Смекни!
smekni.com

И этнология (стр. 19 из 45)

Все находки должны заноситься на план раскола под своим номером. Существует «золотое» правило – откопай, зарегистрируй и сбереги каждый видимый предмет или объект. Очень важно помнить, что если однажды древние предметы и объекты откопаны, их структура претерпевает огромные изменения, адаптируясь к новым условиям окружающей среды. Такие предметы рекомендуется немедленно подвергнуть полевой консервации. Когда объект занесен на план, он описывается и фотографируется.

Каждый найденный предмет должен быть снабжен этикеткой, где проставляется номер, определяются местоположение и другие необходимые данные. Эти же данные должны быть и сверху на пакете. Предмет и его описание затем заносятся в каталог или опись. Для каждой экспедиции или памятника разрабатывается свой шифр, который содержит условные данные памятника, год, раскоп, слой. Желательно, чтобы инвентарь был зарисован.

К обнаруженным в раскопе предметам нельзя относиться механически бездумно, надо помнить, что на них влияли перемещения, погодные условия, почвенная эрозия и грызуны, зачастую перемещающие предметы с их первоначального местонахождения в земле в другой слой.

Остатки сооружений, ямы. Все строительные объекты: ямы и углубления от жилищ, кладки, стены, очаги, траншеи — должны быть расчищены, обнажены, последовательно пронумерованы, нанесены на план.

Когда обнаружен очаг или остатки печки, необходимо тщательно очистить землю вокруг, пока объект полностью не вырисуется. Не копайте дальше, пока печь или очаг не будут обмерены, занесены в план, сфотографированы или зарисованы

Ямы могут быть обнаружены по заполнению, контрастирующему с окружающей почвой. Они должны раскапываться как отдельные объекты. После того как ямы будут раскопаны, они должны быть измерены и занесены на план; измеряется их диаметр, а площадь вокруг них тщательно очищается.

Все отдельные объекты, кроме общего плана, заносятся на отдельный план в масштабе 1:10 с показом разрезов объектов. С этой целью выбирается половина ямы, по зачищенной части делается разрез «полпенни. Потом выбирается вторая часть.

Очень важно соблюдать все процедуры раскопа остатков стен. Этот объект не так прост, как кажется. Если обнаружена стена, план ее раскопа должен быть согласован с руководителем. Для того чтобы определить размеры сохранившейся части стены, прорывается траншея в 1 м шириной перпендикулярно обеим ее сторонам. Назначение этой траншеи — узнать все особенности сооружения: как оно строилось, как соединены камни, ярусы, какой фундамент. Все стены должны быть описаны подробно и по возможности детально. Полная опись стены включает информацию о строительном материале, устройстве сооружения.

2 Этнология

2.1 Этнология как наука

Этнос и этнология (от греч. народ и знание) - наука о народах мира. Термин Этнология был введен в 1784 г А. Шаванном, хотя своим распространением обязан В. Эдвардсу и А.М. Амперу в конце 20- 30-х годов ХІХ века. Место этнологии среди гуманитарных наук определено наряду с археологией, историей и т.д.

Как академическая наука и университетская дисциплина этнология обрела автономное значение совсем недавно. Однако можно сказать и о том, что этнография зародилась очень давно, почти с началом образования первых родоплеменных образований древности. Людям всегда была характерно отмечать какие-либо отличающие черты культуры соседей. В смысле этнологии эта наука начинает отсчет времени с первых философских рассуждений человека, ибо везде и во все времена людям было свойственно высказывать теории о природе человеческого общества, сравнивать различные этнокультурные явления.

В историческом прошлом этнографическая литература и устные этюды существовали у многих народов мира. Вместе с тем есть поворотный момент в этом процессе – это формирование научных основ дисциплины и преподавание этой дисциплины в университетах. По отношению к нашей дисциплине это конец XVIII-нач. XIX вв. Как отметил один из выдающихся этнологов Э. Эванс-Причард: «Антропология дитя эпохи Просвещения».

В 1830-40-е годы в ряде стран Европы и Америки возникли первые общества этнологии «Парижское общество этнологии» (1839), «Американское этнологическое общество» (1842) и др.

На этом этапе этнология включала в свою предметную область и физическую антропологию. С середины ХІХ века возникает тенденция противопоставлять этнологию как науку о народах и антропологию как науку о человеке.

Проявлением этого было, например, возникновение в Германии «Общества антропологии, этнологии и предыстории» 1869, в Италии – «Итальянского общества антропологии и этнологии» 1871 и т.д. Эта позиция в определении соотношения между этнологией и антропологией была представлена на Международном географическом конгрессе в Париже 1875 г, в рамках которого работала секция антропологии, этнологии и доисторической археологии. Позднее она была подтверждена фактом создания Международного союза антропологических и этнологических наук и проведения с 1934 г. Международных конгрессов антропологических и этнологических наук (МКАЭН). Наряду с этим со второй половины ХІХ века сложилась иная традиция рассматривать этнологию в качестве составной части социальной антропологии. В наше время вместо этнологии в зарубежной науке больше употребляется «социальная антропология» и в отдельных случаях «культурная антропология».

Своеобразное толкование проблемы соотношения этнологии со смежными науками было предложено Э.Дюркгеймом, который рассматривал этнологию как описательную дисциплину, материалы которой обобщаются социологией. В противоположность этому широкое распространение на Западе получил взгляд, согласно которому этнология понимается как наука о народах (преимущественно ”примитивных”), тогда как этнография рассматривается как совокупность эмпирических данных о них. Наконец, в трудах К. Леви-Строса этнография, этнология и антропология представляются как три последовательных этапа в процессе научного познания культуры человечества: этнография включает полевые исследования, классификацию и описание отдельных проявлений культуры; этнология – первый шаг к синтезу в географическом, историческом или систематическом направлениях; антропология стремится познать человека вообще.

Таким образом, по мнению К. Леви-Строса, этнография, этнология и антропология не являются тремя разными дисциплинами или различными концепциями одних и тех же исследований. Это действительно три этапа или три временные стадии одного и того же исследования и, отдаваемое тому или иному из этих терминов, отражает лишь особое внимание, уделяемое одному типу исследования, который никогда не может быть полностью отделен от двух других.

В российской науке сложилась традиция понимания этнографии и этнологии как синонимов (наряду с народоведением). Преимущественное распространение в России с конца ХІХ века получило понятие «этнография», в которое в равной мере включались как описательный, так и теоретический уровень исследования.

Родившись еще в ХІХ веке, как наука о народах и племенах, собирающая и описывающая предметы традиционной материальной и духовной культуры, этнография в Советском Союзе в 1920 – начале 1930-х годов превратилась в «этнологию». Затем последовали обвинения в космополитизме и грозные проработки. Таким образом, специалистам в области изучения традиционной культуры, социальной и исторической особенности этносов пришлось снова облачиться в этнографический «кафтан».

В 1990-х годах в период перестройки, в науке снова возобладало отрицательное отношение к этнографии. Следствием было вытеснение этнологией термина «этнография». Возможно, одной из основополагающих причин такой переменчивости названия науки является ослабление полевых исследований. Ведь преимуществом российской этнографии в предыдущие периоды была обширная полевая работа. С другой стороны в этимологическом плане термин этнология имеет ряд преимуществ. В среде этнологов присутствует расхождения в мнениях о сути науки. Одни считают ее естественно научной дисциплиной, другие же видят в ней одну из гуманитарных наук. Наибольшую остроту этот вопрос приобретает в тех случаях, когда обсуждаются взаимоотношения этнологии с историей. Мы придерживаемся в данном случае мнения Э. Эванс-Причарда утверждавшего что «социальная антропология и история представляют собой смежные подразделения единой социальной науки…».

В наши дни в научной среде часто встречается параллельное употребление терминов «антропология» и «этнография». Например, недавно проведенный VI конгресс российских народоведов называется «VI конгрессом этнографов и антропологов России» / СПб. 28 июня – 2 июля 2005 г.

Ситуация в российской этнографической науке авторами «Антропологического форума» (Спец. выпуск, СПб., 2005 г.) оценивается трудной, переходной и удручающей: «В ней по прежнему господствуют давно устаревшие теории и подходы. Прикладные исследования, … все больше вытесняют фундаментальную науку. Молодые люди, которые отваживаются посвятить жизнь этнографии, часто имеют не очень качественное образование. Сложная система начальников и подчиненных препятствует здорово конкуренции и карьере. Одним из основных признаков упадка является почти полное отсутствие публичных дискуссий».