Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к проведению воспитательных мероприятий. 4 Устный журнал 4 (стр. 7 из 18)

Турнир ораторов

Трудно переоценить влияние турнира ораторов, вернее, цикла традиционных ораторских турниров, на психологический климат школы, группы, на интеллектуальное и социальное развитие детей. Это способ культивировать речь учащихся, это способ развивать ло­гическое мышление, это влияние на характер лидерства в коллективе

23

детей, интерес к слову и умение слышать слова и ценить значение каж­дого слова, и, наконец, это деятельность, предоставляющая огромные возможности проявить ребятам индивидуальные особенности.

Методика проведения турнира ораторов очень проста. В первую очередь следует выдвинуть параметры состязания: логика выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическая выра­зительность, этичность, умение демонстрировать наглядный материал и т.д. Отбор таких характеристик обусловлен конкретными обстоя­тельствами и учетом меры развития речи детей.

Жюри намечает темы для выступлений ораторов-конкурсантов: общую - для первого тура; несколько - для жеребьевки во втором туре; несколько - для свободного выбора во время заключительного тура. Темы должны быть предельно простыми (в турнире участвуют дети разного возраста), связанными с непосредственным окружением, на­пример: "Дождь", "Кастрюля", "Книга", "Автомобиль", "Блокнот". Заключительный тур выводит ораторов на уровень философских об­общений, предлагая темы такого рода: "Время", "Добро", "Старость", "Солнце", "Животные в жизни человека".

Судейство состязающихся ораторов легко организуется. Публика получает при входе на турнир один картонный жетон. По окончании турнира этот жетон опускается в ящичек (коробку) под номером того оратора, который более всего понравился. Количество опущенных же­тонов в адрес каждого оратора - это количество баллов. Победителем становится тот, кто набирает наибольшее количество баллов.

Выступление оратора ограничено во времени. Обычно предостав­ляется не более одной минуты, чтобы дети не могли остро ощутить свою интеллектуальную бедность - пока не удается широко развернуть мысль.

Рекомендуется первый турнир посвятить способности к логи­ческому выстраиванию речи по формуле "тезис - аргумент - иллюстра­ция". В дальнейшем учет этой способности производится как нечто естественное и внимание акцентируется на новом требовании к речи оратора.

Нельзя забывать о публике. Ее приглашают красивым огромным объявлением. Установка на доброжелательность производится прави­лом: "Нет плохих ораторов -,есть плохой слушатель, ибо выступление каждой личности интересно, как сама личность". Вводится правило "одного голоса", для того чтобы любой силы голос был услышан в аудитории (непродуманное увлечение в школе микрофоном провоци­рует некультурное поведение детей). Кстати, введение правила "одного голоса" очень полезно и для учебных занятии; на уроке тоже звучит лишь один голос.

24

Конечно, жюри для ораторов-конкурсантов проводит предвари­тельную консультацию. Но если это делают педагоги по классным группам, то надобность в общем консультировании отпадает.

Победителей турнира ораторов поздравляют, их имена появляют­ся на плакате, где сообщается решение жюри и предположительные сроки следующего турнира и содержание состязания.

У зеркала

Умение отдавать себе отчет в собственной жизни является одним из значительных признаков личностного развития человека. Форми­рованию данного умения можно способствовать, ставя воспитанника в ситуацию жесткого вопроса: "Чего ты хочешь?" Этот вопрос сам по себе очень хорош, когда его ставят перед ребенком в минуту необъяс­нимых его реакций или нежелательного поведения.

Однако неплохо было бы расширить пространство для духовных усилий по осознанию себя как личности. Для этого существует несколько методических форм, рожденных в школе: "Разговор при свечах", "Расскажи мне обо мне", "Рейтинг по кругу", "Портрет в ан­кете" и др.

Исключительное место среди них занимает групповая работа с детьми под названием "У зеркала". Суть этого группового дела - по­ставить подростка или юношу перед самим собою хотя бы на мгнове­ние, предоставив возможность взглянуть на себя как на некое непо­вторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств, некоторый эмансипированный, самостоятельный внутренний мир в его автономии от окружения.

У зеркала (вокруг зеркала) рассаживается группа, либо каждый член группы - перед отдельным зеркалом, перед каждым участником работы лежит веер цветных карточек, на обороте которых написаны незавершенные фразы. Поочередно перевертывая карточки, участники группового занятия, глядя на свое изображение в зеркале, завершают фразу про себя, мысленно, или же вслух.

Если зеркало одно и большое, то подростки подходят к нему и са­дятся перед ним, а остальные располагаются слева или справа, чтобы "собеседник с собою" оставался условно наедине. Если же зеркало имеется у каждого, то по просьбе педагога все одновременно берут одного цвета карточку и сообщают зеркальному отражению свое мне­ние.

Не рекомендуем эту форму занятий всем педагогам. Дело тут не в "хорошем" или "плохом" специалисте. Здесь недопустима и толика фальши, и капля сомнения в значимости занятия. Только педагог ду­ховной ориентации может проводить такую работу с детьми, и только искренний и технически (голос, мимика, пластика разнообразны и бо-

гаты) подготовленный учитель способен извлечь из "Зеркала" макси­мум ценностного результата.

Приведем примеры текста карточек: "Я вижу перед собою...", "Я обнаруживаю в себе...", "Мне интересен этот человек, потому что...", "Я бы не возражал побеседовать с ним, потому что...", "Я хотел бы задать ему прямой вопрос...", "В моем собеседнике мне непонятным кажется...".

Варианты содержательного наполнения общения с зеркальным отражением создаются при опоре на вычленение функций зеркала как социально-психологического феномена общественной жизни и жизни индивидуальной*. Зеркало регулирует наш внешний облик, вернее костюм, в котором мы выходим на общение с "другим человеком". В минуту проверки нашего внешнего облика с помощью зеркала мы как бы стали на место этого "другого" и его глазами взглянули на себя. Зеркало сообщает о мере соответствия внешнего облика внутреннему содержанию нашей личности, возрасту, ситуации, предмету общения, качествам, идеологии, - обращаясь к зеркалу, мы корректируем тут же мимику, жесты, пластику, приводя их в соответствие сейчасному со­стоянию. В зеркале мы воспринимаем лишь оболочку человека без его содержательного наполнения, оно - своеобразный идеологический ва­куум, который мы вправе наполнить самовольно собственным идеоло­гическим соком. Зеркало помогает нам вывести наше "я" за пределы нас самих, увидеть на время свою личность со стороны, представив ее в качестве объекта рассмотрения и наблюдения.

Отмечая функции зеркала, педагог создает смену позиций для подростка и юноши, севших перед зеркалом. Можно избрать одну из функций.

Стимулирующим моментом может послужить художественное полотно, где герой представлен перед зеркалом (например, полотна Серова, Веласкеса). Рассматривая миг общения человека с самим со­бой посредством зеркала, дети вместе с педагогом обнаруживают раз­нообразие функций этого чудесного изобретения человечества. По­путно спросим у детей: как ведет себя кошка или собака перед куском стекла, покрытого серебром?

Пять минут с искусством

Приобщение детей к искусству сопряжено сегодня с некоторыми трудностями. Во-первых, субкультура, грязным потоком изли­вающаяся на детей по всем каналам массовой коммуникации,

* Вулис А. Литературные зеркала. - М.; 1991.

26

извратила их художественный вкус еще до того, как он мог бы сло­житься. Во-вторых, в обществе не сложились традиции повседневного общения с искусством, а сложилось, напротив, странное представление о том, что минуты общения с искусством - это строгая, серьезная ра­бота, связанная с "пониманием" художественного произведения - не­что вроде разгадки ребуса "что хотел сказать художник?". В-третьих, в школе мало и плохо используются технические средства (диапроектор, магнитофон, эпидиаскоп), а без обращения к ним не­возможно представить себе широкого поля произведений искусства, доступных общению. В дополнение к названному, повсеместная худо­жественная непросвещенность окружающих школьника людей порож­дает ложное мнение, будто общение с искусством есть лакомое блюдо, роскошь, допускаемая после решения насущных воспитательных за­дач.

Не вступая в дискуссию по затронутым вопросам, отметим, что практика создала как будто бы в противовес такому неблагополучному положению гибкую, легкую форму приобщения детей к искусству -эта форма получила название "Пять минут с искусством". В ней реали­зуется, прежде всего, исходный принцип "малой дозировки": коль скоро отлученные от искусства дети не приучены к художественному мышлению, первоначальное организуемое общение с искусством должно быть недолговечным и малообъемным во имя предотвраще­ния утомленности и отстраненности от демонстрируемого произведе­ния.

Название говорит само за себя: дети в течение коротких, но сгу­щенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произведении. Ни анализа, ни оце­нок не производится. Свободное общение и свободное впечатление -без попытки навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о всемирно известном художественном гении.