Смекни!
smekni.com

М. Н. Гордеев гипноз практическое руководство (стр. 39 из 44)

За счет создания целостной истории метафора попадает непосредственно в правое полушарие, где встречается с бес­сознательным, для которого она создавалась. Метафора мно-

203

гозначна, поскольку никогда нельзя определить, сколько зна­чений вкладывается в одну терапевтическую историю. Паци­ент находит в ней тот смысл, то значение, которое близко ему и которое психотерапевт, может быть, даже не вкладывал в нее. Создание метафор, безусловно, является искусством, однако существуют принципы их создания, каждый психотерапевт может иметь свои заготовки и излюбленные подходы. Однако следует сказать, что любая заготовка в конкретном случае дол­жна быть изменена, дополнена, метафора создается непосред­ственно для данного человека. Как бы часто психотерапевт не использовал свою заготовку, каждый раз у него будет полу­чаться новая история. Метафоры играют роль психологичес­ких субстратов, с помощью которых мы зондируем бессозна­тельное пациента, пытаемся дать ему необходимые идеи и про­будить его ресурсы.

В эриксоновском гипнозе можно использовать несколько видов метафор.

Метафоры сравнения

В ходе беседы, гипнотического транса, обсуждения домаш­него задания мы сравниваем сегодняшнее состояние клиента с предыдущим, сравниваем его понятия с чем-то, что он может дать нам в качестве образца. Мы можем соотнести его состоя­ние с тем, что было раньше в его жизни, можем сравнивать его с будущим самочувствием, как он может себе представить, с каким-то явлением природы, с человеком, животным, расте­нием. Подобная метафора сравнения может затем служить ис­точником для создания терапевтической метафоры. Возмож­но, человеку проще сказать, что он ощущает себя сейчас как сломанный росток, и это будет значить гораздо больше, неже­ли чем он описал бы свое состояние в терминах ощущений.

Метафоры сравнений могут являться лингвистическим при­емом, употребляемым терапевтом для облегчения самочувствия и самоощущения пациента. Используя приемы рефрейминга — находя элементы положительного смысла в заботах человека, придумывая возможные жизненные события, где его недостат-

204

ки превратятся в достоинства, психотерапевт начинает неза­метную работу по «разрыхлению» проблемного состояния.

Встроенная метафора (двойная, тройная спираль)

Встроенная метафора часто используется в эриксоновском гипнозе. Она может использоваться как с метафорой сравнения, так и с терапевтической метафорой, сочетаясь с ней и дополняя ее. Когда речь идет о встроенной метафоре, фактически мы го­ворим о форме подачи метафорического материала. Встроенная метафора состоит из нескольких ступеней, обычно из двух или трех. Она представляет собой историю-матрешку, когда один сю­жет вкладывается в другой, а тот — в третий.

Обычно первым этапом встроенной метафоры является ме­тафора изменений. Предположим, мы обращаем внимание субъекта на явление природы, например, на зиму, когда деревья спят за окном, их стволы покрыты белым снегом. Белым снегом покрыты дороги, ветви, листьев давно уже нет... Примерно на середине повествования, хотя точное деление метафоры на ров­ные половины вовсе не обязательно, мы прерываем первый рас­сказ и начинаем повествование другой метафоры.

I I

II

Желательно делать перерыв достаточно заметным, чтобы отделить содержание одной метафоры от другой. В этот момент частицы внимания пациента начинают стараться сохранить элементы первой метафоры и затем пытаются зафиксировать то, что мы будем говорить во второй метафоре. В ней, напри­мер, мы будем говорить о доме, который стоит среди снежного леса, и о часах на его стене, о стрелках, которые идут, одна до­гоняет другую. Самая важная стрелка, маленькая, движется медленно, а стрелка менее важная, минутная, большая, движет­ся намного быстрее, но, несмотря на это, за каждым ее движе-

205

нием стоит намного меньшее, чем за движением часовой стрел­ки... Мы продолжаем эту метафору до того момента, пока не дадим необходимое внушение, связывая каким-то образом стрелки этих часов с жизнью пациента.

В двойной спирали вторая метафора будет основной, и за­тем, когда мы ее завершим, мы снова вернемся к зиме. К зиме, которая царствует за окном, когда одинокие снежинки могут кружиться в призрачном лунном свете, падая вниз и образуя белый пушистый ковер, который укрывает землю, который со­храняет в ней все те зерна, что упали в нее. Он сохраняет их до того момента, когда придет весна и солнце пригреет и растопит снег, растопит лед. И снег и лед, которые, с одной стороны, мешали семенам, а с другой стороны, сохраняли их, теперь по­служат питательной водой, которая напоит землю, и семена прорастут... И так мы продолжаем, создавая метафору измене­ний и завершая первую метафору.

Психика человека обладает удивительным свойством — из многих компонентов создать единое целое. Элементы первой метафоры, которую мы специально разделили, она соединяет, а то, что было между двумя частями, то есть вторая метафора, уходит от контроля сознания на уровень бессознательного, по­могая ему работать именно с главной метафорой, закрывая его от наблюдения сознания как снег закрывает зерна.

Подобным образом строится и трехкомпонентная метафо­ра, когда есть не две матрешки, а три, встроенные одна в дру­гую. Сначала рассказывается первая история, она договарива­ется примерно до середины, затем начинается вторая, которая также обрывается примерно на середине, затем полностью рас­сказывается третья история, затем завершается вторая, и самой последней заканчивается первая метафора.

I

I

II

II

III

II

206

Средняя метафора является основной, и, разумеется, она находится под двойным покровом защиты, что еще вернее от­правляет ее на рассмотрение только бессознательному, закры­вая от сознания.

Метафора — важный компонент гипнотического внушения, и умение создавать такие метафоры является значимым навы­ком психотерапевта. У него могут быть припасены готовые ме­тафоры и идеи, очень важно скомпоновать их так, чтобы они, с одной стороны, отражали жизнь пациента, а с другой стороны, вносили необходимые внушения, советы, дополнения, реко­мендации.

Метафора не может готовиться заранее, поскольку человек приходит к нам каждый раз в особом эмоциональном состоя­нии, со специфическим на данный сеанс запросом. Есть об­щая канва, которую представляет собой жизнь пациента, ясны общие мотивы, приведшие его к нам. Но для гипнотерапевта важно уметь быстро отреагировать, создав как красивую, легко и хорошо воспринимаемую метафору, так и встроив в нее те внушения, которые в данный момент могут являться важными для пациента.

При переходе от одной части метафоры к другой происхо­дит автоматическое углубление транса, поскольку внимание сознания разделяется, однако в эти моменты можно дать еще и внушение на углубление транса. При завершении встроенной метафоры, несмотря на то, что сама ее идея предполагает амне­зию, желательно дополнительно дать установку на амнезию для облегчения передачи метафорического материала на раздумья бессознательному.

В работе с метафорой не следует опасаться того, что паци­ент отследит канву метафоры, усвоит ее, запомнит. Бессозна­тельное пациента, которое внимательно следит за метафорой, если она задела его, заинтересовала, будет вести себя совершен­но по-другому, нежели сознание. Происходящее в метафоре является для бессознательного такой же реальностью, как и те воспоминания, которые записаны в нем. Оно соотносит услы­шанное и увиденное в пробужденных метафорой образах с тем, что уже есть в его закромах, кладовых, и как бы встраивает ус-

207

лышанную метафору в свой внутренний личный опыт, допол­няя его, встраивая терапевтическую историю в свою внутрен­нюю мозаику как недостающий в ней элемент.

Поскольку метафора воспринимается в трансе, реальность ее для бессознательного значительно увеличивается. Если ис­ходить из предположения, что бессознательное клиента похо­же на ребенка, можно вспомнить, каким образом дети воспри­нимают, сказки. Для них сказочный мир является частью ре­альности. Они только и ждут, чтобы вырасти и превратиться в принцев, принцесс. Метафора, возможно, порождает такие же ассоциации, когда пациент ждет сигнала, чтобы реализовать то, что она дает ему. Собственная психотерапия и является подоб­ным сигналом для субъекта, своего рода инициацией, симво­лом, что он достаточно зрел для новой жизни.

Способность подобных многослойных метафор вызывать более глубокое состояние транса похожа на действие фракци­онного гипноза, только в данном случае каждый из последую­щих слоев метафоры как бы отталкивается от предыдущего и погружает пациента еще глубже.

В восприятии метафор проявляется элемент возрастной рег­рессии, ее ресурсного компонента, потому что сказка нужна детям для пробуждения внутренних резервов, и, возможно, ме­тафора находит в человеке внутреннего ребенка, а во внутрен­нем ребенке пробуждает его силу. Метафора в трансе воспри­нимается намного легче и адекватнее, нежели вне транса. Взрос­лый человек, услышав метафору, может хмыкнуть и пожать пле­чами. Но в трансе он воспринимает метафору открыто, готов согласиться с ней и ей следовать.

Для составления терапевтической истории бывает важно использовать богатый язык, насыщенный различными под­робностями, описаниями. Чем красочнее метафора, тем луч­ше она воспринимается и тем больше у нее шансов заворо­жить пациента, заставить его любоваться ею, больше шансов отвлечь его сознание и быть радостно принятой бессознатель-ч ным. Иногда кажется, что пациент приходит к нам для того, чтобы мы проводили его в сказку, которую он уже отчаялся найти. Он благодарен нам за эту встречу с мечтой, чувствует

208

себя отдохнувшим, набравшимся сил для своей привычной ежедневной жизни.