Смекни!
smekni.com

М. Н. Гордеев гипноз практическое руководство (стр. 30 из 44)

158

ко на одно: на привлечение внимания пациента с целью затем это сфокусированное внимание использовать для те­рапевтических целей. Таким образом, техника наведения транса может быть уподоблена линзе, которая собирает солнечные лучи и фокусирует их в один пучок, с помощью которого можно использовать солнечную энергию для на­гревания и даже зажигания какого-то предмета.

Фиксация взгляда на блестящем предмете или какие-то необычные мышечные действия, например, создание ката­лепсии, не могут быть признаны синонимом фиксации вни­мания, потому что внимание является психической функци­ей. Однако следует помнить, что между телом и психикой су­ществует определенная взаимосвязь, и в какой-то мере со­здание фиксированного мышечного положения ведет в последующем, и достаточно быстро, к созданию фиксиро­ванного внимания, поскольку в данный момент внимание человека похоже на заинтересованность и удивление своим состоянием, т. е. на определенную шоковую реакцию, что тормозит внимание само по себе.

Способов привлечения внимания множество. Попытка стандартизовать их приводила бы к тому, что одни способы использовались бы часто, другие не использовались бы со­вершенно. Наведение транса необходимо для того, чтобы ус­пешнее продвигать нужные внушения. Наведение транса ис­пользуется для следующих процессов: для отвлечения созна­ния, привлечения внимания бессознательного и непосред­ственной работы с бессознательным субъекта. Концентрируя внимание, мы, таким образом, сужаем поле функционирования сознания, а затем направляем фокус внимания на внутренние процессы, давая сигнал бессозна­тельному к действию. Концентрируя внимание, терапевт предлагает клиенту сосредоточиться на собственных внут­ренних процессах и на том резонансе, который вызывают его слова в этих процессах. Наступает совершенно особое функционирование психики, когда бессознательное про­буждается, а сознание может играть роль наблюдателя, для которого многое остается за кадром.

159

Наведение транса

Погружение в транс направлено на ориентацию пациента вместо мира внешнего на мир внутренний. Это достигается с помощью вербальных и невербальных приемов. Как правило, вербальные приемы основаны на двух процессах, которые нам уже известны: на присоединении и ведении. Вначале мы при­соединяемся к реальности пациента, описывая то, что проис­ходит в ней в данный момент, то, что узнали из его истории жизни, либо делаем общие умозаключения, против которых пациент не может возразить. Особенно это важно в первых не­скольких фразах, которые отслеживаются сознанием наиболее тщательно. Этими фразами терапевт должен как заинтересовать пациента, так и начать переводить его внимание на мир внут­ренний.

Фразы присоединения выполняют задачу привлечения вни­мания и внутреннего согласия пациента с терапевтом, фразы ведения — приглашают в транс и терапевтическую работу. По мере того, как начинается погружение в транс, количество фраз присоединения, описывающих состояние клиента, а тем более описывающих окружающий мир, становится все меньше и меньше, а фраз ведения — все больше. Достаточно быстро дос­тигается такой момент, когда описывать мир внешний стано­вится нежелательно, поскольку пациент уже не обращает на него внимание и подобное описание будет только стимулиро­вать внимание сознания и попытку выйти из транса, проверяя, действительно ли происходит то, что терапевт сказал об окру­жающем мире. Поэтому фразы присоединения, в которых го­ворится о настоящем времени и месте пребывания клиента, дол­жны быстро завершаться и уступать место каким-либо общим фразам, похожим на размышления о природе вещей, либо фра­зам ведения, направленным на фиксацию внимания на внут­ренних процессах, на углубление транса, на поиске проблемы или некоего места диссоциации и т. д.

Очень часто в нашей литературе описывается формула по­этапного наведения транса, так называемая формула «4 —3 —2 — 1». На самом деле она используется достаточно редко, но мо-

160

жет быть интересна как пример наведения транса. В чем она заключается?

Фразы присоединения Фразы ведения
4 1
3 2
2 3
1 4
- 5

Вначале терапевт, наблюдая за состоянием пациента, про­износит четыре фразы присоединения, которые характеризуют состояние пациента, как именно он может себя ощущать и осоз­навать в данный момент. Например, эти фразы могут быть сле­дующими: «Вы находитесь у меня в кабинете. Вы сидите на этом кресле. Вы слышите мой голос. У вас есть определенные цели, которые привели вас». На этом четыре фразы присоединения заканчиваются, и следует одна фраза ведения. Она может быть любой, например: «Если вы захотите, вы можете устроиться удобнее». Для фраз ведения очень характерно использование слов «можете», «возможно» или других слов допущений. Они приводят к тому, что даже если пациент не сделает предложен­ного ему, тем не менее он не будет чувствовать себя в оппози­ции к психотерапевту, поскольку тот уже заложил не обязатель­ность, а только возможность этого действия. Хотя, как прави­ло, после четырех фраз, которые вызвали согласие пациента с ними, пятая фраза уже автоматически не вызывает возражения, и с ней пациент также соглашается.

Но дальше не следует злоупотреблять вниманием и терпе­нием пациента и важно снова перейти к фразам присоедине­ния. Но сейчас фраз присоединения может быть уже только три, вы можете описывать то, что видите у субъекта. Например, если у пациента закрываются глаза, вы можете сказать это, и тогда это будет фразой присоединения: «Ваши глаза закрываются». Но ни в коем случае не делайте этого, если глаза широко от­крыты и даже не моргают, и глазная щель не сужается. Тогда подобная фраза будет воспринята как директивное внушение, для которого, более того, совершенно нет условий.

11 Гордеев

161

Если вы видите, что взгляд пациента остановился, но глаза остались открытыми, вы можете сказать: «Вы смотрите перед собой». Вы должны упоминать только то, что пациент может реально видеть, нельзя описывать то, что находится за его спи­ной, вы описываете мир через возможные ощущения пациен­та. При этом вы не должны употреблять оценочных характери­стик, вы не можете сказать: «Вы удобно сидите на этом стуле». Пациенту может быть вовсе неудобно, и тогда ваша фраза ни в коем случае не будет фразой присоединения, а вы можете выз­вать протест со стороны пациента.

Во фразах присоединения вы можете поддерживать процес­сы, которые вы наблюдаете. Например, если вы видите, что па­циент стремится усесться на кресле удобнее, двигается, вы мо­жете предложить ему сделать это так, как будто бы он это дела­ет по вашему указанию: «Вы можете устроиться удобнее».

Вы видите, что руки легли на подлокотники кресла и ска­жите об этом: «Ваши руки лежат на подлокотниках кресла». Вы наблюдаете за тем, что происходит с пациентом и только опи­сываете ему эти изменения.

Что же может являться фразами присоединения? Вы може­те описывать и расслабление мышц лица и тела, и положение ног и рук пациента, и то, что он может видеть, слышать и чув­ствовать, и состояние природы за окном, и время года, и рас­суждать о вопросах мироздания, но не очень высокого уровня, поскольку достаточно непонятно, почему психотерапевт будет говорить о проблемах Вселенной. А фразы о том, что «за зимой следует весна» будут приняты вполне адекватно, потому что это известно каждому человеку и даже вызывают скуку от получе­ния подобной информации.

Итак, вы говорите три фразы присоединения, в которых мо­жете упомянуть о других звуках в этой комнате, помимо звуков вашего голоса, и о том, что ступни ног касаются пола, и о том, что ладони лежат на коленях, и то, что тепло, передающееся че­рез одежду, согревает их, и многое другое. А затем говорите две фразы ведения, в которых формулируете, что вам хотелось бы внушить пациенту. Чтобы понять, что может быть сказано во фразах ведения, вы можете вспомнить признаки транса. Сюда

162

входит и мышечное расслабление, и закрывание глаз, и умень­шение количества движений, и более ровное дыхание.

В отношении дыхания будьте внимательны, поскольку, когда вы упоминаете о том, что дыхание становится ровным, человек обращает внимание на дыхание и, как правило, это приводит к сбою дыхания (это обычная реакция, когда сознание вторгается в хорошо сбалансированный, бессознательный, автоматический процесс; через некоторое время дыхание снова станет ровным).

После двух фраз ведения мы опять переходим к присоеди­нению и снова уменьшаем количество фраз присоединения — говорим только две фразы присоединения, к которым затем прибавим три фразы ведения. На последнем этапе на одну фра­зу присоединения мы скажем четыре фразы ведения и дальше можем полностью перейти на фразы ведения, изредка переме­жая их фразами присоединения.

Уже в процессе наведения транса мы можем проводить не­которые внушения, особенно, внушения, связанные с углуб­лением транса, с диссоциацией сознания и бессознательного, с направлением поиска бессознательного, ориентированного на нахождение ресурсного места, приятного воспоминания или проблемной ситуации.

Достаточно часто, если для пациента это не первое погруже­ние в транс, для него наведение транса заканчивается гораздо бы­стрее, он может войти в транс привычно и легко, раньше, чем эта формула может быть реализована. Поэтому, как правило, в работе с опытным пациентом важно эту формулу намного сокращать. Остается главным одно требование: наличие фраз присоединения и затем фраз ведения, при этом количество фраз присоединения все уменьшается, а фраз ведения — увеличивается. Когда паци­ент погрузился в транс, дальше терапевт ведет его по трансу или, правильнее сказать, провожает с помощью фраз ведения.