Смекни!
smekni.com

Л.А.Кацва История России с Древних Времен и до ХХ Века (стр. 17 из 54)

Поражение поставило под угрозу все внешнеполитические завоевания 50-х гг. XVI в. Сибирское ханство отказалось признавать вассальную зависимость от Москвы. Иван IV приказывал своим представителям на переговорах с крымскими послами в крайнем случае соглашаться на потерю Астрахани. Лишь непомерные аппетиты Девлет-Гирея, потребовавшего передачи Крыму не только Астрахани, но и Казани, привели к срыву переговоров.

В 1572 г. Девлет-Гирей решил повторить поход. На сей раз Иван Грозный объединил опричные и земские войска под командованием выдающегося полководца - земского воеводы М.И. Воротынского. 30 июля 1572 г. в битве при Молодях (близ Подольска) русские войска наголову разбили крымцев.

События 1571 - 1572 гг. показали гибельность опричнины. Осенью 1572 г. она была отменена. Даже само слово "опричнина" было запрещено под запретом под страхом наказания кнутом. Правда, победитель при Молодях М.И. Воротынский был вскоре обвинен в заговоре против царя и подвергнут мучительной пытке, от которой скончался.

6. "Княжение" Симеона Бекбулатовича

В 1575 г. царь еще раз разделил страну. Он провозгласил великим князем всея Руси крещеного татарского царевича Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата). Россия была разделена на "великое княжение" Симеона и "удел" князя Ивана Московского (так стал называть себя Иван IV). Правда, все внешнеполитические дела по-прежнему велись от имени "государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии".

Причины этого политического маскарада, продолжавшегося в течение года, неизвестны. Возможно, суеверный царь хотел избежать смерти: волхвы предсказали, что в 1575 г. "умрет московский царь".

7. Цели и значение опричнины. Итоги царствования Ивана IV

Опричнина всегда казалась историкам явлением загадочным. Долгое время полагали, что она была направлена против боярства. Считалось, что бояре, чьи земли вошли в опричнину, были выселены и потеряли свои вотчины, получив взамен меньшие и худшие владения. Однако выяснилось, что опричные выселения не были массовыми, что земли теряли в основном опальные и их родственники. Землевладельцы уездов, отнесенных к опричным территориям, почти полностью зачислялись в опричнину. Опричные казни также коснулись не одного боярства, но и рядовых служилых людей, и приказных.

Принципиальной разницы в уровне знатности между опричниной и земщиной не было. Хотя опричнина была чуть худороднее земщины, в ней также служили многие видные бояре.

Целью опричнины была не борьба против того или иного слоя населения, а утверждение нового порядка. Казнив Владимира Старицкого, царь расправился с одним из последних уделов. Казнь митрополита Филиппа запугала церковь, лишила ее самостоятельности и способности критиковать светскую власть. Расправа над Новгородом уничтожила последние остатки вольности. Все это усиливало централизацию государства, но одновременно укрепляло деспотический характер царской власти. Основами ее становились произвол и отсутствие каких бы то ни было правовых гарантий безопасности личности.

Политика Ивана Грозного поставила страну на грань национальной катастрофы. Опричные грабежи, проигранная Ливонская война, крымское разорение привели к тому, что крестьяне массами бежали, имения, лишенные рабочих рук, приходили в запустение, служилые люди обрекались на нищету.

В 1581 г., стремясь удержать крестьян в вотчинах и поместьях, Иван IV временно отменил право перехода в Юрьев день, введя "заповедные лета". Таким образом, началось формирование крепостного права.

Наконец, Иван Грозный вверг страну в опасный династический кризис. В 1581 г. он в ссоре убил своего старшего сына царевича Ивана Ивановича. Когда в 1584 г. царь умер, он оставил двух сыновей - слабоумного Федора и малолетнего Дмитрия - сына шестой жены Марии Нагой, родившегося в 1583 г.

На что следует обратить внимание при ответе:

· Необходимо подчеркнуть, что опричнина явилась попыткой форсированно завершить централизацию России, в отличие от постепенных мер, намечавшихся Избранной радой.

· Причины введения опричнины должны быть связаны прежде всего со стремлением Ивана IV к безграничной власти.

· Опричный террор следует связывать не только с характером Ивана IV, но и с невозможностью осуществить быструю централизацию государства без чрезвычайных террористических мер.

ТЕМА 21. КУЛЬТУРА РУСИ XVI в.

В XVI в. Русское государство вступало, завершив объединение русских земель. К концу XVI в. утвердилось новое наименование "Россия". Важнейшим процессом развития русской государственности в XVI в. было завершение централизации. XVI в. - век Ивана Грозного, окончательно утвердившего деспотическое самодержавие, но это и век блестящих культурных достижений.

1. Материальная культура

Русские люди XVI в. по-прежнему жили преимущественно в деревянных избах. Как правило, зимняя изба дополнялась летней горницей и соединявшими их сенями. В городах стали появляться каменные жилые постройки, принадлежавшие боярам или богатым купцам.

Господствующая система питания оставалась неизменной. Основу ее составляли щи, каша, хлеб, пареная и печеная репа, рыба, а в скоромные дни - вареное мясо. Обильным и разнообразным был праздничный стол в богатых домах, включавший разнообразные пироги, меды, дорогую осетровую рыбу, привозное вино.

Поверх холщовой или полотняной рубахи русский человек носил узкий зипун длиной выше колен, на него надевал длинный кафтан (ферязь, армяк), а сверху - опашень летом или шубу зимой. Кафтаны и шубы имели длинные рукава, которые собирались в сборки. Богатство шубы являлось признаком высокого социального положения. Овчинные шубы носили лишь бедняки. Купцу или служилому человеку приличествовала кунья шуба, а боярину - соболья и лисья. Царские шубы были подбиты соболями и горностаем. Крыли шубы сукном или шелковыми тканями.

Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, поведению в быту стал "Домострой", написанный протопопом Сильвестром в середине XVI в. Вопреки широко распространенным представлениям, связывающим само это слово с угнетенным положением женщины, "Домострой" старался смягчить нравы, предписывал мужу воздерживаться от жестоких побоев жены, которые в то время были правилом.

В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в конце XVI в.

Очень развито было ювелирное дело, особенно работа по серебру. Только в Новгороде было более 200 мастеров-серебряников. В середине XVI в. для производства дорогого оружия и драгоценной утвари была создана специальная Оружейная палата.

Быстро совершенствовалось строительное дело. Были освоены новые приемы кладки стен и кровли.

2. Фольклор

В устном народном творчестве XVI в. видное место занимают сказания, связанные с деятельностью Ивана Грозного. Таковы песни о взятии Казани, о гневе Ивана Грозного на сына, о царе Иване и разбойниках. Царь предстает в народных преданиях гневным, но нередко справедливым. В целом "грозный царь Иван Васильевич" скорее идеализируется, нежели осуждается. Главным же отрицательным героем выглядит, как правило, Малюта Скуратов.

В фольклоре XVI в. нередко смешиваются сюжеты киевского былинного цикла и события более близкого прошлого. Так, киевские богатыри побеждают воинов Царьграда и Казани. События XVI в. также нашли в народном творчестве причудливое отражение. Так, Ермак оказывается в числе помощников Ивана Грозного при взятии Казани, а оборона Пскова во время Ливонской войны связывается с противостоянием Крыму. Изучая фольклор, нельзя восстановить реальный ход событий, но можно выяснить, какие события оказались самыми важными в исторической памяти народа.

3. Письменность и книгопечатание

Рукописные книги в XVI в. оставались большой ценностью, хотя количество их возросло. Богато украшенные миниатюрами, заключенные в дорогие оклады, книги стоили очень дорого. Известен случай, когда несколько бояр совместно сделали вклад в монастырь - одну книгу.

В XVI в. на пергамене писали уже редко, основным материалом для письма стала бумага. Ее привозили из Европы, попытки создать бумажное производство в России успехом не увенчались.

В середине 50-х гг. XVI в. по инициативе Ивана IV в Москве была создана первая типография. Напечатанные в ней книги не имеют выходных данных и сведений об издателе. Поэтому эту первую типографию называют анонимной.

В 1563 г. была организована новая типография, которую возглавили дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В этой типографии были изданы богослужебные книги "Апостол" и "Часословец", причем полиграфический уровень издания был очень высок. Из-за обвинений в еретичестве Иван Федоров вынужден был перебраться в Великое княжество Литовское. Вероятно, обвинения были связаны не с книгопечатанием, а с исправлениями, которые Иван Федоров вносил в переводы Св. Писания. Во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь с грамматикой. В Москве после отъезда Федорова книгопечатание продолжалось. Во второй половине XVI в. было издано около 20 книг. Печатные книги ни в XVI, ни в XVII вв. не вытеснили рукописные, так как печатались тогда только богослужебные книги, а летописи, повести, жития оставались рукописными. К тому же печатные книги поначалу стоили дороже рукописных. Смысл печатания книг состоял не в их удешевлении, а в исключении ошибок, неизбежных при переписывании.

4. Литература и общественная мысль

В 40-х гг. митрополит Макарий создал Великие Четьи Минеи, то есть сборники литературных произведений, предназначенных для ежедневного чтения. В Четьи Минеи вошли жития святых, повести, сказания, поучения. Они включили весь круг чтения, дозволяемого церковью.