Смекни!
smekni.com

М. Н. Гордеев гипноз практическое руководство (стр. 13 из 44)

В большинстве случаев внушение, исходящее от группы людей, эффективнее внушения, исходящего от одного чело­века, но группа не должна вызывать негативных эмоций. Од-

71

нако случается, что внушение, произнесенное одним авто­ритетным лицом, сильнее для человека, нежели внушение группы. Люди более внушаемы в областях, где их компетент­ность ограничена. Уровень доверия и соответственно внуша­емость слесарю из автосервиса может быть выше, чем психо­терапевту. Для внушаемого человека мнение авторитетных людей, средств массовой информации, опросов обществен­ного мнения и т. п. становится основой для принятия соот­ветствующих решений.

Внушаемость — обычное социальное явление, и каждый человек обладает ею в определенной степени. Можно говорить о лицах с большей или меньшей внушаемостью, причем после­дние часто бывают источником внушений для первых. На вну­шаемости основаны обучение и воспитание растущего челове­ка, его позиционирование в коллективе. В медицине с воспри­имчивостью пациентов связан ряд заболеваний и синдромов, носящих общее название «ятрогении»

Часто внушаемость зависит не только от источника внуше­ний, но и от характера внушений и способа их предъявления. Одна и та же фраза, сказанная грозным или мягким голосом, будет иметь разный эффект. Люди могут отвергать внушения со стороны посторонних, но зато легко поддаются влиянию близких и родных.

Для определения внушаемости и для психотерапии в целом может иметь значение возраст пациента: хорошо поддаются внушениям молодые люди с податливостью мыслительных про­цессов, люди пожилого возраста внушаемы в гораздо меньшей степени.

Гипнабельность может соотноситься с внушаемостью, но не является отдельным свойством организма, имеющим физио­логическую основу. Она может быть определена только в ходе гипноза, опираясь на гипнотические тесты и результаты наблю­дения. Способностью достигать глубокой степени гипноза (быть высоко гипнабельными) обладают около 20 — 30% лю­дей. Примерно в равных долях по 30 —35% распределились люди, имеющие среднюю и незначительную гипнабельность.

72

Существует мнение, что здоровые соматически и психически люди более гипнабельны, чем больные.

Возможно, гипнабельность в некоторой мере обусловлена генетически, но этот вопрос находится в стадии исследования. Восприимчивость к гипнозу может увеличиваться по мере при­обретения опыта погружения в транс. Незначительная глубина погружения в первых сеансах может увеличиваться в последу­ющих. Это явление может быть связано с устранением негати­визма, напряженности, страха перед сеансами, что затрудняет дифференцировку. было ли это усиление гипнабельности либо гипнотизируемый не смог достичь индивидуальной глубины гипноза в первые сеансы по описанным выше субъективным причинам.

«На восприимчивость к гипнозу немалое влияние оказыва­ют окружающая обстановка, атмосфера, в которой проводится сеанс. Несомненно, субъекта, который видит, что другие без всяких колебаний подвергаются гипнозу и легко засыпают, лег­че гипнотизировать. В этом случае действует атмосфера вну­шения, не только облегчающая усыпление, но и значительно способствующая достижению лечебного успеха» (А. П. Слобо-дяник).

Личность гипнотерапевта

Действительно, любой человек может быть загипнотизи­рован, но не любым гипнотерапевтом и не в любое время. При этом не существует критериев, кто может быть гипнотизером, легенды о необходимости серых «стальных» глаз и о большей эффективности специалистов брюнетов ушли в прошлое. Гип­нозом может овладеть практически каждый, но обычно он дол­жен обладать в глазах пациента некоторым набором качеств, поскольку личность гипнотерапевта воспринимается субъек­тивно. Велико значение доверия, которое пациент питает к те­рапевту и к его способностям. Один гипнотизер будет погру­жать субъекта движением руки в глубочайший транс, другому это не удастся ни при каких условиях. Следует выделить воз­можные качества, необходимые для формирования веры паци-

73

ента в гипнотерапевта, исходя из тезиса Бернгейма: «Вера

чит». I

Качества, которые желательны для гипнотерапевта

Уверенное поведение

Поведение гипнотерапевта должно говорить об увереннос­ти в своих силах, в силе метода, которым он владеет, о готовно­сти справиться с проблемой пациента. Если терапевт с дрожью в голосе говорит гипнотизируемому: «Давайте попробуем, прав­да, у меня редко что получается», — он может быть уверен, не получится и в этот раз. Внутреннее спокойствие и отсутствие напряженности в теле и в словах так же полезны для создания образа успешного терапевта. Часто образ терапевта складыва­ется у пациента заранее из отзывов других пациентов, из разго­вора по телефону, из рекламной информации, и он приходит уже в «частичном гипнозе» от созданного им самим образа гип­нотизера, и задача терапевта состоит в том, чтобы не разочаро­вать гипнотизируемого.

Речь терапевта должна быть четкой и хорошо слышимой для пациента. При обращении к нему смотрите в глаза спокойно, без напряженности. В речи будьте уверены, используйте мес­тоимение «Я», подчеркивая свой авторитет. Бывали случаи, ког­да уверенность психотерапевта компенсировала его иные не­достатки, и пациент, зачарованный «силой и могуществом», был успешен в терапии.

Опрятная внешность

Условия, предъявляемые к внешности, не имеют четких кри­териев, терапевт может опираться на свои предпочтения. Для врача, работающего в поликлинике или стационаре, может быть естественен белый халат, который должен быть чистым и све-жевыглаженным. Частнопрактикующие специалисты обычно предпочитают работать без халата, и тогда требования опрят­ности будут предъявляться к костюму. Гипнотерапевт в стро­гом деловом костюме имеет больше шансов на успех, нежели одетый в джинсы и майку. Важно помнить, что одежда несет в себе невербальное послание пациенту о нас, в зависимости от

74

этого бессознательно человек определяет, можно ли нам дове­рять и верить в успех.

Следует задуматься об интерьере собственного кабинета, какую информацию несет он, ведь ваш кабинет — это проек­ция вас. Попробуйте оглядеть свой кабинет взглядом посторон­него наблюдателя и представьте, что подумает о вас человек, пришедший к вам впервые, и насколько полученное мнение соответствует тому, какое вы хотели произвести. Кабинет, вы­держанный в строгих тонах, будет свидетельствовать о респек­табельности врача, его прочном положении, определенном кон­серватизме и косвенно о доверии пациентов к нему. Кабинет, отделанный в светлые тона, с фотографиями или рисунками на стенах, без стола между терапевтом и пациентом будет говорить о демократизме врача, открытости его, готовности на внесение некоторой неформальности в общение.

Умение создать и поддерживать раппорт

Способность войти в контакт с пациентом — обязательное условие успеха терапии. При этом терапевт выступает в этом взаимодействии в роли лидера. Успеху процесса способствует наблюдательность, поведенческая гибкость, умение осознавать обратную связь, идущую от пациента. В терапевтическом взаи­модействии всегда есть три стороны: пациент, его проблема и психотерапевт. В случае хорошо налаженного взаимодействия пациент вместе с терапевтом, опираясь на знания и опыт пос­леднего, имеют намного больше шансов в борьбе с проблемой.

Наблюдательность

Умение увидеть минимальные проявления изменения со­стояния человека неотделимо от успешности ведения пациен­та внутри гипнотического состояния. Спецификой метода гип­нотизер обречен на минимум информации, и умение распоз­навать и истолковывать незначительные невербальные призна­ки, предъявляемые пациентом, является обязательным навыком гипнотерапевта. Наблюдательность развивается толь­ко практикой, причем не обязательно связанной с работой. На­блюдение за людьми в транспорте, на улице также способствует приобретению необходимого умения.

75

Способность быстро принимать решения

Динамика гипнотического состояния, особенно в ходе те­рапии, часто требует быстрых и нестандартных реакций. Пове­дение человека внутри транса при воспоминании травматичес­ких ситуаций непредсказуемо, и умение быстро и точно реаги­ровать на проявления проблемы является важным фактором успешной работы. Работа гипнотерапевта, связанная с болез­ненными эпизодами прошлого, напоминает работу сапера: мы ищем психологическую «мину» и, обнаружив ее, должны быс­трыми квалифицированными действиями ее обезвредить, ос­вободив пациента от тяжелого груза.

Интуиция

Едва ли способность к интуиции закладывается на генети­ческом уровне. Скорее она складывается из опыта, наблюда­тельности и качественного раппорта, когда образы и мысли, проносящиеся в голове клиента, становятся известны вам, даже если он не говорит вам о них. Удивительно, что в этом случае появившиеся у вас идеи относительно направления дальней­шей работы с пациентом приносят успех терапии. Возможно, что вы переходите на бессознательный уровень общения с па­циентом, что исключает контроль и искажения, привносимые сознанием. Умение ограничить в трансе не только сознание пациента, но и собственное сознание дает новый импульс бес­сознательному поиску для психотерапевта.

Стадии гипноза

Определение глубины гипноза сложно, поскольку опира­ется на субъективные признаки, определяемые терапевтом и па­циентом. Все исследователи сходятся в одном, существуют разные уровни глубины транса, которым соответствуют разные явления.

Бернгейм описывал девять степеней гипноза, основывая классификацию на наличии или отсутствии амнезии, Льебо — шесть, Форель, Бехтерев —три.