Смекни!
smekni.com

Рейдерство 2 (стр. 3 из 8)

Б) Еще одним важным условием передачи акций является право реального голоса на собрании акционеров. В совокупности акции менеджеров составляют блокирующий пакет (это, на мой взгляд, противоречит заявлению о незначительности пакета – блокирующий пакет, простите, никак не назовешь незначительным). С учетом незначительной доли акций отдельно взятый менеджер не может повлиять на стратегические решения в жизни корпорации. Но если учесть, что, как правило, менеджеры придерживаются одного концепта работы компании на рынке, то, соблюдая паритет, они выступают своего рода противовесом интересам акционеров, имея блокирующий пакет акций. В результате такой конструкции управления корпорацией на практике, считают апологеты рекомендации, получается сбалансированная внутренняя структура.

B) Контрольный пакет акций не должен переходить в руки менеджеров,
даже в размытом виде, а целиком и полностью должен оставаться
у владельцев корпорации, то есть акционеров. Это является одним
из важнейших условий защиты от рейдерства, так как менеджеры,
заинтересованные в максимизации прибыли, скорее всего, не упустят вы­
годного предложения и могут продать акции компании-покупателю. А
небольшой пакет акций вряд ли вызовет повышенный интерес, а может и
вообще остаться невостребованным.

Однако, подобная идея представляет собой яркий пример творчества кабинетного ученого, не представляющего себе вовсе реалии обычной хозяйственной жизни. Не надо говорить много, достаточно задаться вопросом, а что будет, когда эти менеджеры покинут компанию? Передавать следующим новый пакет? Это не говоря уже о том, с какой стати акционер, собственник ценных бумаг – акций, дарит менеджерам свое имущество? Ссылки на тот способ, тем не менее, встречается и в серьезных изданиях.

4) Последнее время активно продвигается такая превентивная мера, как укрупнение акционера. Суть ее в том, что группа крупных акционеров (участников) учреждает общество с ограниченной ответственностью, оплачивая его уставной капитал акциями (долями) «материнской» компании.

Уставом такого общества можно определить, что голосование по принадлежащим ему акциям на общем собрании, выдвижение вопросов в повестку дня, кандидатур для избрания органов управления и т.п. осуществляется квалифицированным большинством голосов. То есть, считают адепты такого метода, бывшие акционеры сохраняют свои права по управлению «материнской» компанией. (Отметим, однако, что они лишаются возможности входить в альянсы с другими акционерами, защищая свои интересы по частным вопросам, если эти интересы не совпадают с интересами большинства участников общества с ограничен­ной ответственностью.) Декларируется, что в то же время полностью защищены и имущественные права такого акционера-участника. При его выходе из состава участников общества с ограниченной ответственностью ему выплачивается доля в имуществе, равная рыночной стоимости ранее переданного им пакета акций. (Однако, это не совсем, мягко говоря, верно.)

Неустранимым недостатком этого метода является двойное налогообложение прибыли. Если же инициаторы такой операции изначально нацелены на отсутствие прибыли и, соответственно, дивидендов, то появляется почва для корпоративного конфликта с другими акционерами и, следовательно, новый фактор риска. Во-вторых, особенности общества с ограниченной ответственностью способны породить в рассматриваемой ситуации специфические конфликты между участниками.

Например.

Компания в форме общества с ограниченной ответственностью занимает­ся инновационной деятельностью. Восемь участников, у трех из них пакеты в 30%, 12% и 10% в уставном капитале соответственно. Остальные 48% распределены между пятью участниками более-менее равномерно.

По предложению обладателя наибольшего пакета в феврале текущего года перечисленные участники учредили общество с ограниченной ответственностью, наполнив его уставный капитал своими долями.В результате этот обладатель стал контролировать уже не 30%, а 52% основного общества, то есть получил контрольный пакет (во вновь созданной компании у него почти 58%). И это вызвало вполне понятную реакцию.Есть надежда, что участники конфликта все-таки как-то договорятся, но доверия между ними уже не будет, и компания, скорее всего, постепенно угаснет.

Только системный подход к явлению, учет всех его элементов и связей между ними позволяет поведение, уменьшающее виктимность, то есть вероятность подвергнуться рейдерской атаке, во-первых, и потерпеть поражение, во-вторых.

Следует иметь в виду, что все без исключения предлагаемые меры, включая указанные выше, являются частными и ни коим образом не решают проблем профилактики. Решить в значительной степени эти проблемы может только выработанное бизнес-поведение, учитывающие все быстро меняющиеся грани такого сложного явления, как предпринимательство.

Алгоритм организации профилактики

Заботясь в рамках системного подхода о превентивных мерах в отношении возможного рейдерства, необходимо определить точки проявления виктимности своей компании и снижать в них ее уровень (ли­бо не допускать его, уровня, повышения, если изначально он приемлем). Предпринимательство, по определению, основано на риске, без риска нет и успеха, не надо ставить перед собой иллюзорных задач снять риск (в том числе и рейдерства) совсем, работать будет невозможно. Риск просто должен быть оценен и поставлен в определенные рамки.

А точки виктимности всех без исключения компаний следующие (у иных компаний в силу их особой специфики могут быть и другие):

1.Организация дела.

2.Корпоративное поведение.

3.Внешние хозяйственные связи.

4.Внехозяйственное поведение компании.

Организация дела. Внимательное отношение к ведению внутренней документации. Соответствие уставных и других документов реалиям. Тщательные подбор и расстановка персонала. Определение объектов коммерческой тайны и работа по рассечению и дозированию информации. Обеспечение юридической безопасности. Понимание, что слепое доверие к главному бухгалтеру – одна из самых распространенных ошибок, могущих быть фатальными.

Корпоративное поведение. Взаимоотношения с компаньонами, прогнозирование их реакции на определенные факты, понимание их интересов. Определение истоков возможных конфликтов, принятие мер к их недопущению или направлению в конструктивное русло. Принятие энергичных, быстрых и жестких мер при регрессивном поведении парт­нера, либо при его неэффективности.

Внешние хозяйственные связи. Подбор поставщиков и потребителей (последних – если это возможно по роду деятельности компании). Определение параметров кредиторской и дебиторской задолженности и их жесткое соблюдение. Анализ претензий и рекламаций. Постоянный мониторинг финансового состояния. Договоры – внимание при со-ставлении и заключении договора, неукоснительное исполнение обязательств и требование того же от контрагента, сведение к минимуму устных договоренностей.

Внехозяйственное поведение компании. Определение информации, раскрываемой на всякого рода конференциях, круглых столах и других встречах предпринимателей. Продуманные рекламные мероприятия, в том числе характер информации на выставках, презентациях, в Интернете и т.п., ее дозирование в зависимости от аудитории. Взвешенный подход к имиджевой рекламе.

Все это не требует приложения каких-то уж особенных усилий. И не надо забывать изложенных выше общих правил профилактики.

Черное рейдерство

В современном общественном сознании широко распространено понятия черного и белого рейдерства. Рейдеров на черных и белых следует делить не по причинам, подвигшим их на атаку, а по применяемым методам. Какие бы социально одобряемые экономические причины не лежали в основе замысла, применяющий криминальные приемы является черным рейдером.

При этом, черное, криминальное, рейдерство не однородно – есть действия, криминальные в узком смысле этого слова, завязанные на физическом насилии. Эти действия не выходят за рамки общеуголовной преступности и никак не соотносятся с предпринимательской дея­тельностью. Однако в арсенале черных рейдеров есть методы, которые относятся к экономической преступности..

Надо отметить, что методология нападения при черном рейдерстве не отличается многообразием приемов, что, естественно, не делает его менее опасным.

Среди наиболее применяемых недобросовестных криминальных способов установления контроля над предприятием следует выделить:

– увод имущества предприятия, прежде всего недвижимого, посредством фальсификации сведений о его директоре;

– использование обеспечительных мер по судебным искам с фальси­фикацией материалов;

– формирование параллельных органов управления компанией;

– оказание давления на акционеров при проведении скупки акций.

В акционерных обществах применяется еще и создание параллельно действующих реестров акционеров.

Увод имущества предприятия происходит примерно по одной схеме. Нападающая сторона фальсифицирует протокол общего собрания акционеров, из которого следует, что акционерное общество приняло решение о смене генерального директора. Сведения о но-вом директоре направляются в регистрирующий орган для отражения изменений в государственном реестре юридических лиц. (Пусть никого не смущают правила внесения изменений, якобы препятствующие таким махинациям. Они, как обычно, лишь рогатки на пути добросовестных предпринимателей, а недобросовестными обходятся без особого труда). Далее «свежеиспеченный» директор оформляет продажу недвижимого имущества предприятия. Подчас этому предшествует получение дубликата «утерянных» документов, подтверждающих права собственности на объект недвижимости. Затем перепродажа объекта осуществляется несколько раз, чтобы конечный владелец был защищен статусом «добросовестного приобретателя». Руководство и коллектив предприятия подчас узнают о случившемся только тогда, когда новый собственник здания ставит свою охрану и никого туда не пускает.