Смекни!
smekni.com

Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера (стр. 43 из 47)

В таинственном математическом мультфильме Киберпогоня (Cyberchase), действие происходит в Киберпространстве, управляемом доброжелательным правителем, Материнской платой (Motherboard). С помощью этой идеи авторы могут перенести зрителя в любой виртуальный мир (Cybersite), где разнообразные математические понятия будут объяснены наилучшим образом.

В фильме «Трон» (Tron), программист был перенесён в мир программ, где каждая программа была личностью и наследовала форму её создателя.

Идея «матрицы» в фильме «Матрица» (Matrix) представляет собой сложную систему киберпространства, в которую люди попадают с рождения, где присутствуют «агенты» — программы-блюстители порядка, а также люди однажды вышедшие из «матрицы» и зашедшие в неё снова и чьи возможности практически не ограничены.

В мультсериале Перезагрузка (Reboot) представлен мир программ, где они взаимодействуют друг с другом и с пользователем.

Интернет и его философское значение

Человечество переживает очередную глобальную революцию. Связана она с вхождением в нашу повседневную жизнь мировой информационной сети - Интернет. Для интеллектуальной жизни человечества она имеет не меньшее значение, чем открытие в своё время и внедрение книгопечатания. Вероятнее всего мы ещё не осознали информационной мощи и возможностей Интернет. Использование сети Интернет во всех областях жизни людей теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. Свои возможности у Интернет и в изучении философских дисциплин и в научной работе по философии. Эти возможности связаны, как мне представляется, с определённой формой сетевых ресурсов. Их центром являются научные и учебные организации, которые имеют как официальные, так и неофициальные научные сайты.

Первое направление развития философского знания связано с деятельностью информационных порталов.

Второе направление интернет-философии - это сайты научных учреждений философии, философских организаций, философских факультетов. Их значительно больше, чем информационных порталов или каталогов ресурсов.

Третье направление исследования Интернет связано с интернетпроектами, форумами и конференциями, посвященными философским дисциплинам.

Пользователи интернет, занимающиеся философией, не могут обойти вниманием информацию, предлагаемую библиотеками, особенно теми, которые обладают каталогами ресурсов.

Наконец, философы не могут пройти мимо электронных версий энциклопедий, словарей и справочников.

Свою информацию, иногда уникальную можно встретить на сайтах философских клубов и в персональных проектах, некоторые из которых посвящены отдельным философам.

Интернет как инструмент социальных технологий

Интернет образует новое сообщество, которое объединяет людей разных национальностей, верований, культур, социального статуса. Это общество, для которого не существует государственных границ. Оно предоставляет возможность проводить глобальные референдумы по актуальным проблемам человечества, которые позволят услышать мнение конкретного человека, где бы он не находился и обеспечить обратную связь. Интернет дает нам новый способ культурного видения, перехода к новым способам взаимодействия и освоения прогрессивных достижений всего человечества.

Социальная роль Интернет может быть определена следующими постулатами:

Интернет позволяет устанавливать горизонтальные связи в общении между людьми;

Интернет не навязывает информацию, она только предлагается к добровольному восприятию;

Интернет позволяет стать участником информационного процесса любому человеку;

Интернет не создает предпосылок для манипулятивного общения, а наоборот – они исчезают. Вопросно-ответные ряды не дают возможности для обмана и манипулирования;

Интернет (в отличие от СМИ, которые блокируют сознание), раскрепощает человека и расширяет сферу его сознания;

Высказанные через Интернет мнения становятся доступными и достижимыми для восприятия другим человеком. В Интернет информация не погибает.

Интернет создает локальные сообщества людей как альтернативу серой безликой толпе или стандартному слою. Они самоорганизовываются и самоуправляются изменяя при этом структуру общества;

В Интернет человек всегда оставляет выбор за собой, его никто не вправе отнять.

Мощным средством технологической поддержки социологических исследований становится Интернет. Опросы общественного мнения через глобальную информационную сеть позволяют значительно ускорить процесс сбора информации, что играет важную роль при исследовании быстротекущих социальных процессов. Опросы через Интернет качественно изменяют саму технологию социологического исследования.

Социологические исследования в среде Интернет обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными способами проведения количественных исследований. Прежде всего, online-исследования позволяют сэкономить основные ресурсы: время, деньги, человеческие ресурсы, а также, повысить качество собираемых данных.

9. Компьютерная эпистемология. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция. Интеллектуальная собственность

Компьютерная эпистемология

Компьютерная эпистемология возникла совсем недавно (в 1990-х гг.) в значительной мере благодаря усилиям П. Тагарда, который в настоящее время возглавляет лабораторию компьютерной эпистемологии (CEL) филос. ф-та ун-та Ватерлоо (США). Это направление пока ограничивается исследованием таких проблем, как, напр., рассуждения по аналогии, обучение и выбор, сознание и культура, нелинейные модели сознания, философия науки и математика и т.д., оно широко применяет модель переработки информации и разного рода когнитивные модели, доказавшие свою эффективность в когнитивной науке. В настоящее время некоторые разделы эпистемологии включают в состав когнитивной науки — комплекса специальных дисциплин, изучающих когнитивные процессы и возможность их реализации в компьютерных устройствах.

В последние два десятилетия в компьютерных науках заметное внимание стало уделяться такому традиционно входившему в сферу философии предмету, как знание (эпистема). Слово «знание» стало использоваться в названиях направлений и составляющих компьютерных систем, а также самих систем (системы, основанные на знаниях; базы знаний и банки знаний; представление, приобретение и использование знаний, инженерия знаний). Тема «компьютер и знание» стала предметом обсуждения и в значительно более широком контексте, где на первый план вышли ее философско-эпистемологические, социальные и политико-технологические аспекты.

Проблема ИИ

Иску́сственный интелле́кт (ИИ) (англ. Artificial intelligence, AI) — это наука и разработка интеллектуальных машин и систем, особенно интеллектуальных компьютерных программ, направленных на то, чтобы понять человеческий интеллект. При этом используемые методы не обязаны быть биологически правдоподобны. Но проблема состоит в том, что неизвестно какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. А так как мы понимаем только некоторые механизмы интеллекта, то под интеллектом в пределах этой науки мы понимаем только вычислительную часть способности достигнуть целей в мире.

Различные виды и степени интеллекта существуют у многих людей, животных и некоторых машин, интеллектуальных информационных систем и различных моделях экспертных систем с различными базами знаний. При этом как видим такое определение интеллекта не связанно с пониманием интеллекта у человека — это разные вещи. Более того эта наука моделирует человеческий интеллект, так как с одной стороны, можно изучить кое-что о том, как заставить машины решить проблемы, наблюдая других людей, а с другой стороны, большинство работ в ИИ вовлекают изучение проблем, которые требуется решать человечеству в промышленном и технологическом смысле. Поэтому ИИ исследователи свободны использовать методы, которые не наблюдаются у людей, если это необходимо для решения конкретных проблем.

Именно в таком смысле термин ввел Джон Маккарти в 1956 году на конференции в Дартмутском университете, и до сих пор несмотря на критику тех, кто считает, что интеллект — это только биологический феномен, в научной среде термин сохранил свой первоначальный смысл, несмотря на явные противоречия с точки зрения человеческого интеллекта.

В философии не решён вопрос о природе и статусе человеческого интеллекта. Нет и точного критерия достижения компьютерами «разумности», хотя на заре искусственного интеллекта был предложен ряд гипотез, например, тест Тьюринга или гипотеза Ньюэлла — Саймона. Поэтому несмотря на наличие множества подходов как к пониманию задач ИИ, так и созданию интеллектуальных информационных систем можно выделить два основных подхода к разработке ИИ:

· нисходящий, семиотический — создание экспертных систем, баз знаний и систем логического вывода, имитирующие высокоуровневые психические процессы: мышление, рассуждение, речь, эмоции, творчество и т. д.;

· восходящий, биологический — изучение нейронных сетей и эволюционных вычислений, моделирующих интеллектуальное поведение на основе более мелких «неинтеллектуальных» элементов.

История искусственного интеллекта как нового научного направления начинается в середине XX века. К этому времени уже было сформировано множество предпосылок его зарождения: среди философов давно шли споры о природе человека и процессе познания мира, нейрофизиологи и психологи разработали ряд теорий относительно работы человеческого мозга и мышления, экономисты и математики задавались вопросами оптимальных расчётов и представления знаний о мире в формализованном виде; наконец, зародился фундамент математической теории вычислений — теории алгоритмов — и были созданы первые компьютеры.