Смекни!
smekni.com

Промышленный капитализм и его основные особенности (стр. 13 из 22)

Окончание войны, ратификация Конституции (1787), вступ­ление в силу первых десяти поправок к ней (1791), прежде всего Билля о правах, завершили первый этап буржуазной революции. Конституция обеспечивала права собственности, ее защиту, сво­боду слова, печати, собраний, вероисповедания и т.д., укрепила власть центрального правительства. Политическая система стро­илась на разделении властей: исполнительная (президент и каби­нет министров), законодательная (конгресс), судебная (верховный суд, имевший право отмены законов, не соответствовавших Кон­ституции). Но не было уничтожено рабство в южных штатах, ин­дейцы не получили гражданских прав, отсутствовала единая из­бирательная система. Правовое государство, формировавшееся в США, обеспечивало американцам гражданские и личные свобо­ды, включая право на землю и свободную предпринимательскую деятельность, значительно полнее, чем в Европе того периода.

Правительство способствовало реализации прав на землю и свободному выбору вида хозяйственной деятельности путем ши­рочайшей территориальной экспансии, сопровождавшейся эконо­мическим освоением новых владений. На основе заключения не­равноправных договоров, торговых сделок, прямого военного на­силия в состав нового государства вошли огромные районы Старого Северо-Запада, а также Луизиана, Флорида, Техас, Нью-Мексико, Верхняя Калифорния, Орегон. За период с 1776 по 1853 г. территория США увеличилась в восемь раз. С принятием Конституции конгресс вынес решение о передаче всех свободных территорий в фонд центрального правительства, которое должно

было заниматься их разделом и продажей. По законам 80-х гг. XVIII в. земля продавалась крупными участками в 640 акров с обя­зательной выплатой всей суммы в течение месяца. Эти условия ограничивали круг покупателей состоятельными людьми и при­вели к самовольному захвату земли, приобретавшему все более массовый характер. Скваттеры требовали закрепления за ними участков. Они принимали меры для защиты своих заявок. Под давлением упорной борьбы фермеров за облегчение условий до­ступа к западным землям происходила последовательная демо­кратизация аграрного законодательства. В итоге уменьшился зе­мельный минимум (до 40 акров), увеличился период рассрочки платежей, снизились цены на землю (с 2 до 1,25 долл. за акр).

В 1841 г. был принят Закон о заимке, гарантировавший скват­терам право покупки обрабатываемых ими участков до поступле­ния на аукцион. Согласно закону можно было занимать землю, предварительно размежеванную правительством. Колонизация западных земель становилась все более активной. Основной по­ток переселенцев шел из северных штатов. На Запад перемеща­лись лишенные земельных участков фермеры с Юга, а также план­таторы в поисках плодородных земель. Значительную роль в хо­зяйственном освоении этих территорий сыграла иммиграция. В 1789-1812 гг. в США прибыло 250 тыс. человек. С 1842 г. в стра­ну в среднем в год приезжало до 100 тыс. переселенцев. Наличие на Западе свободных, пригодных для заселения и эксплуатации земель обусловило преимущественно аграрное развитие этого ре­гиона. Развивавшееся фермерское хозяйство способствовало рас­ширению товарных рынков и становилось одним из источников формирования рынка капитала. Возраставшее сельскохозяйствен­ное производство обеспечивало потребности в продовольствии промышленных центров. По мере роста доходов фермеры повы­шали спрос на промышленные изделия производственного и по­требительского назначения, что стимулировало развитие индуст­риального Северо-Востока. В то же время фермерская колониза­ция Запада обостряла проблему образования рынка рабочей силы в стране, вызывая отток населения с других территорий и усили­вая тем самым дефицит рабочих рук.

Главным источником наемного труда в колониальный период являлась иммиграция, а также неимущие и бедные слои, состав­лявшие более 20% населения, которые работали по найму на ма­нуфактурах и судоверфях; сервенты, отслужившие кабальнуслужбу, не получившие земли и не имевшие иных средств суще­ствования. Однако все эти лица энергично боролись за обладание землей, арендовали или приобретали ее в долг. Рабочие, трудив­шиеся по найму, особенно иммигранты, при первой возможнос­ти стремились уйти с предприятия, чтобы обзавестись землей. В XVIII в. по этой причине потерпели крах ряд крупных предпри­ятий. Например, металлургический завод П. Хазенклевера, наняв­шего в Германии более 500 рабочих. Таким образом, «избыточно­го» населения в колониях не было. Эти особенности формирова­ния рынка труда имели важные последствия. Американские предприниматели еще в колониальный период использовали не прямой наем рабочих на производство, а привлекали мелких фер­меров, готовых взяться за оплачиваемую работу в промыслах, ко­торыми они традиционно занимались на дому. Это позволяло им, не отрываясь от земли, получать дополнительный доход.

Высокий спрос на рабочую силу обусловил ее высокую сто­имость, что диктовало необходимость замены этого дорогого ком­понента издержек производства более дешевой машиной. Доро­говизна рабочей силы стимулировала изобретательство, ввоз из других стран машин и оборудования. Технические предпосылки возникновения фабричной промышленности в США были в ос­новном созданы промышленным переворотом в Англии. Вместе с тем в самой стране появилось много новых изобретений, чему в немалой степени способствовала система поощрения. Уже в 1790 г. был издан Закон о патентах, дававший изобретателям 14-летнюю монополию на использование своих изобретений.

Финансовой основой крупного промышленного производства была, во-первых, прибыль торговой буржуазии, сколотившей крупные состояния в период английского господства. Во-вторых, поступления от спекулятивной деятельности буржуазии, планта­торов во время войны за независимость. Д. Вашингтон, главно­командующий американскими войсками, писал: «Такого отсут­ствия чувства гражданского долга, такого отсутствия добродете­ли, такой спекуляции, такого множества всяких ухищрений для получения той или иной выгоды... я никогда не видел... Дух низ­кого стяжательства до такой степени овладел всеми, что какое бы бедствие ни обрушилось теперь на нас, оно не удивит меня».

Дополнительным источником рынка капитала становились доходы фермерских хозяйств.

В создании предпосылок промышленного переворота в США большая роль принадлежала факторам международного характе­ра. Ослабление английской конкуренции в период войны за не­зависимость из-за разрыва экономических связей с метрополией облегчало сбыт изделий местной промышленности. Европейские войны (1792—1815) стимулировали внешнюю торговлю США, приносили огромные прибыли, становившиеся источником круп-*-нейших состояний. Расширение торговли происходило не только за счет экспорта, но и обширной посреднической торговли. Ис­пользуя нейтральное положение, американцы поставляли в Европу товары из Вест-Индии, Южной Америки, Дачьнего и Ближнего Востока, перевозили товары из французских и английских коло­ний в метрополии. Огромная иностранная торговля США велась в основном судами отечественного производства. Этот период получил название «золотого века» торгового мореплавания севе­роамериканских штатов.

Ход промышленного переворота. Промышленная революция в США началась в первом десятилетии XIX в. На северо-востоке страны она повторила в основном классическую английскую мо­дель и завершилась к 1860 г. утверждением фабричного типа про­изводства в ведущих отраслях хозяйства.

Начальный этап промышленного переворота был отмечен ме­ханизацией и становлением фабричной системы в текстильном производстве. Первые машины появились в хлопкопрядении еще в конце XVIII в. Эта отрасль хлопчатобумажной промышленнос­ти сразу создавалась на машинной основе, минуя стадию ручного труда. В первое десятилетие XIX в. происходил быстрый рост пря­дильных фабрик, которые создавались по образцу предприятий знаменитого английского промышленника Аркрайта. Одной из наиболее известных была фабрика, организованная в 1790 г. при­ехавшим из Англии рабочим-текстильщиком Слейтером. Он впо­следствии стал крупным предпринимателем и вошел в историю как «отец» американской промышленности. Владельцы прядиль­ных фабрик становились организаторами всего процесса произ­водства хлопчатобумажных тканей. Раздавая пряжу для переработ­ки фермерам, они вовлекали кустарный сектор в орбиту фабрич­ной системы, расширяли масштабы предпринимательства, привлекали дополнительную рабочую силу.

После англо-американских войн 1812—1815 гг. начался дли­тельный подъем национальной промышленности. Ему способство-

171 вали, во-первых, переориентация инвестиций из сфер торговли и мореплавания в промышленность; во-вторых, протекционистская политика правительства. В этот период стали складываться кор­порации с целью объединения капиталов для сооружения круп­ных промышленных объектов. Они действовали на основе актов об инкорпорации, выдаваемых законодательными органами шта­тов. Таким образом, расширялась финансовая база промышлен­ного строительства.

Введение в 1816г. нового таможенного тарифа, установивше­го высокие пошлины на импортные промышленные товары, преж­де всего на ткани, их повышение в последующие годы ограждало американскую промышленность от иностранной конкуренции. Наиболее быстро и успешно развивалось хлопчатобумажное про­изводство. Первостепенное значение для его механизации в це­лом имела фабрика, построенная Лоуэллом в 1818 г. На его пред­приятии впервые в мировой практике были установлены прядиль­ные и ткацкие машины, что позволило связать в единый производственный цикл обработку сырья и выпуск готовой про­дукции. Механизация ткачества в 20-е гг. XIX в. привела к вы­теснению кустарного сектора.

Главным рынком сбыта хлопчатобумажных тканей становил­ся быстро заселяемый Запад. По уровню механизации ткачества северо-восточные штаты в 1830-е гг. превзошли Англию.