Смекни!
smekni.com

Промышленный капитализм и его основные особенности (стр. 2 из 22)

Необходимым условием перехода промышленности на новую техническую базу было получение новых научно-технических зна­ний. После революции в Англии начался подъем естественных наук. В целях координации научных исследований создавались академии и научные общества. Одним из первых было «Королев­ское общество» (Лондон), начавшее деятельность в 60-х гг. XVII в. В него входили Ньютон, Бойль, Гук и др. Наибольшее развитие получили математика и механика, обеспечивавшие необходимые теоретические разработки для практического создания машинной техники, осуществления промышленного переворота.

Промышленный переворот в техническом отношении пред­ставлял сложный, долговременный процесс научных открытий, изобретений, внедрения в производство различных механизмов и машин.

Первые машины появились в хлопчатобумажной промышлен­ности. Эта отрасль была сравнительно молодой, более воспри­имчивой к прогрессивным начинаниям. Ее развитие в большей степени подвергалось воздействию рыночных факторов. С одной стороны, она не была стеснена жесткой государственной регла­ментацией, с другой — не пользовалась широкими правительствен­ными привилегиями. Старые традиционные отрасли английской промышленности находились под всесторонней государственной опекой. В сукноделии, например, парламентские законы устанав­ливали длину, вес, ширину, цвет ткани, способы ее изготовления, порядок сбыта, запрещали ввоз аналогичной иностранной продук­ции, вывоз сырья. В период становления национальной промыш­ленности подобные государственные меры были необходимы; во второй половине XVIII в. они начали оказывать сдерживающее влияние, так как препятствовали внедрению технических нови­нок, проявлению хозяйственной инициативы, противоречили принципам свободной конкуренции.

Хлопчатобумажные ткани, пользовавшиеся устойчиво расту­щим массовым спросом в связи с их относительной дешевизной, широкими возможностями применения, ввозились в основном из Индии, Китая, Персии. Английский ситец был недостаточно вы­сокого качества. Владельцы суконных мастерских, обеспокоенные растущим спросом на хлопчатобумажную продукцию, добились принятия закона (1700), запрещавшего ее импорт, решив пробле­му конкуренции традиционным силовым приемом. Предприни­матели, действовавшие в хлопчатобумажном производстве, с од­ной стороны, получили выигрыш от этого закона, избавившись от иностранных конкурентов, с другой — вынуждены были решать задачи конкурентной борьбы с английскими суконщиками. Про­изводители сукна, обладая монопольным положением в Англии и за ее пределами, не стремились к совершенствованию производ­ства, расширению ассортимента, снижению цен на продукцию. Для того чтобы потеснить суконщиков, владельцы хлопчатобу­мажных мануфактур должны были наладить массовый выпуск высококачественных дешевых тканей. Рынок продиктовал необ­ходимость рационального поведения, остро поставив вопрос о необходимости внедрения технических новшеств в хлопчатобу­мажное производство. В конечном итоге выигрыш оказался на стороне хлопчатобумажных фабрикантов, сумевших раньше дру­гих преодолеть экономическую ограниченность мануфактурной системы и использовать преимущества машинной технологии, превратить хлопчатобумажную промышленность в ведущую от­расль английского производства.

Технический переворот в хлопчатобумажной промышленнос­ти начался с того, что английский механик Кей в 1733 г. изобрел оригинальное механическое устройство — летучий челнок, позво­ливший увеличить производительность труда ткача вдвое. Его ши­рокое распространение привело к отставанию прядильного про­изводства, заставившему предпринимателей, работавших в этой сфере, активизировать свои усилия по внедрению новой техники в прядение. Был задействован механизм материального стимули­рования технического прогресса. В 1761 г. общество цоощрения искусства и промышленности выпустило воззвание, обещавшее значительное вознаграждение за создание прядильной машины. Результаты превзошли все ожидания: появившаяся в 1765 г. ме­ханическая прялка (известная под названием Дженни) дала воз­можность заменить труд 16-18 прядильщиков. Созданная в 1779 г. мюль-машина позволила выпускать пряжу высокого качества. Изобретенный в 1785 г. ткацкий станок давал возможность заме­нить труд 40 ткачей.

Главный итог технического переворота в хлопчатобумажной промышленности — создание машин, применение которых решило принципиальные вопросы механизации прядения и ткачества. Дальнейшее движение технического прогресса в отрасли шло по пути их усовершенствования.

Активный процесс механизации хлопчатобумажной промыш­ленности в 60-80-е гг. XVIII в. стимулировал технический про­гресс и в других отраслях. Механизация распространилась преж­де всего на близкие отрасли - суконную, шерстяную, бумажную, полиграфическую. Расширение сферы применения машин требо­вало технической реконструкции энергетической, металлургичес­кой базы, создания машиностроения. Использование в качестве источника энергии силы падающей воды тормозило процесс ин­дустриализации, так как размещение механизированной промыш­ленности было ограничено районами, имевшими гидроресурсы. Ключевым вопросом технического переворота стало создание в 1784 г. универсального парового двигателя, который мог применять­ся во всех крупных производствах. Его изобретение способство­вало расширению территориальных границ их размещения, меха­низации водного транспорта, созданию совершенно новых видов транспорта — пароходного и железнодорожного. Паровые маши­ны вплоть до конца XIX в. оставались энергетической базой хо­зяйства страны. Узким местом промышленного переворота была металлургия. Спрос на ее продукцию возрастал, однако производство металла сокращалось. Затяжной кризис этой отрасли объяснялся тем, что в процессе выплавки металла использовался древесный уголь, цены на который росли по мере вырубки громадных лесных мас­сивов, импорт же леса обходился дорого. Производство чугуна становилось малоприбыльным и резко сокращалось; 60% потреб­ностей в металле удовлетворялось за счет ввоза из России, Шве­ции. Технический прогресс в этой отрасли тормозился сложнос­тью перехода на новое топливо - каменный уголь. В 1735 г. пред­принимателю Дерби удалось, применяя в качестве топлива каменный уголь, получить чистый, без примесей металл путем добавления в железную руду негашеной извести. По мере роста спроса на металл этот способ получил широкое применение. Изоб­ретение пудлинговой печи (1784) позволило получить высокока­чественное железо из чугуна. Новые технологии помогли преодо­леть длительный кризис металлургии и избавиться к началу XIX в. от импорта металла. За сравнительно короткий период (1788—1804) выплавка чугуна возросла в три раза. Изменения в металлургии привели к развитию каменноугольной промышленности.

Изготовление на мануфактурах машин не позволяло обеспечить растущий спрос на них. Они были дороги и не имели должного качества. Хозяйственная практика требовала механизации произ­водства машин. Технический прогресс в этой области выражался в создании металлообрабатывающей техники; в 1798 г. был изоб­ретен токарный станок, затем сконструированы сверлильный, фрезерные станки. Таким образом, формировалась техническая база новой отрасли промышленности — машиностроительной.

В ходе промышленного переворота осуществлялся переход к фабричной форме организации. Использование в прядильном про­изводстве машин с водяным двигателем способствовало внедре­нию машин, которые можно было применять только в специаль­ных производственных помещениях — фабриках. Первая прядиль­ная фабрика была построена Аркрайтом в 1769 г. В 1790 г. в Англии насчитывалось уже 150 прядильных фабрик. Массовое строительство ткацких фабрик относится к 20—30-м гг. XIX в.

Организация крупного машинного производства в хлопчатобу­мажной промышленности вызвала резкий рост выпуска продук­ции. За период 1780-1820 гг. производство хлопчатобумажной

продукции увеличилось в 16 раз. С конца XVIII в. на основе па­ровой энергетики создавались фабрики во многих отраслях про­мышленности. Даже в типографии газеты «Тайме», популярного уже в то время массового издания, в 1814 г. был установлен паро­вой печатный станок, позволивший увеличить выпуск газеты с 400 до 1100 экземпляров в час.

Промышленный переворот вступил в первой трети XIX в. в заключительную стадию — создание принципиально нового вида транспорта, соответствовавшего индустриальной структуре про­мышленного производства.

Паровой двигатель сначала нашел применение на водном транспорте. Первый пароход появился в Англии в 1811 г. Первая железная дорога была построена в 1825 г. Локомотив развивал ско­рость до 12 км/ч. Открытие железнодорожной линии хозяйствен­ного значения (от крупного порта Ливерпуль до центра хлопча­тобумажной промышленности Манчестера) состоялось в 1829 г. Строительство железных дорог, получившее размах в 40-е гг. XIX в., вызвало резкий спрос на продукцию отраслей тяжелой про­мышленности. Оно стало одним из ведущих факторов последовав­шего за промышленным переворотом мощного экономического подъема. Использование новых транспортных средств позволило ускорить обращение товаров, удешевить стоимость их перевозок, способствовало развитию внутреннего и внешнего рынков.

Изменения в структуре хозяйства Англии. В результате про­мышленного переворота и последовавшего за ним промышленного подъема 1850—1870-х гг. коренным образом изменилась структу­ра экономики Англии. Из аграрной она превратилась в мощную индустриальную державу. В 1870 г. в промышленности (включая строительство) было сосредоточено около 50% трудовых ресурсов страны; 86% населения Англии проживало в городах и рабочих поселках. Интенсивный процесс урбанизации был связан с бурным ростом новых промышленных центров на севере страны (Манче­стер, Ливерпуль, Бирмингем, Лидс и др.).