Смекни!
smekni.com

Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера (стр. 3 из 47)

Взаимосвязь. Философия - не наука, но в ней господствуют понятийность, идея причинности, ориентация на объективность и стремление к обнаружению наиболее общих, часто повторяющихся связей и отношений, т.е. закономерностей. Наука, претендующая на отражение мира в понятийной форме и с точки зрения закономерности, рассматривается как высший этап развития человеческого познания, свободный от предрассудков метод постижения истины, совокупность эмпирически достоверного и логически организованного знания. Философия и наука как "звенья единой цепи" в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия, в сфере натурфилософии, космологии, онтологии не отличались. В структуру философии, как и в науки включается субъект, объект, средства познания и прогнозируемые результаты, только философия еще обогащает эту структурность возможностью выхода за пределы частных проблем, ее субъект одарен возможностью устремляться в сферы трансцендентного. Средства, представленные категориальным аппаратом философии, обладают статусом всеобщности и необходимости. Наука не содержит внутри себя критериев социальной значимости своих результатов. Однако философия несет ответственность за науку перед человечеством. Положительная задача философии состоит в оценке совокупности результатов науки в их гуманистической перспективе, в движении согласно логике развития научных исследований до рубежей, этико-мировоззренческих проблем.

3. Философия науки, ее предмет и основные проблемы.

Философия науки – раздел философии, предполагающий рассмотрение науки как сферы человеческой деятельности в единстве различных аспектов: знаниевой (какое знание дает наука), методологический (методы науки), лингвистический (язык науки), институциональный, коммуникатиционный (связь, общение).

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Предмет – наука.

Философия науки должна: 1. Выделить общие проблемы для всех «философий науки»;

2. Исследовать направления ее развития (от истории к будущему).

Главные отличия философии науки - 1. целостность (наука как единое целое) 2. ценность (значение науки)

Образы философии науки: 1. Как направление западной и отечественной философии. Представлена множеством концепций, предлагающих модели развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.

2. Как философская дисциплина наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией, исследующих свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию, в данном случае к бытию науки.

Философия науки как дисциплина возникла во 2ой половине XX в. в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР, в то время как направление, имеющее название "философия науки", возникло столетием раньше. Как дисциплина испытывает влияние философско-мировоззренческих концепций и теоретических разработок философии науки как современного направления западной философии. Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философа науки интересует научный поиск, "алгоритм открытия", динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности.

В определении центральной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. 1. По мнению Ф. Франка, центральной проблемой является вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам. 2. К. Поппер считал, что центральная проблема в том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания конкурирующих теорий или верований?

Круг проблем философии науки достаточно широк: детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные общие положения? Как отличить научное от ненаучного? Каковы критерии научности, возможности обоснования? Каковы основания, что одна теория лучше другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы модели его развития?

Все вопросы вырастают из центральной проблемы философии науки - проблемы роста научного знания. Можно разделить все проблемы на три подвида. 1. Проблемы, идущие от философии к науке. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия науки. 2. Проблемы, возникающие внутри науки и нуждающиеся в компетентном арбитре - философии. Здесь переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно "философские подсказки" решения парадоксальных проблем. 3. Проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и органичных переплетений во всех возможных плоскостях приложения. Философское мировоззрение играет значительную роль в развитии науки, особенно заметно в эпохи научных революций: возникновение античной математики и астрономии, коперниканский переворот - гелиоцентрическая система Коперника, становление классической научной картины мира - физикой Галилея-Ньютона, революция в естествознании XIX-XX вв…

Место философии науки. Некоторые видят в дисциплине тип философствования, основывающего свои выводы исключительно на результатах и методах науки (Р. Карнап, М. Бунге). Другие усматривают посредствующее звено между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Ф. Франк). Третьи - связывают с ней задачи методологического анализа научного знания (И. Лакатос). Есть и крайние позиции - идеологическая спекуляция на науке, вредная для науки и для общества (П. Фейерабенд).

Современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами при узкопрофессиональном подходе к явлениям и процессам. Стимулируя сам интерес к науке, с одной стороны, философия науки предстает как развернутая диаграмма воззрений на проблему роста научного знания - с другой.

4. Трансцендентально-аналитический (И.Кант) и синтетически обобщающий (О.Конт) подходы к осмыслению науки.

Кант - от вопроса как наука возможна к ответу как она реально есть. Конт - от «как есть» к «как возможна».

1. Трансцендентально-аналитический (Кант) Согласно Канту «всякое познание занимается не предметами, а видами самого процесса познания предметов, поскольку познание возможно априори», т.е. до всякого опыта. Мы познаём не “вещи в себе”, а наше восприятие этих вещей. а) Наука рассматривается как элемент сознания уже в нем имеющаяся. б) На 1-м месте при этом подходе философия, а на 2-м исследование эмпирического существования науки. Название этого подхода «Кантовская парадигма». Мысль движется от «Откуда возникает наука?» к ее реальному существованию… Философия науки - элемент общефилософской теории.

2. Синтетически-обобщающий (Конт) Рассматривает науку как некую реальность, т.е. то, что существует само по себе, независимо от нашего сознания. На основе обобщения конкретных форм существования науки выявляются общие закономерности и тенденции развития. Мысль движется от вопроса как она существует к вопросу как она возможна, т.е. здесь философия науки обобщает то, что разработано другими науками.

Кант. Докритический период (1 - до начала 70-х годов) и критический (2). 1. Вопросы естествознания, решение их с материалистической позиции (гипотеза о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности, предположение о замедлении вращения Земли благодаря действию приливов и отливов). 2. Позиции философского дуализма. На основе критического анализа познания человека возникают проблемы: Что я могу знать и делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Характерные черты: агностицизм и априоризм. В 80-е гг. написал работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Су­ществует независимо от нас мир «вещей в себе», они не познаваемы. Познание на­чинается с их воздействия на органы чувств, вызывая в них явления, которые по­знаваемы. В теории познания особое значение придает синтетическим су­ждениям, против аналитических, несут новые знания. Синтетические суждения - апостериорные (опыт) и априорные (доопытные). Последние имеют первостепен­ное значение и основной вопрос об источниках, видах и границах знания формулируется им как вопрос о возможности априорных синтети­ческих суждений в математике, естествознании и метафизике (философии). Решение этих вопросов основывается на чувственности (способность к ощущениям), рассудке (способность к суждениям и понятиям) и разуме (способность к умозаключениям, доходящим до идей). 1 этап чувственного познания - способность человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм пространства и времени, результат - мир явлений. На 2 этапе рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия. На 3 разум, способный руководить рассудком, ставя цели, порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта, для постижения «вещей в себе». Но, пытаясь выйти за границы опыта, вещи «бегут от» разума. Кант в одной философской системе объединил материализм и идеализм (ведущий). Цель учения обосновать религию: человек не может проникнуть в мир «вещей в себе», где находятся Бог, душа, свободная воля. Поэтому наука не может судить о Боге, о смертности души, ибо всё это ей не доступно. В мир «вещей в себе» может заглянуть религия. Заслуга Канта - он первый в философии Нового времени показал сложность и противоречивость процесса познания.