, А. Тьюринг, Дж. Бигелоу, Нейман, У. Питтс и др.)....................................... 101

1. Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.

Наука особый вид познавательной деятельнос­ти, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Познание не ограничено сферой науки (обыденное познание, философское, художественное, религиозно-мифологическое). Различают формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Наука выступает в 3 основных ипостасях: 1.Форма деятельности. Наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности.

2.Система или совокупность дисциплинарных знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам.

3. Социальный институт. Это понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Но то, что она является институтом, где тысячи нашли профессию, - результат недавнего развития.

С наукой нельзя связывать только фиксацию совокупности фактов и их описание. В настоящее время наука предстает прежде всего как социокультурный феномен. Как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Она рассматривается в качестве социокультурного феномена т.к. границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ "культуры". И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и "подлинного" фундамента последней в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании. Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности.

Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Она - приоритетное направление деятельности любого цивилизованного государства. Современную науку называют Большой. В конце XX в. численность ученых в мире превысила 5 млн. человек. Наука включает около 15 тыс. дисциплин. Новые источники энергии и информационные технологии - перспективные направления современной науки.

Возрастают тенденции интернационализации науки, а она сама становится предметом междисциплинарного комплексного анализа. К ее изучению приступают не только науковедение, философия науки, но и социология, психология, история. Исследователи указывают на "внешнюю" и "внутреннюю" социальность науки. Зависимость от социально-экономических, идеологических и духовных условий функционирования того или иного типа общества и государства, определяющего политику по отношению к науке, способы поддержки ее развития или сдерживания ее роста, составляют "внешнюю" социальность науки. Влияние внутренних ментальных установок, норм и ценностей научного сообщества и отдельных ученых, окрашивающих стилистические особенности мышления и их самовыражение, зависимость от особенностей эпохи и конкретного периода времени составляют представление о "внутренней" социальности.

Не только производство, но и факторы, институциональные, интеллектуальные, философские, религиозные и даже эстетические влияют на прогресс науки. Наука как социальный институт включает в себя ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; разделение и кооперацию научного труда; четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации; научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др.

Наука была и остается прежде всего средством формирования научного знания, научной картины мира. Само существование науки как специфического социального института, ее все возрастающая роль в обществе в конечном счете обусловлены тем, что наука призвана выполнять в системе общественного разделения труда функции, связанные с осуществлением деятельности по формированию и развитию научного знания, определенных норм познавательного отношения к действительности.

2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе.

Наука особый вид познавательной деятельнос­ти, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Философия - особая форма познания мира, существующая в рамках научной познавательной деятельности, устанавливающая общие принципы бытия и принципы отношения человека к миру. Она не может быть наукой всех наук, равно как быть одной из частных наук в ряду прочих.

Специфика науки: 1. Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике… Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия. 2. Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существующим объективно, независимо от человечества. 3. Выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и социальным последствиям его открытия. 4. Представители наук исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. 5. Главная функция - выработка и систематизация объективных знаний о действительности, направленные на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания. 6. Цель связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. 7. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические. 8. В развитии чередуются нормальные и революционные периоды (научные революции), приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации. 9. Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. 10. Языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета. 11. Критерии научности: повторяемость наблюдений; интерсубъективность знания (его всеобщность и независимость от личности ученого); воспроизводимость опыта. 12. Практическая зависимость.

Специфика философии: 1. Философию интересует мир в целом. Поэтому определение философии как науки "о первоначалах и первопричинах" - справедливо. 2. Философы изучают многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса. 3. Формирование новых идеалов, норм и культурных ценностей. 4. Стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. 5. Стремится найти предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к действительности. Поэтому философское знание выступает не в виде логически упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого обсуждения, детального формулирования всех трудностей анализа, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. 6. Основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. 7. Основные разделы: онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика + философская антропология, аксиология, теория культуры, социальная философия, философия религии, науки... 8. Тенденции развития связаны с осмыслением проблем мира и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык. 9. Отстоит от сферы повседневности и уносится в мир умопостигаемых сущностей, недоступных чувственному познанию. 10. Язык философии - язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости. 11. Отсутствие научности из-за обилия авторизованных концепций и стремления к самовыражению в поиске всеобщего. 12. Нет практического применения.