Смекни!
smekni.com

Идеологические доктрины: цивилизационные аспекты и национальный колорит (стр. 7 из 9)

Современные этнометрические исследования подтверждают восточнославянско-православно-евразийскую идентичность украинского народа. С Запада на Восток и Юг независимой Украины влияние на родовую украинскую ментальность католическо-протестантских цивилизационных начал относительно снижается, а восточноправославно-евразийских — растет. Следовательно, с одной стороны, объективной реальностью являются особые, собственно украинские, формы и институты общецивилизационных трендов индивидуализации и обществизации, а почвенные украинские идеи либерализации, социализации и консерватизма не тождественны ни западноевропейским, ни российским. С другой стороны, на Западе и в Центре Украины позиции западноевропейского либерализма и консерватизма значительно сильнее, чем на Востоке и Юге.

В исследовании и определении родовых, базовых оснований украинской ментальности, а значит, и национального колорита идеологических доктрин необходимо учитывать, во-первых, весьма длительную, тысячелетнюю историю становления и протоинстатуциональную природу этой ментальности, а также устойчивость, инерционность и консервативность указанных оснований. Поэтому не следует переоценивать данные многихсоциологических опросов об изменениях предпочтений граждан и отождествлять эти изменения со сдвигами в ментальных основаниях. Упомянутые изменения предпочтений и некоторых поведенческих характеристик, происходящие в коротком периоде (например, взрыв агрессивности, жестокости, цинизма, завистливости, жадности, эгоцентризма, "money-мании"), являются преимущественно вынужденными и адаптационными, а не революционно-кардинальными. Во-вторых, речь идет о менталитете большинства украинских граждан, для которых определяющую роль играют протоинституты и ценности христианства, прежде всего православия.

Именно эволюционирующее православие в религиозном и/или секуляризированном виде формирует родовые основания и несущие конструкции украинского менталитета. Постулаты равенства всех перед Богом, коллективного спасения, первенства духовного над материальным, праведности источников богатства, нестяжательства, социальной справедливости свидетельствуют о доминантной социальности православия. Его духовность и культура более адекватны обществизации и социализации, чем капитализации и индивидуализации в их евроатлантаческих формах. Теперь уже очевидно, что советский социалистический эксперимент был вызван к жизни не только социально-экономическими причинами, но и питаемым православными протоинститутами стремлением огромных масс рабочих и крестьян к социальной справедливости. Следует признать, что и в современной Украине большинству граждан чужды капитализм и неоконсерватизм. Ностальгия по советскому прошлому соседствует с приверженностью тем реальным западноевропейским формам социализации, которые в определенной мере отвечают не столько букве, сколько духу православия.

Большинство украинцев и на Западе, и на Востоке страны не считает имущественное положение, уровень богатства, вид профессиональной деятельности свидетельством богоизбранности или богоугодности. Осуждаются и нетрудовое происхождение богатства, и социальная безответственность бизнеса. Главное в предпринимательстве — богоугодное и общественно полезное дело, а не погоня за прибылью. Конечно, украинцы понимают, что последняя диктуется законами мировой конкуренции, но не могут принять ни роскошеств "элиты", ни бедное -та человека труда и/или пенсионера, все еще не теряя надежду, что эгоцентричный гедонизм и цинизм крупных буржуа уступит место здоровому чувству вины, а безгранично потребительское использование прибыли — благотворительности как условию спасения души и показателю общественной эффективности предпринимательства. Расцвет потребительства и культа денег не поколебал глубинных нравственных побуждений к труду: содержать себя самому и заботиться о тех, кто не может зарабатывать. Разумеется, "несродный труд" (Г. Сковорода) труд не по призванию, а только ради хлеба насущного не может быть безусловной ценностью, — как правило, он в тягость, но еще более тягостны вынужденное безделье и ощущение общественной невостребованности.

Серьезным изъяном православной этики считается эгалитаризм, наиболее известной формой которого является уравнительное распределение доходов. Но внимательное рассмотрение обнаруживает не столь заметные, однако не менее важные обстоятельства.

Во-первых, в советской экономике уравниловка была результатом того, что господствовали неадекватные формы реализации принципа распределения по труду, который в большей мере соответствует православной этике. Уравниловка отнюдь не отождествляется со справедливостью в распределении доходов, императивом последней служит поддержка богатым бедного, здоровым — больного, трудоспособным — престарелого.

Во-вторых, православная идея равенства значительно богаче известного западного принципа равенства возможностей. Ее исток — равенство всех перед Богом, а одно из следствий — равенство в труде и в присвоении средств, условий и процесса производства. Сотрудящиеся — сособственники — равны, но не одинаковы. В известной мере таковы и неофиты христианства, и общинники русского "мира", и украинские хуторяне, и наши современники — субъекты сетевой экономики знаний.

Доминантная социальность православия, а также весьма критическое отношение православной церкви к неолиберальной доктрине отнюдь не умаляют значимость православных ответов на общецивилизационные вызовы индивидуализации. Срыв индивидуализации православия на базе собственной социокультурной традиции в результате поражения раскола 53 не означает ее (индивидуализации) окончательного свертывания, точно так же как экспансия католическо-протестантских норм — утраты ее православной идентичности. Несмотря на заметную рыночную рационализацию современного уклада жизни и разнонапряженность украинского индивидуализма в тех или иных регионах страны, его главные, общие для большинства украинцев черты весьма отличны как от утилитарного индивидуализма североамериканского типа, так и от староевропейского латино-римского приватизма. Украинский индивидуализм в большей мере кордоцентричен и чувственно-эмоционален, чем рационален, интровертен и толерантен, чем экстравертен и агрессивен.

В самом деле: принимая те или иные решения, в том числе экономические, большинство украинцев руководствуется не столько рациональным расчетом, сколько чувствами. Выбор и действия могут быть различными, но все они поверяются на весах совести и справедливости. Разумеется, украинская хозяйственность не лишена рациональности, тем более в рыночной среде. Но, как и прежде, она далека и от русской масштабности, известной бесшабашности, и от немецкого педантизма. Для этико-интуитивного интроверта эта хозяйственность является, скорее, вынужденной и не склонной покидать пределы хозяйственного микрокосма. Многовековая религиозная и национальная ущемленность украинского народа, государственный деспотизм Российской империи существенно ограничивали возможности экстравертной самореализации личности. Хотя для западных украинцев более характерны замкнутость и настороженное отношение к окружающим, а для восточных — доверчивость и открытость, их объединяет склонность к созерцательности, самоуглубленности, душевным переживаниям и поискам. Приоритеты духовного родства лишь подчеркивают толерантность и невоинственность украинцев по отношению к другим народам и религиям.

Принципиально важной чертой украинского индивидуализма является персонализм, — важной настолько, что впору говорить об индивидуалистических характеристиках украинского персонализма. Речь идет, прежде всего, о его (индивидуализма) личностности. Руководствуясь христианским постулатом о том, что человек был создан по образу и подобию Божию (Быт, 1:27), большинство украинцев воспринимают человека не как абстрактного индивида, играющего ту или иную социальную роль (субъект права, экономический субъект), а как целостную личность, в которой скрыто сущее и которая способна обнаружить его и в себе, и в другой личности. Украинцам ближе не внешние формы человечности, а ее духовные основания, не функциональные, а сущностные характеристики человека, не столько программные положения политических партий, сколько личные качества их лидеров. В силу меньшей инверсионности национального характера в сравнении с русским украинскому персонализму чаще удается избежать двух крайностей: абсолютизации разума и "безумства воли" (С. Трубецкой).

Именно из-за персоналистичности украинский индивидуализм немыслим вне коллективизма и соборности. Личность не может быть замкнута в границах индивидуального субъекта. Углубляясь в себя, она нуждается в другой личности: субъективный идеализм, тем более солипсизм, никогда не был влиятельным философским течением в Украине именно по причине "несубъективности" украинской ментальности. Разумеется, последняя не свободна от примитивного коллективизма общинного типа, когда личность изначально находится в заранее заданных условиях, которые она не вправе и не в силах изменить, а потому вынуждена смириться и терпеть.