Смекни!
smekni.com

Роль малых предприятий в экономическом развитии общества (стр. 7 из 10)

Один из примеров поддержки малого и среднего предпринимательства в Японии демонстрирует Организация по поддержке малого и среднего бизнеса Токийской префектуры Отаки (OCIPO). Население Отаки - около 680 тыс. жителей. В префектуре организовано и действует 5040 малых и средних предприятий, на которых работают 39 976 человек. В 2006 г. они произвели продукции на сумму, эквивалентную ВВП российского Приморского края. 50,1% предприятий насчитывает от 1 до 3 сотрудников (производят 4,6% всей продукции), 31,5% - 4–9 сотрудников (13% продукции), 10,9% - 10–19 сотрудников (15,5% продукции), 0,6% предприятий - 100–299 сотрудников (18,2% продукции).

В Германии малый бизнес ежегодно занимает у государства до €50 млрд. с выгодой для себя. Объем же инвестиций в развитие МСП традиционно составляет в Германии 51,5% от всех финансовых вложений страны. 80% компаний - это малые фирмы, на которых задействовано более 70% работоспособного населения страны.

В России Ассоциацией региональных банков проведены обследования банков – в 2001 и 2004 г.г. на предмет кредитования малых предприятий. Анкетирование было проведено в 85 банках из 36 субъектов РФ, в том числе 20 кредитных организаций из Москвы, 3 – Калининградской области, 6- Краснодарского края, 3 – Республики Мордовия, 3 – Новосибирской области, 6 – Нижегородской области, 3 – Самарской области, 4 – Челябинской области, 5 – Тюменской области, 2 – Пермской области, 2 – Тамбовской области, 2 – Кемеровской области. Остальные 22 субъекта РФ были представлены одним банком каждый. В целом были опрошены кредитные организации во всех федеральных округах.[14, с.12]

Динамика предпочтений кредитования банками предприятий показана в таблице 1 – приложение 1. [2, с. 14]

Данные таблицы 1 говорят о том, что для наибольшего количества банков размер предприятия не имеет значения для предпочтения в кредитовании. Ни один из региональных банков не ориентирован только на крупного клиента, хотя они готовы работать с такими согласно данным графы «предпочтений нет». Примерно столько же банков - 44,3% – изъявили желание работать с малым и средним бизнесом. В то же время на малый бизнес нацелены только 13% опрошенных банков.

Намерение кредитовать малый бизнес у самых маленьких и самых больших из обследованных банков почти одинаково – 9,7 % и 8,3%. Превалируют банки с собственным капиталом до 300 млн. руб. – их 26,3%.

Таким образом, динамика банковского кредитования малого бизнеса в России положительная.

В главе 3 рассмотрим направления развития малого предпринимательства.

3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

3.1. Формирование кластеров как направление развития малого предпринимательства в зарубежных странах

Направлением развития малого предпринимательства в зарубежных странах на современном этапе является формирование кластеров.

Во многих динамично развивающихся странах постепенно происходит процесс активного взаимодействия малых, средних и крупных предприятий. В различных странах с рыночной экономикой обнаружилась общая закономерность, проявившаяся в наиболее успешном развитии сообществ малых и средних предприятий, сгруппировавшихся вокруг лидирующих крупных фирм на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей в пределах географически ограниченных территорий.

Такие группировки предприятий одной отрасли формируются потому, что одна или несколько крупных фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое влияние и деловые связи на ближайшее окружение, постепенно создавая устойчивую сеть из лучших поставщиков и потребителей. В свою очередь, успехи такого окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности всех участников этой группировки компании. Такие образования называются кластеры. [18]

Кластер - это сообщество экономически тесно связанных и близко расположенных фирм смежного профиля, взаимно способствующих общему развитию и росту конкурентоспособности друг друга. Преимущественно это неформальные объединения крупных лидирующих фирм с множеством средних и малых предприятий, создателей технологий, связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, сосредоточенных на ограниченной территории и осуществляющих совместную деятельность в процессе производства и поставки определенного типа продуктов и услуг.

Роль крупного бизнеса в процессе образования кластеров заключается в привлечении малых и средних предприятий для налаживания производства на основе тесной кооперации и субконтрактационных связей при активном деловом и информационном взаимодействии. Это способствует развитию всех участников кластера и обеспечивает им конкурентные преимущества по сравнению с другими обособленными предприятиями, не имеющими столь крепких взаимосвязей.

Новые отношения внутри кластера стимулируют инновационную деятельность, способствуют развитию прогрессивных технологий и совершенствованию всех этапов совместной экономической деятельности. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшества по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами.

Наличие кластеров позволяет национальным отраслям развивать и поддерживать свое конкурентное преимущество, не уступая их даже технически более развитым странам. Все фирмы из кластера взаимосвязанных отраслей делают инвестиции в специализированные исследования, в развитие родственных технологий, в информацию, в развитие инфраструктуры и в человеческие ресурсы, что проявляется в синергетическом эффекте и позволяет малому предпринимательству выстоять в обостренной конкурентной борьбе на глобализированных рынках. [18]

Являясь точками экономического роста, кластеры становятся объектом крупных капиталовложений, на которых сосредоточено пристальное внимание правительства и местных администраций. Производственная структура кластера всегда более выгодна, чем отраслевая, так как здесь внутрифирменные связи более тесные. Кластер порождает эффект масштаба производства, основой которого является наличие в лице одной из фирм инновационного ядра, стимулирующего производство новых видов продуктов и услуг. Преимуществом кластера также является гибкая возможность одновременного производства нескольких видов продукции.

Стратегию формирования кластеров осуществляют такие страны, как США, Япония, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Финляндия, Франция и др.

США раньше других стран, начали заниматься вопросами развития региональных экономик с использованием кластерного подхода. Такие штаты как Аризона, Калифорния, Коннектикут, Флорида, Миннесота, Северная Каролина, Огайо, Орегон и Вашингтон приняли ряд соответствующих программ развития регионов и стали лидерами в создании кластеров. В штатах создаются комиссии по инициированию создания кластеров на основе аналитических заключений и рекомендаций, выполняемых научными центрами и университетами. Комиссии определяют участников будущих кластеров, помогают им преодолевать возникающие организационные и финансовые трудности, а так же способствуют укреплению и развитию уже созданных кластеров.

Ярким примером стремительно развивающегося кластера, обладающего глобальной конкурентоспособностью, является «Силиконовая долина», где занято 2,5 млн. человек, а капиталовложения в венчурные предприятия с 1991 г. выросли почти в 35 раз, достигнув 69 млрд. долларов в 2001 г. и тенденция к возрастанию инвестиций в этот кластер продолжается. [18]

В Японии еще в 1983 г. была принята концепцию развития технополисов и последующий опыт показал, что темпы их экономического роста значительно превышают средние показатели по стране. Сначала было создано более 100 технопарков, обеспечивших образование исследовательских комплексов, которые способствовали быстрому развитию деловых и научно-технических связей. Технопарки становились центрами взаимодействия образования и науки с промышленностью при активной государственной поддержке на различных уровнях власти и являясь основой создания будущих кластеров.

Одним из примеров реализации этой политики в части эффективного развития на основе кластерной модели может служить подъем автомобилестроения Австрии. Уже в 2000 г. в двух автопромышленных кластерах в землях Штирия и Верхняя Австрия было занято около 30 тыс. работающих, которые произвели на $8,1 млрд продукции, или более 10% всего объема промышленного производства страны. [18]

В автомобильный кластер Штирии входят 110 фирм и более 200 партнерских компаний, охватывающих технологическую последовательность от добычи и переработки сырья до ключевых производственных процессов вплоть до переработки отходов производства, включая логистику и программное обеспечение. Выпускаемая продукция поставляется 40 автомобильным компаниям в разных странах, при этом в регионе ежегодно собирается 150 тыс. автомобилей. Таким образом, Штирия превратилась в центр международного автомобилестроения с разветвленной сетью субпоставщиков.

Другой пример образования кластера являет Венский деловой центр, который консолидировал ряд исследовательских институтов и промышленных концернов вокруг университета с мощной научной базой по биотехнологиям. Ныне в этом кластере работает 51 тыс. человек, сотрудничают 700 ученых, обучаются студенты и повышают свою квалификацию специалисты из 40 стран, кроме того, установлены деловые связи со многими биоцентрами в различных странах мира. [18]

Другим важным направлением развития высоких технологий в Австрии являются информатика, работы по проблемам искусственного интеллекта, создание программного продукта для мультимедиа и инжиниринга. Активными участниками научных исследований в этих направлениях стали университеты в городах Линц, Грац, Зальцбург и Инсбрук, которые объединяют научно-исследовательские институты, инновационные центры и технологически ориентированные предприятия и технопарки.