Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к проведению воспитательных мероприятий. 4 Устный журнал 4 (стр. 6 из 18)

Организуя игру, педагог создает щадящее вхождение ребенка во взрослую жизнь с ее жесткими нормами. Но игровая инструментовка оправдана и психологически: в игре ребенок беззаботен, психологиче­ски раскован и потому более, чем когда-либо, способен на полное вы­ражение своего индивидуального "я".

Обобщая сказанное, отметим характерный для современного школьного педагога профессионально-педагогический подход к своей работе. Еще недавно именуя себя "биологом", "физиком", "словесником", сегодня учитель начал осознавать себя педагогом прежде всего. И понял, что его профессиональное ремесло заключает­ся в первую очередь в умении работать с ребенком и с группой детей.

Завершая вступительное слово к книге "Собранье пестрых дел" ее автора Надежды Егоровны Щурковой, не могу обойти стороной один эпизод из моей педагогической практики.

Как-то, работая на курсах повышения квалификации преподава­телей вузов, я проводила видеотренинг по общению. Тренинг прошел очень оживленно, содержательно, заинтересованно, с высоким психо­логическим настроем. И как же были удивлены мои взрослые слуша­тели, когда узнали, что для проведения тренинга с.ними я организова­ла форму групповой деятельности, используемой в основном в на­чальных классах.

Таким образом, я еще раз ориентирую Вас, уважаемый читатель, на необходимость формировать у себя умения адаптировать ин­тересную форму, метод воспитательного воздействия к учащимся (в том числе, студентам) любого возраста.

Волшебный стул

Психологизация воспитательного процесса в школе, обусловлен­ная новой педагогической позицией отношения к личности школьника как субъекту жизни, вывела педагогическую практику на ряд простых форм групповой деятельности, которые позволяют развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать форми­рованию достоинства как черты личности.

"Волшебный стул" - одна из таких форм. В ней сочетаются ценностно-ориентированная и игровая деятельность. На "волшебный стул" приглашаетя один из участников игры: как только он садится, "высвечиваются" и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза; предпо­лагается. что при этом ни один недостаток не способен "высветить"

20

"волшебный стул", зато все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих.

Педагог предлагает в тишине проверить свои впечатления, а пи­том произнести вслух все, что видят глаза. Дети называют качества ("умный", "нежный", "добрый"...) или указывают на поведенческие характеристики ("он всегда помогает", "у него можно попросить что-то, он дает"...), иногда выделяют черты характера ("веселый", "общительный"...), иногда сообщают о случаях, во время которых проявлялась личность ("когда я болел, он ко мне приходил...", "никто не остался убирать класс, а он остался..."). Для группы старших под­ростков и юношества чрезвычайно важны провозглашения досто­инств внешнего портрета ("красивая", "грациозная", "он сильный", "у него красивые волосы"...).

"Волшебный стул" как бы отстраняет товарища от группы, на­брасывает игровой флер таинственности ("эта дама, сидящая перед нами...", "этою господина мы видим...", "у этого юноши"...), на него смотрят как бы впервые. И обычно дети легко идут на такие игровые условия, потому что слишком близкие отношения мешают взглянуть на товарища с социально-ценностной позиции. Отстраненная же по­зиция снимает смущение, позволяет произносить то, что пока нетра­диционно для нашего общения - говорить комплименты друг другу сейчас и теперь, не дожидаясь смерти, похорон и траурных митингов. Такого рода упражнения не бесследны, они помогают обрести уверен­ность в себе, подымают школьника к осознанию себя как носителя до­стоинств, изменяют его положение в группе, развивают эмпатию у де­тей, смягчают психологический климат в группе и в итоге переориен­тируют внимание детей с "недостатков" на "достоинства". Полезной оказывается такая групповая игра и для педагога: он начинает прини­мать новую точку зрения на "достойного человека", который отличен не тем, что у него нет недостатков, а тем, что у него есть достоинства.

"Волшебный стул" проводится неоднократно, так чтобы через момент возвышения прошел каждый ребенок группы. Педагог должен жестко фиксировать (в памяти или на бумаге) тех ребят, которые не успели пройти через игровую ситуацию "волшебного стула", и серия игры не завершается, пока все до единого ученика не побывают в роли "дамы, достоинства которой мы видим" или "господина (сударя), чьи достоинства обнаруживают волшебные силы".

Решающим в воспитательном влиянии этого группового дела яв­ляется тональность протекающего маленького события. Тон, конечно же, задает педагог. Его педагогическая техника (голос, мимика, плас­тика) как бы лепят эмоциональную ауру, вовлекая детей в добрую расположенность к каждому, кто находится в комнате, и желание ска­зать любому ободряющее и аозвышающее его как личность.

21

Презентация мира

"Презентация мира" как форма групповой деятельности выступа­ет дополнительным фактором перевода предметного восприятия ре­альности в ее ценностное восприятие. Организуется духовное усилие ' каждого школьника в момент данной деятельности: предъявляется ка­кой-либо предмет группе и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль исполняет в реализации стремлений человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневное существование. Такого ро­да интеллектуально-эмоциональное усилие высвечивает для школьни­ка духовную ценность материального предмета, смещает границы ду­ховного и материального, развивает способность к одухотворению, а в конечном итоге подымает школьника над ситуацией, помогает ему обрести свою личностную сущность - стать субъектом отношений, освобождаясь от зависимости вещно-предметной.

Ни в коем случае мы не хотим сказать, что с помощью "презентации мира" педагог разовьет в ребенке духовность как каче­ство личности. Мы говорим лишь, что эта форма групповой деятель­ности является одним из элементов общей системы духовного разви­тия школьника.

Избирается любой предмет из окружающей школьника действи­тельности (бессмысленно избирать нечто, лежащее за пределами ре­альности, например, тостер - детям далекой сельской школы, не знающим и газовой плиты, или пуанты - детям, не видевшим балета), задается вопрос о его роли в жизни человека, утилитарном и духовном предназначении, в том числе и вопрос о личном отношении к данному предмету.

Этот предмет представлен для общего восприятия так, чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, обставлен как не­кая ценность общечеловеческой культуры. Например, на драпирован­ном столике - очки, на красивом блюде - красное яблоко, через эпи­диаскоп на экране - иголка с ниткой, на демонстрационном кубе - кусо­чек мела.

Педагог предлагает взглянуть на этот предмет свежим глазом, отыскать в предмете весь спектр пользы и ценности для людей или, пойдя от обратного, представить жизнь без этого предмета. Дети по­очередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки (может быть, впервые осторожно и береж­но), демонстрируют всей группе через призму своего видения, раскры­вая то содержание, которое обнаружено ими. Не страшно, если ребе­нок. показывая почтовый конверт, скажет только, "для писем"; ничего плохого нет в том, когда ребенок в кувшине видит лишь "сосуд для молока" - это все тоже социальное предназначение и участие предмета

22

в социальной жизни. Мысль детей обычно довольно скоро подымается до духовных вершин, "почтовый конверт" служит "любви", "помощи", "поддержке другому человеку", а "кувшин" становится средством "добра", "общения", "заботы".

Предметом презентации могут стать явление, событие, факт, про­цесс. Но на первых порах лучше всего начинать с вещей, непосред­ственно находящихся вокруг. Дети и сами могли бы предлагать такие предметы, открывая в них скрытые отношения, вознося их на пьеде­стал жизненных человеческих ценностей. Если группа небольшая по численности, возможен вариант поочередного предъявления предмета индивидуально каждым участником: тут интересны индивидуальный выбор и веер таких выборов.

На случай профессиональной неуверенности мы рекомендуем из­брать предмет яркий, эстетически богатый, ценностное отношение к которому социально закреплено. Например, розу.

Благоухающая роза с трепещущими лепестками, предъявленная детям как объект особого восприятия и осмысления, сразу вызывает положительные переживания, инициирует духовные усилия - дети уви­дят за розой "подарок", "любовь", "поздравление", "украшение", "симпатию", "добрые пожелания"... Не исключено, что кто-то увидит за розой "товар" и "способ обогащения", пусть выскажет и такое мне­ние.

Презентация объекта - это всестороннее рассмотрение явления с позиции жизненно-ценностной, обнаружение за предметной реаль­ностью отношенческого мира.

Коль скоро каждый волен видеть за объектом то, что он видит, и ничего другого, "презентация мира", таким образом, приобретает до­полнительную функцию - быть формой диагностирования воспитан­ности детей, что дает возможность в последующем проводить тонкую и скрытую коррекцию поведения и формирующегося отношения.

"Презентация мира" может выступать частью какой-то обширной программы, например, проводиться на вечере отдыха, во время чаепи­тия, в лесу на полянке и даже на уроке по ходу изучения нового для детей научного явления. Разумеется, исходным условием такого широ­кого использования служат профессиональные качества педагога, а именно его ценностно-духовное восприятие мира.