Смекни!
smekni.com

Особенности регулирования международной трудовой миграции в Евросоюзе (стр. 3 из 7)

Как отмечает в своем отчете за 2001 год Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), незаконная эмиграция из Восточной и Центральной Европы в страны Европейского союза «не идет на спад».[12]

Существуют, впрочем, и вполне законные двусторонние обмены, которые осуществляются на основе соглашений, подписанных между некоторыми странами Восточной и Западной Европы.

Как видим, и легальная, и нелегальная миграция сложились задолго до расширения Европейского союза на восток.

Отчасти эти миграционные потоки могут возникать и в связи с наймом квалифицированных работников, который ведут западные страны.

Русские, чехи и другие жители Восточной Европы воспользовались программой найма иностранных программистов, которую с 2000 года реализует Германия; румыны, русские и украинцы - аналогичной программой, действующей с 1999 года во Франции.

Многие иностранные ученые и лица творческих профессий, каждый год получающие временное разрешение на работу в нашей стране, являются жителями Восточной Европы: прежде всего это русские, поляки и румыны.

Можно утверждать, что в некоторых странах - членах ОЭСР приезжие из стран Восточной Европы в конце 1990-х годов образовали весьма заметную часть проживающих там иностранцев.

Если суммировать иммигрантов всех видов, то по этому показателю

в Европе с большим отрывом лидирует Германия.

Она не только приняла более чем три миллиона этнических немцев (считая с конца 1980-х годов), но и реализовала целый ряд специальных миграционных программ.

Здесь можно упомянуть и соглашения о приеме сезонных рабочих (по ним в страну ежегодно въезжает 200 тысяч поляков), и особые льготы для жителей приграничных районов, и договоры, благодаря которым иностранные компании, размещенные в Германии, могут «импортировать» собственный персонал.[13]

В число пяти стран, откуда в 1999 году на Запад прибыло наибольшее число иностранцев, входят Россия и Польша.

Среди работавших по контракту в 1999 и 2000 годах преобладали поляки, венгры, румыны и чехи; сезонные рабочие практически полностью были представлены приезжими из Польши и других стран.[14]

Во Франции число мигрантов из восточной части Европы, которое между двумя войнами было весьма существенным, а позже, в конце холодной войны, крайне незначительным, в начале 2000-х годов вновь начинает быстро возрастать.

Наиболее мощный миграционный поток образуют лица, просящие убежища: до 1998 года среди них преобладают румыны (в 1997 году большая часть прошений, направленных во Французское бюро защиты беженцев и апатридов, исходила из этой страны), а начиная с 1999 года - жители бывших советских республик (в 2001 году от них поступило 5 800 прошений, или 12,3 процента общего числа рассмотренных личных дел, причем треть этих прошений была подана русскими); далее следуют студенты: в 2001–2002 годах из Центральной и Восточной Европы (включая бывший Советский Союз) во Францию прибыло 13 200 студентов, что составило 10 процентов общего числа иностранных студентов из стран, не входящих в ЕС; и, наконец, сезонные рабочие: на этом рынке рабочей силы с начала 1990-х годов доминируют поляки (в 2001 году их насчитывалось 4 600, или 43 процента всех иностранных сезонных рабочих из стран, не являющихся членами ЕС).[15]

На Копенгагенском саммите, состоявшемся 13 декабря 2002 года, Европейский союз официально одобрил принятие новых десяти государств-членов: восемь из них вступят в ЕС в мае 2004 года, два других (Румыния и Болгария) - в 2007 году.[16]

Это расширение ЕС, знаменующее воссоединение Европы, в то же время ставит перед нею новые проблемы и может вновь радикальным образом изменить миграционный ландшафт.

Приветствуя воссоединение стран Старого Света, Европейский союз опасается последствий открытия границ, прежде всего - дестабилизации рабочих рынков и неуправляемости миграционных потоков.

Некоторые страны ЕС заявили еще в 2002 году, что они не будут препятствовать въезду восточноевропейских рабочих; другие, особенно Германия и Австрия, географически наиболее близкие к Восточной Европе, требуют, чтобы свободное движение рабочей силы было разрешено только после переходного периода, который должен продлиться семь лет (начиная с 2004 года).

В силу вполне объективных факторов, в частности высокого уровня безработицы в новых государствах - членах ЕС часть трудоспособного населения этих государств отправляется на заработки в другие европейские страны.

На региональном уровне при этом возникает известное напряжение.

Рост миграционных потоков в центре Европы породил некоторые проблемы, но в то же время способствовал возникновению многочисленных партнерских связей внутри региона.

Во многом этот рост был обусловлен проницаемостью границ стран Центральной Европы, поэтому его можно рассматривать как своего рода «внешний симптом» переходного периода, отделившего коммунистическую эпоху от новой эпохи интеграции этих стран в ЕС.[17]

Шенгенская граница многое изменит в существующем раскладе сил.

Она оказывает и будет оказывать влияние на некоторые из сложившихся деловых связей, на рынок труда будущих членов ЕС (строгий пограничный контроль может парадоксальным образом подхлестнуть нелегальную миграцию и побудить приезжих правдами и неправдами оставаться внутри шенгенской зоны или, во всяком случае, максимально затягивать срок своего пребывания в ней), а также на связи между населением этих стран и их национальными диаспорами в других странах.[18]

Появление новой границы будет иметь особенно серьезные последствия для стран, которые пока не приглашают вступать в ЕС: расширение этого союза на восток, по-видимому, не принесет им ничего хорошего.

Европейский союз многократно заявлял о своем желании содействовать региональному и межгосударственному сотрудничеству.

В марте 2003 года президент европейской комиссии Романо Проди и ее член Крис Паттен вновь подчеркнули, что расширенная Европа намерена установить «новые отношения добрососедства», что «ее связи с географически близкими странами станут более прочными».[19]

1.3. Экономические последствия миграции рабочей силы в странах Евросоюза

Общеэкономические последствия международной трудовой мигра­ции многообразны.

Они влияют на уровень заработной платы и бла­госостояние, на рынок труда, объем производства, на налоги и го­сударственные расходы. Главное, конечно, это влияние на рынки труда и заработную плату.

Средний уровень заработной платы снижается вследствие при­тока

иммигрантов из-за рубежа.

Их доходы учитываются в расчете среднего дохода в принимающей стране. Кроме того, наименее ква­лифицированные рабочие в стране иммиграции могут потерять часть дохода из-за иммигрантов, т.е. благосостояние отдельных групп об­щества уменьшается.

При свободном перемещении рабочих из стра­ны с менее высокой заработной платой иммиграция будет продол­жаться до тех пор, пока заработная

плата в этих странах не устано­вится на одинаковом уровне.

Международные миграционные потоки влияют на рынок труда.

В трудоизбыточных странах часть экономически активного населе­ния попадает в ряды безработных, живет на трансфертные платежи за счет других рабочих, оказывает давление на рынок труда.

В дан­ном случае эмиграция благоприятно влияет на рынок труда в стра­не-экспортере рабочей силы.

Существенное влияние оказывает иммиграция на региональные рынки труда.

Наиболее активная, деятельная рабочая сила сосредоточи­вается в экономически важных центрах. Обеспечивается перераспреде­ление трудовых ресурсов в соответствии с потребностями общества.

Международная трудовая миграция обусловливает движение межстрановых денежных потоков.

Денежные переводы иммигран­тов родственникам в страну, которую они временно покинули, приводят к тому, что происходит увеличение объема ВНП в стране иммиграции и его уменьшение в стране эмиграции, т.е. чистые вы­годы от иммиграции перераспределяются между этими странами.

Согласно оценкам международных организаций, в 1995 году общая сумма денежных трансфертов в Польшу, осуществленных поляками, работающими в Германии, практически сравнялась с прямыми инвестициями Германии в польскую экономику (соответственно 700 и 800 мил лионов немецких марок).

Исследование, поведенное в Болгарии в июне 1999 года, показало, что

приблизительно 10 процентов населения этой страны получает денежную помощь от родственников за границей.

По оценке экспертов, общая сумма таких переводов составляла 200 миллионов долларов в год.[20]

Реэмиграция рабочих получивших за рубежом высокую квалификацию, может способствовать росту ВНП в стране.

Однако часть высококвалифицированных иммигрантов не спешит возвращаться домой, вследствие чего принимающие страны выигрывают от «утеч­ки мозгов».

Соотношение выгод и потерь для стран, участвующих в миграционном процессе, может меняться.

Масштабы иммиграции влияют на размеры налоговых поступле­ний, а также на государственные расходы.

Налоговые поступления растут за счет высококвалифицированных специалистов, так как до­ходы у них выше.

Государственных расходов на их образование не требуется.

Вместе с тем часть менее квалифицированных мигрантов нуждается в государственной поддержке, что увеличивает государст­венные расходы.

Положение нелегальных эмигрантов удерживает их от пользования социальными пособиями, благотворительными вы­платами, поэтому государственные расходы в связи с их пребывани­ем незначительны.

Страна, экспортирующая рабочую силу, получит большие валют­ные поступления за счет переводов иммигрантов семьям, родствен­никам; в виде налогов, уплачиваемых фирмам-посредникам; в ряде случаев прямые компенсации за утечку рабочей силы, получаемые от стран, импортирующих ее.