Смекни!
smekni.com

И этнология (стр. 10 из 45)

В конце бронзового века в Северном Казахстане, как полагает А. М. Оразбаев, распространяется так называемая замараевская культура (замараевский этап). Было найдено и раскопано несколько погребений в могильниках Боровое, Ак-куль, а также обследован и изучен ряд поселений, относящихся к этой эпохе.

В эпоху поздней бронзы происходят значительные изменения в хозяйстве и культуре се-веро-казахстанских племен. На поселениях найдены такие изделия, как бронзовые серпы, трепала для обработки растительных волокон. Изменились и изделия из керамики. В поселениях и погребениях преобладает грубая посуда с небрежно нанесенным орнаментом.

К эпохе поздней бронзы относятся поселения в районе Бес-тобе, Аульной площади, о чем свидетельствует собранный здесь материал. Поздний «замараевский» материал найден и на поселении Чаглинка.

К этому же времени относится поселение Ильинка 1. Оно расположено в 100 км западнее г. Петропавловска, на правом берегу Ишима. Здесь раскопано жилище прямоугольное в плане размером 12X23 м с входом с восточной стороны. Вход шел из коридора, длина которого 2 м, ширина 1,5 м. Жилище углублено в землю на 80-90 см, на полу находилось шесть очагов овальной формы, три из них — в центре. Около очагов сделаны круглые выкладки диаметром 40-60 см из плоских каменных плиток и глиняных кирпичиков. На площади раскопа было обнаружено 280 ямок от столбов, часть из них поддерживала кровлю жилища. При раскопе жилища найдены обломки различных изделий из бронзы, костяное долото и керамика.

Южный Казахстан и Семиречье. В этих районах Казахстана памятников андроновской культуры пока известно мало. Открыты и раскопаны могильники Тау-Тары (Чимкентская область), Кара-кудук (Алма-Атинская область) и несколько одиночных захоронений.

Могильник Тау-Тары расположен в урочище Баба-Ата на северных склонах Каратау. Он состоит из 23 каменных оград, трех курганов и каменной выкладки. Ограды прямоугольные, квадратные, круглые и овальные.

Захоронения совершались в грунтовых ямах, иногда перекрытых каменными плитами. Основным обрядом захоронения в могильнике Тау-Тары было трупосожжение, совершаемое вне могильной ямы. Пережженные кости и пепел покойников складывались, как правило, в западной части ямы. Известен лишь один случай трупоположения. Могильный инвентарь представлен сосудами. В каждой могиле их было от одного до пяти. Встречаются сосуды двух типов: банки и горшки различных размеров. Для горшков характерен уступчик в месте перехода от шейки к тулову. Сосуды орнаментированы с помощью гребенчатого штампа. Узор покрывал шейку и верхнюю часть сосудов, реже нижнюю. Элементы орнамента — равнобедренные заштрихованные треугольники, меандры, ломаные линии, треугольные вдавления. Орнаментировались обычно горшки, банки же не украшались вовсе или покрывались рядами равнобедренных заштрихованных треугольников.

Украшения представлены бронзовыми подвесками овальной и «лапчатой» формы, бусами, височными кольцами из бронзовой проволоки, обернутой золотой фольгой, бляшками, нашивками, а также бусами из бронзы, сурьмы и стекловидной массы. Анализ материалов из могильника Тау-Тары позволяет отнести его к началу среднего (алакульского) этапа андроновской культуры.

Могильник Куюкты расположен в урочище Бесарык на западных склонах Каратау. Здесь раскопана многокамерная погребальная конструкция, содержащая трупосожжение и несколько одиночных оград, в одной из которых обнаружено трупоположение. Найденная в погребении керамика позволяет датировать могильник позднеалакульским временем.

Могильник Кара-кудук расположен в урочище Кара-кудук, на южных склонах Чу-Илийских гор. В нем раскопаны 30 каменных оград. В 26 из них находились детские костяки, в четырех — взрослые. Покойники были положены в каменные ящики, ориентированные длинной осью в направлении запад — восток, северо-запад — юго-восток. В ящиках вместе с останками захороненных находились глиняные сосуды, бронзовые изделия — зеркала, серьги и бусы.

Несколько погребений эпохи бронзы раскопаны в Алакульской котловине. Наибольший интерес представляет погребение в срубе из бревен, опущенном в грунтовую яму. Яма ориентирована в направлении с юго-востока на северо-запад. В могиле обнаружены разрозненные кости скелета, обломки сосуда баночной формы, бронзовое кольцо и бронзовая бляшка ромбовидной формы. Эти погребения исследователями датируются переходным временем от раннего (федоровского) к среднему (алакульскому) этапу андроновской культуры.

1.5 Эпоха железа

В начале I тысячелетия до н. э. племена, обитавшие на территории СССР, достигли высшей ступени развития первобытно-общинного строя. Ф. Энгельс назвал эту ступень временем железного меча, железного плуга и железного топора. Они знаменовали приход нового времени — железного века.

В первом тысячелетии до н.э. у древнего населения Казахстана произошел переход к кочевому скотоводству, возникли племенные союзы, началось разложение первобытно-общинных отношений и сложение классового общества.

Интенсивное развитие скотоводства привело к увеличению производства продуктов скотоводства — мяса, кожи, шерсти. Излишки продуктов способствовали развитию постоянного обмена. Рост стада требовал новых пастбищ, количество которых было ограничено. Между отдельными родами и племенами происходит борьба за пастбища, начинаются войны. В результате побежденные племена вынуждены покидать освоенные ими пастбища и уходить в другие районы. Одновременно происходят перегруппировки внутри союза племен, выделяются более сильные племена и роды, племена смешиваются, образовывая новые. Внутри союза между племенами происходит постоянно процесс хозяйственного, политического и культурного взаимодействия. В ходе объединения племен в союзы идет процесс сближения не только материальной культуры, но и духовной — например, слияние языков.

В VIII-III вв. до н.э. на территории Казахстана распространилась сакская культура. Дошедшие до нас письменные свидетельства содержат весьма бедную информацию о саках, и лишь благодаря археологическим исследованиям можно получить представление о материальной культуре, образе жизни саков, их хозяйстве и верованиях. Саки занимали территорию Южного, Восточного и Центрального Казахстана.

Семиречье и Южный Казахстан. Достаточно хорошо изучена сакская культура в Илийской долине. Здесь известны десятки могильников, которые относятся к разным хронологическим этапам сакской культуры. Могильники Каргалы 1 и Кара-Шокы датируются VIII-VII вв. до н. э. В могильниках Жуан-тобе 1 и Кадырбай 3 раскопано 10 курганов, отнесенных к VII-VI и IV-III вв. до н. э. Частично раскопаны могильники Бесшатыр, Алтын-Эмель 1, полностью раскопан Кзылауз 1, состоящий из 17 курганов. И, наконец, вскрыт и исследован царский курган Иссык, где было обнаружено погребение с уникальным могильным инвентарем.

К сакскому времени также относятся случайные находки и клады, среди которых особую ценность представляют бронзовые котлы, жертвенники, светильники, орудия труда, оружие и принадлежности конской сбруи.

Одним из хорошо исследованных археологами является Бесшатырский могильник, расположенный на правом берегу р. Или у подножья гор Желшалгыр, у входа в ущелье Шилбыр. Могильник вытянут с севера на юг на 2 км, с востока на запад на 1 км и состоит из 31 кургана, из которых 21 имеют каменную насыпь, остальные — насыпи из щебня и земли. Курганы в могильнике расположены бессистемно, однако выделяются две группы: северная и южная. По размерам насыпи курганы делятся на большие, средние и малые. Диаметры больших курганов 45—105 м, высота 6-17 м; средних, соответственно, - 25-38 м и 5-6 м; малых 6-18 м и 0,8-2 м.

Все курганы могильника представляют большую историческую ценность, хотя многие из них разграблены еще в древности. Тем не менее при раскопках могильника получены материалы, по которым можно узнать о технике сооружения курганов, их хронологии, об уровне развития сакской культуры вообще.

Каждый большой курган представляет собой целостное архитектурное сооружение, к которому относятся насыпь, могильная камера из дерева и камыша, каменные стены и выкладки, подземные ходы. Например, вот характеристика «большого» Бесшатырского кургана. Диаметр кургана 104 м, высота 17 м, насыпь имеет форму усеченного конуса, плоская вершина которого имеет диаметр 32 м. Насыпь покоится на цоколе из плотно уложенных в несколько рядов камней, па расстоянии 5-7 м от ее основания проходит вал, ширина которого 2 м, высота 0,5 м. Рядом с курганом были возведены оградки из каменных столбов и валунов, расположенных по спирали. Всего оградок 94. При раскопках их найдены кусочки обожженных костей, что свидетельствует о их культовом назначении, в данном случае о культе огня.

Другой курган — «первый» имеет диаметр 52 м, высоту 7,6 м. Сверху насыпь кургана обложена камнем. При раскопках кургана выяснилось, что насыпь «слоеная». Толщина верхнего каменного покрытия составляет 1 м, средний слой из земли и щебня имеет мощность 3,5-13 м и нижний слой из крупных булыжников — 1,5-2 м. Под насыпью находилась усыпальница, сделанная из бревен тянь-шаньской ели. Сооружение состояло из коридора — дромоса шириной 1,5 м и длиной 5,75 м, тамбура размерами 1,75X1,25 м и погребальной камеры прямоугольной формы, размерами 3,6X3,3 м. Высота стен коридора 5 м, он открыт сверху. Тамбур же сверху перекрыт короткими бревнами. Стены погребальной камеры сложены из 16 рядов бревен и перекрыты сверху накатом из 8 рядов бревен. Высота усыпальницы 4 м. Стены постройки поддерживаются 16-ю вертикальными, врытыми в землю столбами. Все бревна обработаны. При кладке комли бревен попеременно укладывались в разные стороны, чтобы не допустить перекоса и придать всему сооружению устойчивость. На бревнах хорошо сохранились следы подтески долотом и ножом. На концах и посередине бревен имеются проушины. Сверху на бревенчатом накате лежали камышитовые маты, перевязанные чиевыми веревками. Дверь в камеру была заложена камнями, а коридор до самого верха забутован камнем и щебнем. Однако грабители все же разрыли насыпь, разобрали забутовку и через коридор проникли в погребальную камеру. Археологи обнаружили лишь разрозненные кости мужского и женского скелетов, кости животных и деревянные ножки какого-то предмета.