Смекни!
smekni.com

Идеологические доктрины: цивилизационные аспекты и национальный колорит (стр. 8 из 9)

Однако уже с периода казачества ведущей становится тяга к коллективу, образуемому в результате взаимодействия свободных личностей, способных добровольно пожертвовать частью своей независимости в пользу товарищества, а в определенных условиях — безоговорочно подчиниться его воле. Соответственно, усложняется и секуляризированная соборность, истоком которой, как известно, является православное стремление быть в соборе (союзе, единении) прежде всего с Богом, затем — с людьми, а также соборное устроение православной церкви. Украинская соборность, впрочем, как и российская, в равной степени противостоит и ортодоксальному индивидуализму "Я", и примитивному коллективизму безличностного "Мы". Она предполагает не формальное равенство перед законом, а духовное единство, не противопоставление себя другим как способ самоутверждения, а собирание мнений. Здесь единство достигается не внешними рамками, а внутренним взаимопониманием личностей.

Точным отражением украинской ментальности стала сформулированная Н. Костомаровым идея соборности украинского народа. Весьма актуальными представляются такие принципы его объединения, как несмесимость, но и неразделимостъ разновекторного общества, движущегося к своей спасительной цели. Желание жить в единой стране сплачивает большинство украинцев. Однако целая эпоха безгосударственности наложила специфическийотпечаток на восприятие, понимание и национальные протоинституты государственности, демократии и свободы. Многовековой пресс чужой, непочвенной государственности, отведенная украинцам роль объекта государственного строительства и политики, особенно на западных землях, во многом объясняют, с одной стороны, стремление к безусловной, безграничной свободе, прежде всего от власти и закона, нежелание подчиняться государству, закононепослушание, которые нередко порождают, по меткому выражению А. Довженко, анархию и атаманство, а с другой — известный дефицит "воли быть собой" (И. Франко), слабую сопротивляемость импорту не адекватных народным традициям формальных институтов, явно недостаточную государственную самостоятельность украинской элиты, ее неверие в свои и народные силы, склонность подчиняться "союзникам" и некритично воспринимать их рекомендации. Неадекватность формальных институтов неформальным катализирует правовой нигилизм и отнюдь не сокращает разрыв между правом и правдой в народном сознании. В его толщу еще только начинает проникать государственное понимание свободы, ее сопряженности с личной ответственностью и ограниченным патернализмом. Подобным образом интровертность, толерантность и персоналистичность украинского демократизма, сложившиеся в предшествующие столетия на микрообщественном уровне и прошедшие испытание во времена Б. Хмельницкого, Запорожской Сечи, УНР, должны стать неотъемлемой составляющей украинского государственного демократизма.

Итак, если украинские идеологические доктрины претендуют не на западноевропейский, североамериканский или российский, а на национальный колорит, они должны опираться на почвенные ментальные основания. Речь идет, по крайней мере, об адекватном отражении в общественной идеологии постулатов изначальности и всеобщности социализации, ее соборности и персоналистичности, совместного труда и соприсвоения, равенства и справедливости, разумеется, в соответствующих конкретно-исторических формах. Подобным образом и украинский либеральный идеологический проект немыслим без чувственной эмоциональности и образности, кордоцентричности, толерантности, персоналистичности, социальной ответственности личности, сублимации идей безусловной свободы, преобразования интровертных поисков в экстравертную активность.

В современном украинском политикуме указанные императивы национальной идентичности не являются определяющими. В самом деле: политические силы, которые представляют отечественный крупный капитал, руководствуются отвечающими его интересам неоконсервативными и неолиберальными идеями. Правда, под давлением общественного мнения они вынуждены не только прибегать к социальной риторике, но и реализовывать некоторые социальные проекты, преимущественно патерналистской направленности, однако существо идеологической доктрины от этого не меняется. Надежды крупного капитала на ее долговременную поддержку большинством населения бесперспективны в силу не только социально-классовых соображений, но и чуждости этой доктрины украинскому менталитету. Следование ей вряд ли способно обеспечить отечественному крупному капиталу стратегическую конкурентоспособность на мировых рынках, поскольку неоконсервативная (неолиберальная) "ниша" уже прочно удерживается крупным капиталом других стран, для которого она является не импортированной, а почвенной. Нужно понять и должным образом действовать: главное конкурентное преимущество национального капитала — нереализованный мощный инновационный и экономический потенциал национального характера. Адекватная ему рыночная "ниша" еще не сформирована, и время пока не упущено, а потому соответствующие модернизационные национальные проекты должны щедро финансироваться именно крупным капиталом.

Мелкий и средний капитал в большей степени ориентирован на национальные ценности. Однако ему, как и представляющим его интересы национально-демократическим политическим силам, недостает консолидации и согласия, мешают чрезмерная евроатлантическая риторика и ориентация. Действительно, западноевропейский социальный и культурный либерализм и социал-демократизм близки украинской ментальности, но отнюдь не являются ее необходимым и достаточным отражением. Чтобы стать украинцем, нужно немало самостоятельно потрудиться. Только в этом случае украинцы станут европейцами, равноправными с немцами, французами, датчанами и другими европейскими народами.

Отсутствие в Украине, — стране с социально ориентированным менталитетом большинства граждан, — мощной и единой политической силы социальной направленности парадоксально лишь на первый взгляд. Практически очевидны следующие причины: активное противодействие крупного капитала, незавершенность и неустойчивость социальной стратификации, естественные трудности консолидации многочисленной и многоликой армии наемного труда, раскол православной церкви и др. Менее очевидно такое фундаментальное обстоятельство: идеологическая доктрина социализации в Украине пока сколько-нибудь полно не отразила базовые черты украинской ментальности. Одни политические силы по-прежнему привержены грубокоммунистическим идеям, другие — ориентируются на западноевропейский социал-демократический проект, а национальная специфика социализации остается "падчерицей" левого политического спектра.

Важнейшим направлением утверждения украинской ментальности в идеологии, политике и культуре является развитие демократических процессов в самом широком смысле. Разумеется, это предполагает использование как общецивилизационных демократических механизмов, так и опыта зрелых демократий. Следует, однако, учитывать, что указанные механизмы и опыт могут быть эффективны только в меру их адекватности национальным демократическим традициям и органичного сопряжения с ними. Именно на этой основе можно успешно продвигать национальный демократический проект. Так, ввиду особенностей национального характера есть смысл в том, чтобы разнообразить формы прямой демократии , особенно на уровне местного самоуправления, совершенствовать процедуры, способствующие достижению консенсуса, разрабатывать более чувствительные индикаторы накапливающегося общественного недовольства и взрывной энергии, а также демократические механизмы интровертного типа. В сочетании демократических традиций и инноваций нужно руководствоваться почвенным пониманием консерватизма как непрерывного совершенствования, всегда опирающегося на очищающую старину (А. Хомяков).

Опыт стран второй и третьей волн модернизации свидетельствует о том, что развитие демократии в конечном итоге обеспечивает национально-ориентированные преобразования, инициируемые национально-настроенной элитой. Именно благодаря демократическим механизмам из богатой сокровищницы национального опыта извлекаются и актуализируются те ценности, которые отвечают очередным вызовам эпохи. Такими ценностями украинского национального характера, вполне адекватными императивам экономики знаний, Vи VI технологических укладов, наконец, модернизации постиндустриального типа, являются ассоциативно-образное мышление, навыки творческой интровертности и духовных поисков, потенциал персоналистической соборности, сотрудничества и соприсвоения. Но эти драгоценности могут остаться без достойной "оправы", а потому и невостребованными, если на демократическом поле сильным и ведущим игроком не станет государство.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предъявляя высокие требования к молодому национальному государству, украинцы уверены в необходимости значительно его усилить, чтобы оно могло обеспечить отвечающий национальному характеру и интересам большинства граждан курс на демократическую либеральную социализацию общества и модернизацию страны. Поэтому государство должно обладать более мощным капиталом и ресурсами, чем национальная буржуазия, стать более эффективным общенациональным капиталистом на службе у народа. Иными словами, в современных условиях государственный социализированный капитализм в значительно большей степени соответствует названному курсу, чем господствующий олигархический.


ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ

1. http://www/pravaya.ru/side/9/520/.