Смекни!
smekni.com

Промышленный капитализм и его основные особенности (стр. 22 из 22)

Правительство, решая сложнейшие задачи перехода к новому социально-экономическому строю, сочетало заимствование запад­но-европейских образцов (например, реформа народного образо­вания, начавшаяся в 1872 г, осуществлялась аналогично француз­скому опыту; принятая в 1889 г. конституция была близка к прус­скому варианту и т.п.) с сохранением складывавшихся веками традициями японского народа, исходило из особенностей нацио­нальной психологии, сложившейся в условиях закрытого обще­ства.

Правительство поддерживало традиции через системы военной подготовки, образования, средства массовой информации. В ре­скрипте 1890 г. императора Мацухито о народном воспитании и просвещении указывалось, что основами социального порядка в стране, системы народного образования должны быть сыновние почитание и почтительность, верноподданность, поддержание духа национализма и монархизма. Стержнем становления лично­сти японца, нового правопорядка оставалось сочетание идеалов синтоизма и конфуцианства, которые в предшествовавшие века играли решающую роль в формировании национальной психоло­гии и системы морально-этических норм, регулировавших пове­дение японцев в общественной жизни.

Древняя японская религия — синтоизм — воспитывала в чело­веке ощущение духа благоустроенности государства, охранявше­го благополучие и безопасность своих подданных. Поэтому япо­нец должен был чтить повелителя — императора, от которого ис­ходил мир, закон, порядок. Синтоизм внушал человеку троякие обязательства: перед родителями, прародителями и императором. Идеи древнекитайского философа Конфуция стали основой вос­питания, образования, поведения японской нации. Регулирующая роль этих идей проявлялась как обязательное соблюдение в обще­ственной и личной жизни определенных принципов.

Сыновняя почтительность (безоговорочное подчинение отцу) распространялась на всю государственную иерархию, означая под­чинение существовавшему порядку. Конфуцианство закрепляло традиционные патриархальные устои и социальное неравенство, устанавливая строгую иерархию внутри семьи и общества. С са­мого детства японцу прививалась привычка подчинять свое «я» интересам семьи, группы, государства, в нем воспитывалось со­знание зависимости от них, необходимости следования примеру вышестоящего. На первый план выдвигалось «беспрекословное следование за авторитетом», удовлетворение личных интересов отодвигалось на второй план.

В период преобразований Мейдзи патерналистская этика, вы­ражавшая идеалы японской нации, стала организующим началом вновь создаваемых экономических и социальных институтов на всех уровнях.

Патерналистское покровительство создавало атмосферу соли­дарности и семейных отношений. На общегосударственном уровне император выступал как глава нации — семьи, оказывал отцовское покровительство всем слоям населения. Организация труда, управление на уровне отдельных хозяйственных единиц базиро­вались на том, что глава предприятия выступал как защитник ин­тересов всех его работников. Его роль была схожа с ролью отца и главы семьи. Все работавшие на предприятии должны были бес­прекословно следовать за лидером в интересах стабильности пред­приятия и, следовательно, жизненного благополучия каждого его работника. В условиях текучести кадров, низкого уровня их про­фессиональной подготовки главной задачей становилось не руко­водство производственным процессом, а обеспечение стабильно­сти персонала, привлечение на предприятие высококвалифициро­ванных работников.

Таким образом, формирование централизованного государства, организация труда на отдельных предприятиях базировались на «семейной модели». Именно это обстоятельство создало необхо­димые условия для полного раскрытия феномена японской наци­ональной психологии, основными чертами которой являлись го­товность к безоговорочному подчинению, выдержка, настойчи­вость, нетребовательность в отношении жизненных условий, организованность, трудолюбие, что послужило основой для не­виданного в истории экономического взлета в последующие пе­риоды.

Литература

1. История экономики: Учебник Под ред. О. Д. Кузнецовой, И. Н. Шапкина. М., 2004.

2. История экономики. Ч. 1. От древности до Второй мировой войны: Учеб. пособие / Под ред. Н. Л. Клейн. Самара, 1998.

3. Конотопов М. В., Сметанин С. И. История экономики: Учебник для вузов. М., 2003.

4. Конотопов М. В., Сметанин С. И. История экономики России: Учебник для вузов. М., 2004.

5. Тимошина Т. М. Экономическая история зарубежных стран. Учеб. по­собие / Под ред. М. Н. Чепурина. М., 2004.

6. Тимошина Т. М. Экономическая история России. Учеб. пособие / Под ред. М. Н. Чепурина. 6-е изд. М., 2002.