Смекни!
smekni.com

М. Н. Гордеев гипноз практическое руководство (стр. 8 из 44)

Возможен сигналинг мышцами лица, тела. Но если на лице подрагивание легко заметить, то на ногах, на животе мы ниче­го наблюдать не сможем. Поэтому эти варианты сигналинга для нас имеют ограниченное значение.

41

5. Каталепсия

Каталепсия, или восковидная гибкость — один из самых известных и давно описанных признаков гипноза. Это показа­тель глубокого транса. Под каталепсией подразумевают засты­вание частей тела, мышечное оцепенение, иногда в очень не­удобной позе. Чаще всего говорят о каталепсии руки, хотя воз­можна каталепсия других частей тела, например, каталепсия ноги, шеи. Интересно, что рука, поднятая и зафиксированная в неудобной позе, может находиться в ней очень долго, при этом не испытывая неприятных ощущений. Можно предположить, что обменные процессы в данном случае текут иначе, чем в бод­рствующем состоянии. От каталепсии, также как и от левита­ции, которую мы будем разбирать ниже, можно отталкиваться в терапевтической работе, инициируя движения в руке и свя­зывая с этим движением какие-то процессы терапии.

6. Левитация

Левитация — это идеомоторное движение, самопроизволь­ный подъем в ходе наведения транса, гипнотической работы. Часто левитация начинается с подрагивания пальцев, однако в ряде случаев рука поднимается без предварительных сигналов. Часто для левитации нужно, чтобы пациент знал о возможнос­ти такого феномена.

Левитация также, как и каталепсия, служит показателем достаточной глубины погружения. С движениями руки удобно соединять различные этапы транса и гипнотической работы внутри его. Чаще всего наблюдается левитация руки. В случае, если гипноз проводится в положении лежа, возможна и леви­тация ноги. Левитация отличается от каталепсии тем, что подъем конечности при каталепсии, чтобы зафиксировать ее ясно, производит психотерапевт. Левитация полностью зави­сит от клиента, хотя чаще всего индуцируется с помощью гип­нотических внушений со стороны психотерапевта.

Левитация и каталепсия имеют особенное воспитательное значение для пациента. Они позволяют ему еще больше пове­рить в гипноз. Описанные феномены являются очень доказа­тельными и убеждающими явлениями. Часто вместе с левита-

42

цией и каталепсией, которые происходят на мышечном уров­не, на психическом происходит феномен, который называется диссоциацией сознания и бессознательного.

7. Диссоциация

Диссоциация — это феномен расщепления осознавания кли­ента. Пациент может ощущать себя и в настоящем времени и настоящем месте, и в каком-либо другом месте и времени, при­чем оба состояния для него реальны. Такой же реальностью может быть и диссоциация между телом, которое спит, и ру­кой, которая поднимается. Причем спящее тело в этот момент может олицетворять сознание, а двигающаяся рука — происхо­дящий бессознательный процесс.

Чаще всего в гипнозе это состояние называется диссоциа­цией сознания и бессознательного. Она полезна для отвлече­ния внимания сознания от психотерапевтических процессов, чтобы усыпить его и достичь бессознательного, которое явля­ется как источником проблем человека, так и источником ре­сурсов для их решения. Для проведения психотерапевтической работы диссоциация является важным и обязательным явле­нием. Диссоциация позволяет мозгу достичь материала, кото­рый лежит в бессознательном, чтобы использовать и трансфор­мировать его.

Часто встречается как в сознательном, бодрствующем со­стоянии, так и в гипнотическом погружении диссоциация от болезненных ощущений, которые связаны с проблемой. Это способ глядеть на проблему со стороны наблюдателя. Он дает возможность отстраниться от того, что заботит, взглянуть объективным взглядом на эту заботу, поискать ресурсы, воз­можности, которые позволят разрешить свою проблему и найти способ получить необходимые ресурсы для трансфор­мации.

Умение психотерапевта выводить своего пациента в диссо­циированную позицию является хорошим терапевтическим навыком, поскольку позволяет иметь определенную эмоцио­нальную свободу в решении его проблем. Феномен диссоциа­ции участвует в развитии анестезии и аналгезии. Диссоциация

43

также представляет способ отделить эмоциональный опыт пе­реживания от интеллектуальной составляющей психики чело­века для того, чтобы интеллект смог не бороться с эмоциями, а заняться своим прямым делом — поиском выхода из создавше­гося положения.

8. Возрастная регрессия

Возрастная регрессия — феномен, родственный диссоциа­ции. В нем используется идея временной диссоциации, когда человек ощущает себя в прошлом времени, при этом ощущает ассоциировано. Он может видеть себя маленьким мальчиком, он опускает глаза вниз и видит маленькие ножки в стоптанных сандалиях, а когда он идет по полю, растения касаются его лица, где-то перед глазами жужжат пчелы и прыгают кузнечики, и все это он наблюдает сам.

Ассоциированностью возрастная регрессия и отличается от воспоминания. Воспоминание означает, что взрослый человек вспоминает свое прошлое, возрастная регрессия — это прошлое в данный момент для человека является настоящим. Регрессия может быть очень далекой — в детские годы пациента, а иногда даже в дородовый период, хотя доказать возраст регрессии очень сложно. Как правило, для создания такой ранней регрессии —в ранний детский возраст — требуется специальное внушение, хотя иногда она происходит спонтанно.

Чаще всего регрессией пользуются для гипноанализа, по­тому что корень проблемы человека всегда лежит в прошлом, обычно в раннем детстве — до 6 лет. Но нельзя забывать, что детство — источник большого количества положительных эмо­ций и ресурсных состояний. Поэтому регрессия может исполь­зоваться также для поиска внутренних ресурсов.

При возрастной регрессии часто трансформируется поведе­ние пациента в трансе и особенно меняется голос и фразы, ко­торыми пациент говорит. В такой момент мы имеем доступ к пластам памяти, которые в сознательном состоянии не дости­гаются. Часто этот опыт настолько ошеломляющ, что он само­произвольно не забывается и поэтому, чтобы пациент забыл травмирующее событие, осознанное при возрастной регрессии,

44

необходима структурированная амнезия, то есть внушение на амнезию со стороны психотерапевта.

Возможно, что регрессия обуславливается еще так называе­мым детским характером бессознательного, которое широко открыто окружающему миру, воспринимает его целиком, для которого характерен буквализм, то есть оно не понимает игры слов, их двойных значений, оно все понимает буквально.

9. Искажение времени

В трансе время идет иначе, чем в бодрствующем состоянии. Подобный эффект течения времени может быть самопроиз­вольным, и когда пациент открывает глаза, на вопрос, сколько времени он был в трансе, иногда он не может ответить даже приблизительно, увеличивая или уменьшая время своего на­хождения в трансе в несколько раз. Это похоже на известную формулировку теории относительности, когда для влюбленных часы, проведенные вместе, кажутся секундами, а для человека, сидящего на горячей плите, секунды, проведенные на ней, ка­жутся часами. Чаще сознание пациента уменьшает время. Воз­можно, это связано с тем, что он погружается в более глубокий транс и перестает осознавать себя, поскольку в данный момент он не слышит голоса психотерапевта, который для него явля­ется точкой временного отсчета.

Можно использовать данный феномен сознательно, когда с помощью соответствующих внушений, направленных на вре­мя, можно как замедлять его в случае приятных переживаний, так и ускорять в случае переживаний неприятных или при не­обходимости создать иллюзию вырастания или с другими тера­певтическими целями.

10. Иллюзии и галлюцинации

В бодрствующем состоянии данные феномены возможны либо при нечеткой работе систем восприятия мира, либо при психической патологии. Однако на фоне гипнотического транса они встречаются у абсолютно нормальных людей. Как прави­ло, иллюзии и галлюцинации связаны с внушениями, когда, например, ощущение тепла от солнечного луча на своей коже

45

человек под воздействием соответствующих внушении транс­формирует в разлитое тепло, которое приходит к нему от кост­ра Когда прикладываемая монетка абсолютно нормальной тем­пературы может вызывать ожог, если гипнотизируемому вну­шили, что она раскалена.

Галлюцинации следует разделить на позитивные и негатив­ные. Позитивные галлюцинации представляют собой убежден­ность человека в наличии какого-то предмета, человека, явле­ния, которого нет на самом деле. Негативные галлюцинации — это обратный процесс, когда пациент не видит того, что есть на самом деле, благодаря внушениям гипнотерапевта. Это хоро­шо видно в случаях эстрадного гипноза, когда гипнотизер при полном зале зрителей убеждает человека на сцене, что они с ним наедине и подопытный верит ему. Примером позитивных галлюцинаций может быть собирание несуществующих цветов, объятия с невидимым другом и так далее. Эти феномены зре­лищны и говорят о глубокой степени погружения в транс. Воз­можность использования их в работе зависит от навыков и фан­тазии терапевта.

Глава 6. ВНУШЕНИЕ

Внушение или суггестия — основной инструмент работы гипнотерапевта. Состояние транса наводится именно с целью проведения внушений, соответствующих проблеме пациента. Терапия называется «гипносуггестивной» по принципу связи гипноза и внушения в ней. Транс похож на таблетку лекарства, которую принимает больной, где внушения составляют лишь ее часть, а все остальное — неактивное вещество, необходимое для формирования таблетки.

Внушения бывают разными. Часто встает вопрос: а что же внушать человеку? С одной стороны, мы должны не под­менять своими внушениями желания пациента, а с другой стороны, как узнать, что пациенту нужно. В главе, посвящен­ной присоединению, мы говорили о необходимости отсле­живания ключевых слов пациента. Они также могут помочь нам в знании, что человеку внушать. Используя ключевые слова, человек характеризует, чего он не хочет — он характе­ризует проблему и определяет, что является целью терапии. Важнее для определения внушений знать его понимание ре­зультата.