Смекни!
smekni.com

Промышленный капитализм и его основные особенности (стр. 18 из 22)

В промышленности развернулось строительство предприятий, базировавшихся на европейской технике. За 1854—1867 гг. только в легкой промышленности было построено 111 новых предприя­тий. В этот период закладывалась основа для развития тяжелой промышленности. В 1868 г. в стране имелось 53 предприятия, выпускавших машиностроительную продукцию, инструменты, металлоизделия, оружие.

Наряду с государственными и клановыми создавались частно­капиталистические мануфактуры (в основном шелкомотальные и винокуренные). После снятия запрета на строительство крупных судов (в 1853) в десяти княжествах были сооружены верфи. За 1853—1867 гг. на них было построено более 50 кораблей, а на вер­фях бакуфу (правительства сегуна) — 44. В 1856 г. был спущен на воду первый в Японии пароход.

Все это свидетельствовало о начале промышленного переворо­та. Однако в условиях феодального режима фабричная система развивалась медленно. Ввоз в Японию иностранных промышлен­ных товаров приводил к разорению домашней промышленности и городского ремесла. Разорившиеся мелкие товаропроизводите­ли пополняли рынок рабочей силы для развивавшегося мануфак­турного и фабричного производства. Следовательно, внешний фак­тор — насильственное вовлечение страны в мировую торговлю -ускорял процессы формирования капиталистического хозяйства. Вместе с тем внешняя торговля становилась фактором, дезор­ганизующим экономику. Массовый экспорт сельскохозяйственной продукции вызывал повышение цен на нее на внутреннем рын­ке. Удорожание сырья поставило в затруднительное положение ведущие отрасли промышленности — хлопчатобумажную и шел­коткацкую. На потребительском рынке из-за роста цен на продо­вольствие сложилась крайне острая ситуация.

Накопление капиталов в стране было затруднено спекуляцией на золоте и серебре, неэквивалентным обменом. Для иностранных компаний и частных лиц все более прибыльным становились опе­рации по обмену серебра на золото с вывозом последнего, по­скольку курс серебра по отношению к золоту в Японии .был в три раза выше, чем на мировом рынке. Массовая утечка золота под­рывала финансовую систему государства и способствовала повы­шению цен на внутреннем рынке. Пассивный баланс внешней торговли отражал ее неэквивалентный характер: сельскохозяй­ственная продукция вывозилась по ценам ниже мировых, а вво­зимые промышленные товары из-за высоких пошлин реализовы­вались по более высоким ценам.

В условиях экономического кризиса, краха государственных финансов, угрозы иностранного порабощения в Японии возник­ло мощное антииностранное движение, наблюдался рост антипра­вительственных выступлений, в которых принимали участие са­мые широкие слои населения. Объединенные силы оппозиции (представители самурайских княжеств Тесю, Сацума и др., круп­ной торговой буржуазии), стремившиеся к модернизации суще­ствовавшего феодального режима, совершили правительственный переворот, получивший название «революции Мейдзи» (1867—1868). В результате произошло свержение сегуна и была реставрирована реальная власть императора. Вновь сформированное абсолютист­ское правительство во главе с императором Мацухито (1868—1911), поставив перед нацией задачу догнать и превзойти Запад в эко­номическом и военном отношении, приступило к проведению реформ в политической сфере, экономике, образовании.

В ходе этих реформ создавались предпосылки, необходимые для становления капиталистической системы. Правительство Япо­нии, встав на путь преобразований, оказалось в трудном положе­нии. Решение задачи скорейшей индустриализации страны тре­бовало ликвидации феодальных форм управления и хозяйствова­ния. Наряду с этим правительство стремилось сохранить

положение старых феодальных кругов — князей и самураев, а так­же представителей торгово-ростовщической буржуазии. Поэтому все проводившиеся государством реформы носили двойственный характер, проводились постепенно; в процессе их реализации фе­одальные элементы не подверглись немедленной и полной лом­ке, а приспосабливались, встраивались в новые механизмы управ­ления и хозяйствования.

Одновременно проводились политические преобразования, а именно: ликвидация княжеств, становление новой системы го­сударственного управления, унификация законов и судопроизвод­ства, создание регулярной армии. Они были направлены на фор­мирование централизованного государства, что являлось реша­ющим фактором превращения Японии в мощную мировую державу. Одним из первых законодательных актов нового прави­тельства стал указ 1869 г., обязавший феодалов передавать свои владения императору. При этом законодатели обратились к исто­рическому прошлому страны — кодексу Тайхоре (VIII в.), соглас­но которому земля являлась достоянием императора. Реформа устанавливала порядок наделения императором населения землей.

Земля формально, без выкупа закреплялась на правах частной собственности за тем, кто ею фактически распоряжался. Кресть­яне, наследственные держатели земельных наделов, превращались в собственников. «Новые помещики» в результате реформы лега­лизовали свои права на одну треть пахотной земли страны, кото­рая с середины XIX в. находилась в их руках вопреки существо­вавшим законам. Крупным землевладельцем стал император.

В 1873 г. был введен поземельный налог, являвшийся основным источником государственного дохода, а следовательно, финансо­вой базой проводимых правительством реформ. Налог распро­странялся на всех землевладельцев и взимался в денежной форме центральным правительством. Его размер (включая местные на­логи) составлял около 50% собранного урожая, что приблизитель­но равнялось величине земельной ренты, получаемой до рефор­мы феодалами. Поземельный налог, таким образом, представлял собой выкуп, который платили новые владельцы земли государ­ству, которое 40% дохода расходовало на выплату пожизненных пенсий самураям.

Окончательная ликвидация княжеств произошла в 1871 г. с образованием префектур во главе с префектами вместо ранее су­ществовавших наследственных губернаторов.

191 Князьям и самураям высших рангов, лишенным владений и феодальных привилегий, государство гарантировало высокие пен­сии, предоставление льгот при поступлении на государственную службу. При проведении военной реформы в 1872 г. была создана регулярная армия на основе всеобщей воинской повинности. Са­мураям всех рангов предоставляли право на свободный выбор вида деятельности, получение государственных пенсий, 50%-ную скид­ку при покупке казенной земли.

Рядом указов правительство установило определенные гаран­тии свободы личности для всех граждан государства. Декретами 1870, 1871 гг. унифицировались законы и судопроизводство, устанавливалось равенство всех подданных императора перед за­коном, уничтожалась сословная дискриминация. Последовавшие указы о свободе выбора профессии для лиц всех сословий, праве свободного передвижения по стране означали ликвидацию фео­дальной зависимости.

В 1868 г. принимается указ об отмене цехов, гильдий, клано­вых монополий, в 1871 гг. был разрешен свободный выбор сель­скохозяйственных культур для посева, в 1872 г. принимается указ о свободной торговле рисом и другими сельскохозяйственными продуктами.

Преодоление политической раздробленности позволило устра­нить все внутренние таможни, ввести единую денежную систему. С 1870 г. началась чеканка золотой и серебряной монет — иены, равной по весу и пробе доллару США, взамен множества денеж­ных знаков, находившихся в обращении. Таким образом, форми­ровались условия для образования единого всеяпонского рынка, экономического объединения страны.

Экономические реформы (аграрная, банковская) были направ­лены на ускорение первоначального накопления капитала, созда­ние новых общественно-экономических структур. В ходе аграрной реформы 1872—1873 гг. было окончательно ликвидировано фео­дальное землевладение, сформировался слой новых собственни­ков земли.

В результате аграрной реформы были созданы предпосылки для становления капиталистических форм сельскохозяйственного про­изводства: узаконены частная собственность на землю, свобода ее купли-продажи, ипотека. Однако реформа поставила различные группы землевладельцев в неравные стартовые условия для вхож­дения в рыночную экономику. Основная масса собственников земли — крестьяне — была лишена такой возможности. Они поте­ряли значительное количество земли. Часть общинной земли (луга, леса, пастбища) перешла к императору. Арендованные или заложенные крестьянами до реформы земли отошли к «новым помещикам». В итоге их большая часть оказалась собственника­ми мелких участков земли; в свою очередь, малоземелье вынуж­дало арендовать землю. Поскольку около половины дохода, полу­чаемого в крестьянском хозяйстве, изымалась в форме поземель­ного налога, то поиск средств для арендной платы вынудил земледельцев закладывать землю, обращаться к ростовщикам.

Став собственниками земли, несмотря на все трудности, крес­тьяне не желали расставаться со своими хозяйствами. Это обсто­ятельство, во-первых, было одной из причин аграрного перена­селения, вызывавшего постоянный рост арендной платы; во-вто­рых, сдерживало процесс формирования рынка труда. В условиях растущей арендной платы, недостаточного количества свободной рабочей силы крупным землевладельцам было выгоднее сдавать землю в аренду, чем организовывать хозяйства по капиталисти­ческому образцу. Сохранение полуфеодальных отношений в де­ревне, когда основная масса собственников земли была вынуж­дена обращаться к дореформенным способам ведения хозяйства, ослабляло стимулы для капиталистической организации помещи­чьего хозяйства, придавало процессам формирования предпосы­лок индустриализации страны определенные особенности.