Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к проведению воспитательных мероприятий. 4 Устный журнал 4 (стр. 15 из 18)

Часто говорят: нет плохих мужей, есть неумные жены. Сказано, пожалуй, жестко. Но при всей спорности этого утверждения в нем держится одна ценная мысль: именно женщина, которую сама природа наделила тонкостью, великодушием, способностью к сопереживанию.

55

- душа семьи, ее нравственный центр, хранительница домашнего очага.

Не бойся старомодности этих слов. Можно оставаться стопро­центно современной, модной, передовой и при этом чутким нервом семьи, неиссякаемым источником тепла, участия, нежности.

б) Азбука для двоих: уважение, такт, юмор.

Вступая в брак, люди, как правило, руководствуются большими, возвышенными чувствами и потребностями: любовью, желанием при­нести счастье другому человеку. Элементарные же нормы поведения в этот торжественный период жизни почему-то часто считаются несуще­ственными. Чуткость, приличие, такт, корректность, любезность - вот то, что можно назвать вежливостью, уважительным отношением к че­ловеку, культурным поведением.

Мы уважаем любого человека за то, что он - человек, мы призна­ем за ним человеческое достоинство, право на совместную с нами об­щественную и личную жизнь, считаем его равным себе, считаем нуж­ным быть с ним вежливым, культурным. Это уважение называется со­циальным.

Для брака и семьи, как это ни выгладит странным, главным и определяющим является как раз социальный тип уважения. Некоторые супруги ценят только личное уважение, опирающееся на любовь и симпатию. Но в семье бывают не только радости и наслаждения, слу­чаются и неприятности, ссоры, конфликты. Легко уважать человека, если он тебе приятен, приносит радости и удовольствия, но очень трудно, когда он неприятен: взгляды не совпадают на те или иные жизненные вопросы, когда расходятся мнения относительно поведения друг друга. Каждый супруг сотворил в своем сознании другого по своему образу и подобию и, естественно, стремится подогнать его под свой идеал. Эти попытки мерить друг друга, образно выражаясь, на свой аршин в большинстве случаев обречены на неудачу, поэтому не­избежны разочарования, а от них недалеко до конфликтов и ссор. И чем сильнее люди любят друг друга, тем болезненнее воспринимаются несоответствие созданного ими идеального образа с реальным челове­ком. В этом случае помощь оказывает социальное уважение, уважение к любимому как к личности, как к постороннему. Л.Н. Толстой писал: "Нелегкое дело стать одной душою и телом. А средство я знаю одно главное: ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения как человека к человеку. Чтобы были отношения, как мужа с женой, - но в основе всего чтобы были отношения как к постороннему, к ближнему - эти-то отношения главное. В них держава".

56

Невоспитанность губит любовь, пустяки превращает в важные проблемы, жизнь - в цепь разочарований. Вот почему культура пове­дения супругов сохранит мирные благожелательные отношения, под­держит чувство любви, поможет созданию семейного счастья.

В чем заключается причина антипатии, возникающей иногда между супругами? Она кроется не во внешности человека, потому что и красивые бывают антипатичны, а некрасивые симпатичны; не в ха­рактере человека, потому что и бесхарактерные могут вызывать к себе сильную любовь. Самая важная причина, порождающая антипатию, есть непримеримость воли. Антипатия возбуждается, когда нам про­тиворечат, и за этим чувствуется воля, готовая, как говорится, стоять насмерть. При этом человеку перестают нравиться даже достоинства и положительные черты другого.

У каждого из нас есть достоинства и недостатки, а от того, на что больше обращать внимание, зависит мир в семье. Но наша психика имеет одну не совсем хорошую особенность: более остро реагировать на недостатки других, чем на свои. Здесь играет роль и тщеславие выискивая недостатки другого, мы не замечаем своих, тем самым под­нимаемся в собственных глазах. А, стараясь поучать и критиковать, мы выступаем уже в роли судьи. Люди культурные, выдержанные, так­тичные терпимы к слабостям других, выискивают смягчающие об­стоятельства для недостатков.

Культура предполагает самообладание. Характер человека выра­жается в обуздании собственных отрицательных эмоций, что очень важно для благополучия семьи. Моменты величайшего самопожер­твования в семейной жизни встречаются редко, а мужество в так назы­ваемых "жизненных мелочах" требуется ежечасно, ежеминутно. "Я не знаю вины, - говорит Гете, - в которой бы я сам не мог провиниться". Культурный человек подавит в себе желание сказать обидное или гру­бое слово относительно действий и чувства другого, потому что он знает: и с ним самим может случиться то, что его сейчас обидело или расстроило. Недаром говорят: любить - значит прощать.

Мужчина любит несколько отвлеченно, абстрактно. Некоторым, например, достаточно сказать своей невесте перед свадьбой, что она любима, и потом слова любви уже не произносятся, хотя они действи­тельно любят своих жен. Женщина любит конкретно, сиюминутно, ее любовь формируется на сильно развитой потребности нежности, забо­ты о себе, подтверждения своей привлекательности и женственности, тесного контакта. Все, что воздействует на ее зрение, слух, осязание, может влиять на ее умонастроение. Мужчине часто достаточно, что он любит, а как проявляет любовь - это уже несущественно. Жена же тре­бует, и с полным на то основание, чтобы любовь со стороны мужа вы­ражалась конкретно: в каждом поступке, в каждом слове, при каждой встрече.

57

Сохранению семейного мира способствует самокритичность каж­дого из супругов. В любых конфликтах и недоразумениях лучше ис­кать вину не в другом, а лично в себе.

"Тот, кто смотрит на свои собственные недостатки, не успевает видеть недостатки других", - гласит восточная мудрость.

в) Искусство общения в семье.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л.Н.Толстой.

Жить в семье - это значит быть неисчерпаемыми друг для друга, неустанно и изобретательно строить такие взаимоотношения, которые не приедаются и не надоедают. Однообразие и скука - ржавчина, мед­ленно, но упорно разъедающая семейную жизнь.

Никакая красота сама no сeбe не может заменить прелесть обще­ния и свежесть контактов. Не случайно в "Грамматике любви" И.Бунина говорится: "Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень: первая принадлежит женщине милой". Для семейной жизни одна лишь красота жены, холодная и равнодушная, еще не есть гаран­тия прочности брачных уз. Как говорил Эзоп, "к красоте привыкаешь так же, как к безобразию. Их перестаешь замечать". Если людям скуч­но друг с другом, если нечего сказать друг другу и нет точек соприкос­новения в делах и намерениях, никакая красота не спасет. Именно тог­да начинаются охлаждение, досада и одиночество вдвоем.

Душевная дисгармония и равнодушие друг к другу начинаются с мелочей, едва заметной небрежности, невнимания и некорректности. А дальше больше. Болезнь заходит далеко и нередко выливается в фор­ме иронии, насмешек, не всегда безобидных. Постепенно супруги либо вообще перестают обращаться друг к другу, т.е. происходит разрыв коммуникаций, порожденный взаимной обидой, либо изменяют каче­ство контакта: вместо положительного тона общения начинается раз­говор "с подковыркой", с издевкой.

Первый и самый главный враг душевной близости супругов и их положительных контактов - это погоня за деньгами, болезнь, именуе­мая "вещизмом". Люди подчас забывают, что моральные ценности очень трудно приобрести; материальные ценности очень эгоистичны, они легко захватывают в свои лапы волю человека, его время и по­мыслы. Хуже того, они ожесточают и ослепляют человека, заставляя его идти мимо настоящих сокровищ человеческих отношений.

Вторая опасность, угрожающая общению в семье, - это прямоли­нейность. Но, к сожжению, это, как правило, и есть самая распро­страненная форма общения в семьях.

58

Кое-кто думает, что общение - дело нехитрое, что ему научиться совсем легко. Легко только сначала, когда налаживаешь жизнь семьи, ее быт. А потом все становится не так просто, У человеческого обще­ния как у органа есть несколько клавиатур, которые надо вовремя умело и быстро переключать, чтобы найти нужное звучание и чтобы ответил нужный тон. И здесь уже нельзя рассчитывать на случай: не­обходимо вдумчиво изучить эти "клавиатуры" и уметь ими пользо­ваться.

Поэтому прямолинейность, бездумность могут серьезно повре­дить общению в семье.

Некоторые супруги склонны гордиться своей прямотой. "А я ему врезала правду-матку!" - с удовольствием говорит женщина. И что же она выиграла? А ничего. В большинстве случаев такие женщины по­том жалеют. Ведь жить все равно надо вместе, а портить, накалять от­ношения в семье и рискованно и недальновидно.

В браке самое главное - дипломатичность отношений (общения), а самый короткий путь - обходной. Легче и удобнее достичь желаемого контакта, если не идти напролом, а гибко и тактично управлять обще­нием.

Третий основной враг общения в семье - это привычка "выяснять отношения". Плохо не только то, что люди при "выяснении отноше­ний" нередко в запальчивости говорят друг другу много лишнего. Еще хуже та взаимная нравственная слепота, которая приводит супругов к этим склонностям.

После таких выяснений и ссор семья иногда заболевает, а то и распадается. Вместо "выяснения отношений" и взаимных оскорблений надо с самого начала культивировать в семье деликатность и чуткость

друг к другу.

3.7. Народные традиционные праздники.

Пасха - праздник души и сердца.

Это самый светлый, самый главный христианский праздник. Даже люди неверующие в этот день становятся добрее. Советская власть безуспешно пыталась отнять у народа праздник Воскресенья Христова.