Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие томск 2010 удк (стр. 2 из 41)

Современные исследователи относятся к этой проблеме более сдержано. Сегодня считают, что для создания государства необходимы одновременно как объективные факторы (экономика, социальное состояние, психология населения и т. д.), так и субъективные факторы (наличие личностей, способных провести объединительный процесс). Как неудачный пример из истории приводят империю Александра Македонского. Субъективный фактор (личность) присутствовала, объективные факторы – отсутствовали. Со смертью лидера – Александра – империя распалась.

В 882 г., после смерти Рюрика, его соратник, возможно родственник – Олег, с варяжской дружиной и новгородским ополчением захватывает Киев. Происходит объединение северного центра – Новгорода и южного центра – Киева. Киев становится фактическим центром государства по экономическим причинам. Климат и почвы на юге более подходили для занятия земледелием.

Южные территории были более близки степным районам, населенным кочевниками. Набеги кочевников заставляли иметь сильную центральную власть, опиравшуюся на дружину. Содержание дружины требовало больших расходов со стороны киевского князя. средства получали во время объезда племен (полюдье), признавших покровительство киевского князя. Первоначально размеры полюдья и время сбора четко не оговаривалось. В 945 г. киевский князь Игорь решил наказать племя древлян, не участвовавших вместе с ним в походе на Византию, сбором большего размера дани. Но дружинники князя не удовлетворились собранной данью. Дружина заставила Игоря вернуться к древлянам для повторного сбора дани. Это вызвало недовольство древлян, они восстали во главе со своим князем Малом и убили Игоря.

В 946 г., начавшая править в период малолетства Святослава, его мать, вдова Игоря, княгиня Ольга совершила карательный поход в Древлянскую землю, взяла ее главный город Искоростень, казнила местную знать и обложила племя высокой данью. Пример древлян показывает, что процесс объединения восточнославянских племенных союзов вокруг Киева был длительным и болезненным. Но, княгиня Ольга поняла необходимость упорядочить процесс взимания дани. В 946 г. она провела первую налоговую реформу: установила «уроки» – фиксированный размер дани и «погосты» – места, куда свозилась дань. Таким образом, дань – полюдье стала фиксированным налогом. Сбор дани и подвоз на погосты был поручен местной племенной знати, которая возможно получала часть своей выгоды.

Таким образом, произошло слияние военнодружинной знати племенных союзов с военнодружинной знатью киевского князя и образование единой корпорации древнерусской служилой знати, возглавляемой великим киевским князем. Он становился верховным собственником всех земель государства Русь. Только он обладал правом раздавать землю и города своим наместникам – князьям для управления или кормления с них. Дань-полюдье в X веке оставалась основным средством существования корпорации военнодружинной знати. Одновременно формируется собственная великокняжеская вотчина (наследственное земельное владение).

Святослав (964 – 972 гг.)

Упорядочив ситуацию внутри страны, киевские правители смогли больше внимания уделить внешним проблемам. Этим занялся сын Ольги и Игоря – Святослав. В 964 г. начинается «восточный поход» Святослава. Кочевники с востока всегда представляли самую большую угрозу. Пройдя земли вятичей, войско Святослава обрушилось на волжских булгар и буртасов. Разгромив Булгарское и Буртаское государства, русы в 965 г. разгромили Хазарский каганат, взяв города Итиль и Саркел. Таким образом, прекратилась выплата дани хазарам с части южнославянских племен, входивших в Киевское государство. Русские переселенцы даже начали осваивать земли Хазарии. На Нижнем Дону возникло русское поселение Белая Вежа. Святослав посчитал, что угроза с Востока ликвидирована и перенес свою внешнеполитическую деятельность на Запад.

В 967 г. он захватил земли по левому берегу Дуная и город Переяславец, который сделал своей резиденцией. Вероятно, в планы Святослава входило объединение всех славянских земель в единое всеславянское государство. Для этого он переносит столицу на запад, ближе к другим славянским государствам. В 970 г. князь начал поход на Византию и вторгся в Дунайскую Болгарию, которая находилась под протекторатом Византийской империи. Первоначально русским и болгарам сопутствовал успех, в том числе в сражениях под городами Аркадиополь, Преслав. Но в 971 г., собрав большое войско, византийский император Иоанн Цимисхий нанес сильный неожиданный удар. Святослав с дружиной был осажден в крепости Доростол. Война приобрела затяжной характер. Обе стороны несли тяжелые потери. В результате, в 971 г. был заключен компромиссный мирный договор: Святослав покидает Болгарию, а Византия подтверждает привилегии русских купцов на своей территории. При возвращении в Киев в 972 г., Святослав погибает на днепровских порогах в схватке с печенегами.

Святослав так и не смог ликвидировать угрозу с Востока. Климат и степи, а значит, уклад жизни и тип ведения хозяйства воле административной власти не подчиняются. На место разгромленных кочевников – хазар пришли другие кочевники – печенеги. Степи – идеальное место для кочевого скотоводства.

Святослав не смог снова объединить всех славян в единое государство. На других славянских территориях уже создавались свои государства – Польша, Чехия, Болгария. За века раздельного проживания у славянских племен уже накопились различия в экономике, социальной сфере, политике. Последующие русские князья уже больше внимания уделяют укреплению того государства, которое они имели.

Владимир (980 – 1015 гг.)

Сын Святослава – Владимир. Много сил отдавал борьбе с кочевыми народами, в том, числе – печенегами. Расширил территорию Руси на Западе. В период его правления завершился процесс формирования территории древнерусского государства и окончательно была ликвидирована «автономия» входивших в состав Руси племенных союзов. В конце своего правления Владимир Святославович посадил наместниками своих сыновей в Новгороде, Полоцке, Турове, Ростове, Муроме, Владимире – Волынском, Древлянской земле. Князья союзов племен стали служилыми людьми великого киевского князя. Сбор дани перешел к князьям – наместниками.

Становление и упрочение древнерусского государства порождали необходимость в принятии новой идеологической доктрины, которая способствовала бы более прочному объединению племен вокруг Киева, укреплению древнерусской государственности. Способствовать этому язычество, религия первобытного общества, где все божества были примерно равноправны, уже не могло.

В 980 г. Владимир Святославович проводит первую религиозную реформу. Суть ее заключалась в создании единого пантеона языческих богов во главе с Перуном (богом молнии, грозы и войны) и придании ему стройной иерархической системы. Реформа была проведена с достаточным размахом, но потерпела неудачу. Верховным божеством провозглашался покровитель дружины, т. е. силы на которую опиралась княжеская власть. В языческой религии, сложном сочетании демократических пережитков древности, выделение одного божества было плохо понято большинством населения.

Тогда, Владимир начинает поиски религии, которая могла бы обеспечить поддержку централизованной власти. К X веку на Руси уже были хорошо знакомы, по крайней мере, с тремя монотеистическими религиями: исламом, иудаизмом, христианством.

Ислам возник на Аравийском полуострове среди племен, занимавшихся торговлей и скотоводством. Он был предназначен в первую очередь для кочевых животноводческих племен, среди которых и получил широкое распространение. Принятие ислама, религии своих врагов, было для Владимира малоподходящим действием. С иудаизмом Русь познакомилась через хазар и иудеев. В Киеве в X веке было достаточное количество торговцев – евреев и их общин. Но ни евреи, ни хазары в это время своих государств уже не имели. Принятие религии народов без своей государственности с целью укрепление центральной власти являлось нелогичным действием.

Христианство к X веку переживало раскол на католичество и православие (официально этот раскол оформился в 1054 г., когда римский папа и константинопольский патриарх обменялись взаимными отлучениями от церкви). Принятие католичества означало для киевского князя подчинение римскому папе, который считается наместником бога на земле. В православии государственная власть выше церковной. Для Владимира этот факт являлся решающим. Соответствующим образом, мы можем выделить следующие важнейшие причины принятия христианства православного направления:

1. В православии государственная власть признавалась более важной властью по сравнению с церковной в политической жизни. Церковь сосредотачивалась на духовной сфере.

2. Веками, торгуя с Византийской империей, где существовало православие, Русь знакомилась с культурой Византии. Элементы этой культуры уже начали широко распространяться среди славянских купцов и знатных дружинников южной Руси. Первой приняла христианство княгиня Ольга, но тогда большая часть населения еще не была психологически готова принять чужую религию. Через несколько десятилетий после Ольги феодальная верхушка южной Руси уже активно поддержала принятие православия, надеясь на всевозможные льготы со стороны единоверцев Византии.