Смекни!
smekni.com

Л.А.Кацва История России с Древних Времен и до ХХ Века (стр. 14 из 54)

В XIII-XV вв. на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Жития, как правило, имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так, житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма.

Распространенным жанром средневековой русской литературы была поветь. Особенно интересна лирическая "Повесть о Петре и Февронии", рассказывающая о любви крестьянки и князя. Муромский князь Петр, излеченный Февронией от тяжелой болезни, нарушает свое обещание жениться на ней. Но Бог вновь насылает на него болезнь. Только вернувшись к Февронии, князь окончательно выздоравливает. Бояре, недовольные тем, что княгиней стала незнатная девушка, требуют от нее уйти из Мурома. Тогда князь уходит вместе с ней. В конце концов бояре и жители Мурома просят Петра и Февронию вернуться. Петр и Феврония правят до смерти и умирают в один день, причем тела их чудесным образом соединяются в одном гробу. Сохранился в русской литературе и жанр "Хождений", то есть описаний путешествий. Самое значительное произведение этого рода - знаменитое "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии.

5. Общественная мысль

XIV-XV вв. были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х гг. XIV в. возникла ересь стригольников

в Новгороде и Пскове. Эта ересь носила рационалистический характер, иными словами пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольники критиковали нравы духовенства, "поставление по мзде", то есть плату епископу на посвящение в сан священнослужителя. Тем самым они фактически отрицали необходимость церковной иерархии, считая, что священником может быть каждый образованный и праведный человек.

Стригольники отрицали как непостижимое разуму таинство причастия, во время которого вино и хлеб "пресуществляются" в кровь и тело Христа.

В 1375 г. новгородские стригольники были казнены.

В XV в. ересь возродилась в среде приходского духовенства в Новгороде, а оттуда перекинулась в Москву. Она вошла в историю как новгородско-московская или ересь жидовствующих. Последнее объяснялось тем, что еретиков обвиняли в приверженности иудаизму, поскольку они не признавали святости икон и не верили в Святую Троицу. В Москве среди приверженцев ереси оказались высокопоставленные придворные, например, видные дипломаты дьяки братья Курицыны. Еретиков поддерживала невестка Ивана III Елена Стефановна.

Сам Иван III долгое время тоже терпимо относился к ереси. Это объяснялось сложными отношениями между светской властью и церковью. Государство было не прочь провести секуляризацию, то есть изъять обширные земельные владения, накопившиеся у монастырей и церквей в результате вкладов служилых людей. В самой церкви по этому вопросу существовали два течения.

Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники - иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.

Терпимость Ивана III к ереси объяснялась и тем, что иосифлянское духовенство стремилось утвердить превосходство церковной власти над светской. Обоснованию этой идеи была посвящена "Повесть о белом клобуке", созданная в окружении известного преследователя ереси новгородского архиепископа Геннадия. Повесть утверждала, что белый клобук (традиционный головной убор новгородского архиепископа) был получен от самого папы Сильвестра и потому "честнее" царского венца.

В противовес "Повести о белом клобуке" было создано "Сказание о князьях владимирских", провозгласившее происхождение великокняжеского рода от самого Августа-кесаря.

После того, как на церковном соборе 1503 г. Иван III под давлением иосифлянского большинства духовенства отступился от идеи секуляризации, он прекратил и поддержку еретиков. В 1504 г. еретики были сожжены по приговору церковного собора. После этого и отношение иосифлян к вопросу о соотношении светской и духовной властей изменилось. Если раньше Иосиф Волоцкий утверждал, что "священство преболе царства", то теперь писал, что царя следует "почитати, а не сваритися с ним".

6. Архитектура

Русское архитектура тяжело пережила нашествие. Множество храмов было разрушено, прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и на Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV в. - Москва.

Среди новгородских храмов интересны церкви Николы на Липне (конец XIII в.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице (2-я половина XIV в.). Все это сравнительно небольшие посадские храмы, мощные, одноглавые, с одной апсидой. Отличительной чертой новгородского зодчества XIV в. было богатое декоративное украшение церковных фасадов.

В Московском княжестве каменное строительство развернулось во 2-й четверти XIV в. В Московском Кремле были построены четыре каменных храма, разобранные в конце XV - начале XVI вв. В 60-х гг. XIV в. при Дмитрии Донском был построен первый на Северо-Востоке каменный Кремль. Древнейшими сохранившимися до наших дней памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.). Московские храмы следовали, главным образом, примеру владимирских великокняжеских соборов, но они более приземисты, почти лишены резьбы.

Самыми знаменитыми постройками конца XV в. стали величественный Успенский собор, построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти в 1476-1479 гг. и необычайно нарядный Благовещенский собор, построенный в 1484-1489 гг. псковскими мастерами.

7. Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве XIII-XV вв. выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.

Иная манера была присуща Андрею Рублеву, стремившемуся к мягкости, плавности линий, умиротворенности настроения. Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире. Самым знаменитым его произведением является икона "Троица". На иконе изображены три ведущих беседу прекрасных юноши, символизирующих Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Композиция картины необыкновенно гармонична. Иконописец сосредоточивает внимание на главном - спокойных одухотворенных лицах и фигурах.

На что следует обратить внимание при ответе:

Начиная ответ по данному билету, следует обязательно остановиться на понятии "культура", объяснить, как соотносятся между собой материальная и духовная культура, в чем состоит их взаимосвязь. Данный материал изложен в теме "Культура Киевской Руси".

Говоря о развитии культуры, необходимо постоянно соотносить ее с состоянием общества и государства, с тем, какие важнейшие задачи стояли перед ними в ту или иную эпоху, тем более, что с XIII по XV вв. практически все стороны русской общественной жизни прошли большую и сложную эволюцию.

1 Ересь - религиозное учение, вступающее в противоречие с официальным вероучением. Наименование "стригольники" не совсем ясно, возможно объясняется тем, что среди еретиков было много священнослужителей, прошедших постриг.

ТЕМА 18. ВНУТРЕННЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ В СЕРЕДИНЕ XVI ВЕКА

1. Начало царствования Ивана IV. Боярское правление

После смерти Василия III в 1533 г. великокняжеский престол занял его сын - трехлетний Иван IV. Регентшей стала его мать, вторая жена Василия III, Елена Глинская.

В первую очередь она расправилась с удельными князьями - братьями Василия III Юрием Дмитровским и Андреем Старицким, опасаясь их претензий на трон. Юрий был схвачен уже в 1533 г., а Андрей - в 1537 г.

В 1538 г. Елена умерла. Наступило время боярского правления. Различные боярские группировки стремились захватить власть в свои руки. Основную роль играли Шуйские, Бельские и Глинские. Никто из них не стремился вернуться ко временам феодальной раздробленности. Борьба велась только из-за обладания властью и связанными с ней богатствами.

В годы боярского правления были продолжены начатые при Елене Глинской реформы, направленные на усиление централизации. В результате денежной реформы была создана единая монетная система (прежде существовали отдельные новгородская и московская монетные системы). Местное управление было укреплено проведением губной реформы. Некоторые важнейшие уголовные дела были переданы из юрисдикции наместников в ведение губных старост - выборных представителей местного дворянства (или земских старост - выборных из черносошных крестьян).

Тем не менее боярское правление было неблагоприятным периодом для проведения широких преобразований, поскольку стоявшие у власти люди были заняты отстаиванием своих собственных корыстных интересов, а не интересов страны.

Годы боярского правления наложили отпечаток и на характер Ивана IV. Наблюдая в детстве бесконечные ссоры, интриги и даже расправы с соперниками, он стал скрытным, жестоким и злопамятным. Уже в 13 лет он вынес свой первый смертный приговор.