Смекни!
smekni.com

Промышленный капитализм и его основные особенности (стр. 14 из 22)

За период с 1815 по 1832 г. число хлопчатобумажных фабрик возросло в 3,7 раза (с 213 до 795), на них использовалось ШОтыс. ве­ретен, стали применяться ситценабивные цилиндрические маши­ны и другие технические новшества. Внедрение машин в шерстя­ное производство происходило медленнее. Существовавшие в нем централизованные мануфактуры постепенно перерастали в фаб­рики , число которых только за 1810-1815 гг. увеличилось с 14 до 102. Уже в 1840 г. на Северо-Востоке фабричное шерстяное про­изводство превышало домашнее. Таким образом, в 30-е гг. XIX в. в важнейших отраслях текстильной промышленности — хлопча­тобумажной и шерстяной - происходил интенсивный процесс утверждения фабричной формы организации производства. Цен­тром текстильной промышленности, прежде всего хлопчатобумаж­ной, являлся Северо-Восток, где было сосредоточено более 78% фабрик этой отрасли. На Юге и Западе текстильное производство было развито слабо. С 1840-х гг. в текстильной промышленности начался новый процесс — укрупнение действовавших предприя-

тий и уменьшение их общего числа при одновременном росте сум­мы инвестированного капитала.

В результате технического переворота резко снизились затра­ты на производство хлопчатобумажных тканей, цена на них упа­ла в пять раз в период 1815—1850 гг. Дешевизна тканей способ­ствовала повышению спроса на них со стороны широких масс на­селения, конкуренция английской аналогичной продукции была сведена до минимума. Уже к середине XIX в. США заняли вто­рое место в мире по объему производства хлопчатобумажной про­дукции. К началу Гражданской войны в стране производилось вдвое больше бумажных материй на душу населения, чем в Вели­кобритании.

Наряду с текстильным производством промышленный перево­рот охватил пищевую промышленность (прежде всего мукомоль­ную, которая по стоимости продукции превосходила хлопчатобу­мажную), а также отрасли, производящие товары широкого по­требления: обувную, швейную, кожевенную. В них появился ряд технических усовершенствований, значительно повысивших про­изводительность труда и качество выпускаемых изделий. Среди них — изобретение швейной машины (1841), машины для изготов­ления обуви (1846), давшее толчок для становления новых отрас­лей машиностроения.

Промышленный переворот вызвал развитие речного транспор­та, строительство каналов, интенсивное сооружение железных дорог. Одним из главных движущих факторов радикальных изме­нений в этих сферах была экспансия на Запад и его быстрое хо­зяйственное освоение. До начала Гражданской войны основной грузооборот страны проходил по водным путям сообщения, в пер­вую очередь по Миссисипи. В 1860 г. по ней и р. Огайо курсиро­вало 1000 пароходов. Сооружение каналов началось с 1792 г. В 1817—1825 гг. осуществлялось строительство самого крупного канала — Эри, соединившего район Великих Озер с Атлантичес­ким океаном. Стоимость транспортировки грузов из Нью-Йорка до Буффало снизилась на 90%. Столь значительный экономичес­кий эффект эксплуатации этого сооружения вызвал резкий рост строительства каналов в других штатах. Общая длина каналов в США к 1850 г. достигала 5950 км, т.е. увеличилась по сравнению с 1830г. в 2,9 раза.

Одновременно с сооружением каналов велось строительство шоссейных и железных дорог. Первая железнодорожная линия была проложена между Балтимором и Огайо в 1828-1830 гг. До начала 1840-х гг. железные дороги рассматривались как вспомога­тельные пути сообщения к каналам. В 1840-1860-е гг. железнодо­рожное строительство вступило в полосу бурного развития. Ком­пании, занимавшиеся сооружением железных дорог, получали от государства бесплатно землю, лес, строительные материалы, огром­ные денежные субсидии. Предпринимательство в этой сфере при­носило большие прибыли, что делало ее весьма привлекательной для вложения капитала. Только за период 1851-1857 гг. инвести­ции в железнодорожное строительство составили около 1 млрд долл. Темпы железнодорожного строительства были самыми высокими в мире. За 1840—1860 гг. протяженность железнодорожных линий увеличилась более чем в 10 раз (с 4535 до 49 000 км), составив при­мерно половину мировой железнодорожной сети, К 1861 г. Атлан­тическое побережье было связано железными дорогами с западной системой рек и озер. По общей протяженности внутренних ком­муникаций, обслуживаемых паровым транспортом, США в этот период превзошли Англию. В результате коренных преобразований транспортной системы страны в орбиту капиталистического пред­принимательства втягивались все новые и новые территории. «Ре­волюция» на транспорте стимулировала рост производства в метал­лургической, угольной, машиностроительной, судостроительной, лесной промышленности. Одной из особенностей железнодорож­ного транспорта в США являлось использование дров в качестве топлива для паровозов вплоть до 1860 г.

Промышленный переворот в черной металлургии США произо­шел позднее, но в значительно более сжатые сроки и в обратной последовательности. Его начало было отмечено внедрением про­катного производства, завершение - переводом основного объема выплавки чугуна на минеральное топливо. Основы современной металлургической промышленности были заложены в 1816г. со­зданием небольших прокатных сталеплавильных заводов близ Питтсбурга. На них были освоены нововведения - прокат вместо ковки, пудлингование вместо сырого дутья.

Первая домна, работавшая на каменном угле, появилась в 1837 г. Переход на новые методы выплавки сдерживался тем, что в стране было много леса, выплавка чугуна на древесном угле да­вала более качественный металл. В 1840-е гг. начался подъем ме­таллургии. За десятилетие (1847-1857) было введено в строй око­ло 100 домен, использовавших минеральное топливо. Их разме-

ры и производительность значительно увеличились. Металлурги­ческое производство помимо традиционных центров развивалось на Западе (Теннесси, Кентукки), в Пенсильвании и Огайо.

Общий объем выплавки чугуна за период 1840—1860-х гг. воз­рос в 2,7 раза (с 0,3 млн до 0,8 млн т). Однако собственное про­изводство металла еще не могло обеспечить потребности внутрен­него рынка. В 1850 г. было ввезено 409 тыс. т железа, а произве­дено 560 тыс. т. Основными потребителями проката являлись железные дороги, хотя на эти цели в 40—50-е гг. XIX в. шло не более 20% американского чугуна. Утилизация износившихся рель­сов, как отечественных, так и ввозимых из Англии, наращивание их собственного производства способствовали созданию в США перед Гражданской войной мощной прокатной индустрии. Это, в свою очередь, потребовало перевода, всего производства на ми­неральное топливо и создания крупных заводов — комбинатов, ос­нащенных паровыми двигателями.

В США в середине XIX в. основным минеральным топливом для металлургии стал антрацит, доступные залежи которого име­лись на востоке Пенсильвании.

Массовое применение антрацита в доменных печах и при пуд­линговании с 1840-х гг. вызвало гигантский скачок в развитии угольной промышленности США, находившейся до этого времени в стадии зарождения. В 1840-1860-е гг. добыча угля увеличилась в 6,5 раза (с 2 млн до 13 млн т).

К началу 60-х гг. XIX в. на северо-востоке страны появилось крупное заводское машиностроение, что свидетельствовало о вступлении промышленного переворота в завершающую стадию.

В начале XIX в. (в 1803) в Филадельфии был построен первый завод по производству паровых машин. В 1826 г. была создана крупная компания «Порт-Ричмонд Компани», производящая па­ровые машины и оборудование. Спустя десять лет Морганом были построены крупные заводы, изготовлявшие паровые машины. С 1830 г. в США началось производство паровозов. В 1860 г. за­вод Болдуина (Филадельфия) праздновал выпуск тысячного па­ровоза. Паровозостроительная промышленность страны изготов­ляла локомотивы и для европейских железных дорог.

Весьма важной отраслью тяжелой индустрии становилось сель­скохозяйственное машиностроение, изделия которого получили широкое распространение не только внутри страны, но и за рубе­жом. Особенно активно оно стало развиваться с 40-х гг. XIX в. Основной предпосылкой этого являлся подъем свободного фер­мерского хозяйства. В 1840—1850-е гг. появились самые совершен­ные для того времени сеялки, сельскохозяйственные машины и ору­дия. Широкое развитие получили отрасли машиностроения, выпус­кавшие машины и оборудование для предприятий, производящих предметы потребления. Продукция американских фабрик швейных машин Зингера, Баккера, Уиллера и др. пользовалась большим спросом даже в самых отдаленных уголках земного шара.

Быстрыми темпами в первой половине XIX в. развивалось су­достроение. Корабли, построенные в США, не уступали по каче­ству английским, а по ряду показателей даже превосходили их. На судостроительных верфях страны размещали иностранные зака­зы. Быстро развивался американский торговый флот. В середине 1850-х гг. по тоннажу он был почти равен английскому флоту.

Своеобразием промышленного переворота в США являлся за­тянувшийся переход к паровой энергетической базе. Паровая ма­шина впервые стала использоваться еще в конце XVIII в. для от­качки воды в горно-добывающих производствах, в деревообраба­тывающей промышленности. Однако вплоть до 40-х гг. XIX в. в промышленности в качестве основной энергии использовалась энергия воды, что объяснялось наличием в стране множества рек. Использование энергии воды обходилось в четыре раза дешевле, чем применение паровых двигателей.

С 1840-х гг. паровые двигатели получили более широкое рас­пространение, и уже к 1860 г. они завоевали ряд важных позиций в отраслях тяжелой промышленности, речном, морском и желез­нодорожном транспорте.

Техническое перевооружение промышленности и транспорта вызывало постоянно растущий спрос на различного рода маши­ны, что, в свою очередь, стимулировало изобретательство. В ходе промышленной революции помимо широкого использования ев­ропейского опыта в США был сделан ряд оригинальных изобре­тений, нашедших мировое признание. Только за 1840—1850-е гг. было выдано 6489 патентов.