Смекни!
smekni.com

Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера (стр. 7 из 47)

3) Преднаука Др.Востока. Несмотря на накопленные знания в математике, астрономии, механике, геометрии в Др. Индии, Китае, Египте их нельзя считать научными т.к.: 1. основным способом получения знания были индуктивные обобщения, практически значимого опыта, что оставляло знания исключительно в эмпирической сфере, лишая его теоретичности. 2. знание циркулировало лишь в узких кругах посвященных и носило тайный хар-р. 3. знание носило рецептурный хар-р к нему отсутствовало критическое отношение, оно не являлось обоснованным. 4. динамика знания - замещения менее оптимальных рецептов, более оптимальными. Вывод: преднаучное знание представляло собой наборы алгоритмов действий без его логического обоснования.

4) Стадия собственно науки. Началом считается деят-ть философов Др. Греции. Элиты (созерцательная деят-ть, т.е. теория: физика, математика)® простолюдины ® рабы (практическая деятельность: механика, логистика). Теоретическая деят-ть рождается в след-ии соц причин: неприятие опытной формы познания, аристократии рождает специализацию лишь на созерцательной чисто интеллектуальной д-ти, которая развивает обобщение до идеализации по след схеме: вещь ®наблюдение ®обобщение ® абстрагирование [отвлечение от несущественных св-в объекта - Восток]®идеализация [Др.Греция]. Идеализация – это создание на основе абстрагирования мысленных объектов, которые не могут сущ-ть в действительности, но имеют в ней отдаленные аналоги, т.е. в результате идеализации происходит конструирование идеальных объектов, осуществляемое 3-мя способами: 1.минимизация св-в эмпирических объектов: точка (объект не имеющий пространственных параметров), атом, фонема (идеальный эталон звука). 2.максимизация эмпирических объектов: абсолютно черное тело, идеальный газ, математич маятник, вечный двигатель. 3.конструирование в не всякой связи с эмпирическими объектами: иррациональные числа, комплексные числа, не Евклидова геометрия, черные дыры. Вывод: основу преднауки составляет движение от опыта к вне опытному знанию, а конструирование идеальных объектов и движения от них к опыту (выдвижение гипотез и их эмпирическая проверка). (пример: деревья зимой сбрасывают листву – сделаем вне опытное знание).

Стадии развития науки, критерий - соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания:

1. Классическая наука (XVII-XIX вв.) стремилась при описании и теоретическом объяснении объекта устранить все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом. Парадигма - механика, картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма.

2. Неклассическая наука (1ая пол. XX в.) связана с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классики, отбрасывает представление реальности как не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается как условие объективноистинного описания и объяснения мира. Парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

3. Существенный признак постнеклассической науки (2ая пол. XX - начало XXI в.) - постоянная включенность субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации.

10. Наука и философия Античности. Становление научно-философской методологии.

Предпосылками зарождения науки в Др. Греции: 1) полисная организация жизни (полис-город-госуд), в основе которой принцип 3И: 1. Исигория - свобода слова. 2. Исатомия - равенство в возможности замещения должностей. 3. Исономия - равенство всех пред законом. 2) относительная (по сравнения с Востоком) секуляризованность гражданской жизни: Восток - законы общества выводились из Божественной воли, а Запад - создавались в ходе демократических процедур в полисе. 3) этический и гносеологический релятивизм (относительность: человек мерило бытия: погибли дети – для родителей горе, для гробовщиков - прибыль). 4)агональный хар-р культуры (состязательность) - развитие интел.способностей и их оттачивания на диспутах.

Формирование объективного знания: Социальные условия античной цивилизации определяли объективность знания, прежде всего результатами борьбы низших слоев общества за свои права. Были произведены реформы: юридические нормы письменно зафиксированы и унифицированы, была предложена выборность судей, позволена состязательность в суде и обжалование приговоров, аристократию ущемили в территориальном делении полиса и введена имущественная дифференциация населения по сбору налогов.

В мировоззренческом плане эти реформы обусловили: 1) уважение к личности, достоинством считалась не знатность, а уровень культуры и достигнутое положение в обществе; 2) изменилось отношение к закону – он стал носить не божественный, а рациональный характер, т.к. изобретался самими людьми; 3) возникает конкуренция идей, что требует обращения к логике и риторике, чтобы побеждать в спорах; 4) возникает убежденность в относительном характере знаний – никакое знание не является абсолютно истинным, все можно оспорить или предложить альтернативу. На этой базе возникает идея обоснованности знания.

Освоение идеализированных объектов. Теоретический характер знаний был обусловлен негативным отношением к практической деятельности (удел рабов). Оперировали с отрицат. и действительными числами.

Появление научных программ: преодоление мифологич. Мировоззрения, результаты важные для науки.

1) Математическая программа Пифагора. а) обоснование числа как первоначала (все вещи существуют подражая числам, число-идеально, цифра-материальна, отождествляли числа с фигурами 1-точка) б) философия числа, приписали каждому числу значение, на основе нумерологии объясняли сущность вещей, разделили числа на группы, выделив совершенные и несовершенные, мужские и женские, четные и нечетные. в) рассмотрение вселенной как космоса (с греч-порядок). Вселенная - не борьба стихий, а упорядоченный числом космос, а т.к. числа не только основы бытия, но и мышления, то мир умопостигаем и выразим.

2) Атомистическая программа Демокрита. а) обоснование атомизма: материальность, неделимость, движение, интеллигибельность (умозримость), вечность, все разные – свойства атома, объясняющие бытие. б)построение теории познания – проникновение эйтосов (атомерных копий вещей ч/з органы чувств в мозг). Формулировка принципа объективности через различение субъективных и объективных свойств вещей: объективно сущ-ют атомы и пустота, а субъективно: вкус, цвет, запах. в) концепция детерминизма - всеобщей причино-следственной связи явлений, важнейшим следствием которой является отрицание чудесного.

3) Натуральная программа Аристотеля (неделимый мир). а) Метафизика - учение о сущности бытия: а.1) всеобщие св-ва вещей – 10 категорий, легшие в основу терминологического языка науки: сущность; качество-мера проявления сущности вещи (при покупке стол - выбор по качеству); количество (длина стола); время (сколько прослужит); пространство (стол из магазина в дом); движение; покой; отношение (стол и интерьер); обладание (столу не хватает ящичков); страдание (стол поцарапан).

а.2) бытие актуальное (то, что есть в наличие - занимаемся философией) и потенциальное (в наличии нет, но предпосылки существования оформились - сдача кан.мин)).

а.3) различие случайного (то, что переходит из потенциального, в актуальное несколькими способами – бросание монеты) и закономерного (переходит из потенциального в актуальное одним способом) бытия.

а.4) бытие как истина: «Истинным признается то, что соответствует действительности» (снег белый).

а.5) рационально обосновал способ происхождения вещей на основе действия 4-х причин: *материальная – это субстрат вещи; *формальная – способ организации материи; *действующая – это тот, кто соединяет материю и форму; *финальная, целевая – то, зачем нужна эта вещь.

б) Физика (физика-природа): «Развивать в себе можно только то, что заложено в тебе потенциально». 1.Движение - переход вещи из потенциального состояния в актуальное, 4 вида: изменение субстанции (рождение/умирание вещи); изменение по качеству (превращение), по количеству, по месту (перемещение).

2.Пространство – вместилище, где происходит движение вещи, граница объемлющего и объемлемого.

3.Время - способ бытия пространства, фиксирует дв-ние вещи «с начало и потом», не существует объективно.

в) Теория науки. Познание проходит 4 этапа: Чувственные впечатления ® Опыт (сумма впечатлений в голове, умение ориентироваться в ней)® Техно (искусство – это знание общего и причин, знание о классах объекта - вождение машины)® Научное знание (доказательное, объясняющее, систематический характер). Канон научного исследования: описание проблем; история вопроса; выдвижение собственной позиции; выявление аргументов «за» и «против»; принятие окончательного решения.

г) Логика. Аристотель – основатель формальной логики, как теории доказательства. Сам называл аналитикой.

г.1) выявил понятие логическая форма (способ связи элементов мышления): Все люди смертны - Сократ человек = Сократ смертен.