Смекни!
smekni.com

И этнология (стр. 41 из 45)

В этом году (2004 г.) мы провели комплексные исследования в одном из таких микрорайонов известного среди казахов как “Акколь-Жайылма”. Некоторые письменные источники раннего средневековья, а также проведенные нами этноархеологические исследования в этом регионе позволяют отождествлять этот регион с историческим «Андар аз- кыпчак» Однако обнаруженные нами памятники в большинстве относятся к золотоордынскому периоду Евразийской истории.

Әулиелі Ақкөл (Священный Акколь) является одним из интереснейших в историческом плане уголков Казахстана. Сведения об этом регионе встречаются в средневековых письменных и устных источниках. Опираясь на них можно с уверенностью констатировать, что Акколь-Жайылма занимает такое же выдающееся место в истории Казахстана как известные оазисы в Центрально-Казахстанском мелкоспочнике – Баянаул, Улытау, Каркаралы. Однако, в числе многих исторических оазисов, расположенных в маргинальной зоне между Иртышом и Центрально-Казахстанским мелкосопочником Акколь-Жайылма фактический выпала из поля зрения исследователей.

Акколь-Жайылма расположено в низовье р. Оленты (устье). Если брать за основу современные принципы административно-хозяйственного районирования она охватывает территории Экибастузского и Актогайского районов Павлодарской области. Понятие Акколь-Жайылма включает в себя нижние течение реки Оленты, само озеро Акколь (Аулиеколь), выходящее из озеро река Дуана и расположенную далее озерную систему (оз. Бәсентеин, Қылды көл, Сасық көл, Өмірзақ, Бозайғыр, Ашыкөл, Көктөбе, Тоққылы).

Оленты является третьей по длине рекой протекающей по Павлодарской области. Общая протяженность реки по территории области составляет 273 км. Беря свои истоки в 3-х км к югу от села Белоярское Акмолинской области, далее течет в северо-восточном направлении и недалеко от села Каражар, Екибастузского района раздваиваясь, впадает в озера Аулиеколь (Акколь) и Жаманколь (Коорд. озер: 52° 11 с.ш. 74° 45 в.д., 126,4 м. над уровнем моря). Оба озера расположены рядом.

Акколь наполняясь водами реки Оленты, далее рекой Дуана уходила в «Жайылма» (на данный момент из-за искусственных дамб вода в озера Жайылмы поступает в мизерном количестве). Акколь-Жайылма являлся местностью особо благоприятной для ведения скотоводческого хозяйства. Не зря на устах народа сохранилась поговорка «Шідертінің суы – бал, Өлентінің шөбі – бал» («в Шидерты вода как мед – в Оленты трава как мед»), а заросшие камышом берега озер Акколь и Жаманколь являлись удобными для зимних стоянок. Радиус летнего движения скотоводческих аулов здесь не велик и ограничивается с юга Баянаульскими и Ерейментаускими горами, а с севера рекой Иртыш. В материалах статистической экспедиции конца XIX – нач. XX вв. проведенной под руководством Ф. Щербины, мы встречаем здесь многочисленные зимовки зажиточных казахов. Места этих стоянок можно наблюдать и сейчас, на полуострове расположенном между озерами Акколь и Жаманколь. Камышовые заросли озер являлись зимой с одной стороны укрытием для скота от непогоды, с другой пропитанием, что в свою очередь позволяло здешним казахам всю зиму держать скот на подножном корму. Между прочим, жители села Каражар по нынешний день, выпасают скот таким образом. Сено заготавливается впрок, лишь на особые критические зимние дни.

Еще одна особенность, благоприятствующая для жизни казахов, является богатая на дичь и рыбу озера Акколь-Жайылмы. В изобилии встречающиеся здесь различные виды пернатых и рыб широко употребляются в пищу местными жителями. Даже в голодные 30-ые годы XX века казахи Акколь-Жайылмы спаслись только благодаря рыболовству.

В качестве объекта этнографического изучения нами был выбрано село Каражар. В селе Каражар традиционная организация кочевого аула (қотан) не наблюдается. Каждая семья расположена по отдельности, правда, некоторая концентрация наблюдается в расположении домов близких родственников. При этом каждое крупное хозяйство можно рассматривать для сравнения с традиционными казахскими кыстау.

Наблюдение показало, что в селе действует порядок установленный аксакалами. К советам и решениям Какен аксакала (74 года), много лет возглавляющего село, прислушиваются все жители. Каждый день старшие села, в обеденное время, собираются в доме Какен аксакала. Это своеобразный совет аксакалов, на котором решаются все вопросы, касающиеся аула Каражар (хозяйственные, общественные вопросы, взаимопомощь и др.). Нарушение внутреннего порядка строго карается. Например, два года назад из села был изгнан молодой человек (он с друзьями распивал спиртные напитки внутри казахского кладбища).

Основой хозяйства жителей села является скотоводство. Все нюансы этого рода деятельности, хорошо освоены жителями. Координаторами являются аксакалы. Круглогодичного кочевания нет, но принципы посезонной сменяемости пастбищ, сохранение пашенных угодий (корык) сохраняется. Обычаи и обряды, традиции связанные с хозяйственной деятельностью, хозяйственные инструменты требуют глубокого этнографического исследования.

Особого этнографического изучения требуют рыболовные и охотничьи традиции местного населения. Часть населения села с раннего утра (с 5-ти часов) уходят на озеро. Среди вопросов, на которые следует обратить особое внимание – умение понимать «язык» (повадки, характер, особенности) пернатых, диких животных и рыб, являющихся объектом охотничьей и промысловой деятельности, умение ощущать окружающую природную среду.

Большой этнографический интерес представляют охотничьи орудия. В Каражаре широко используют, сделанные местными умельцами, деревянные лодки (сайтан қайық). В перспективе необходимо выяснить следующие моменты – особенности использования деревянных лодок, действия и меры безопасности при штормовой погоде, оптимально разрешенный вес, скорость и т.д.

Среди рыболовных орудий особый интерес представляет так называемая «Қаза» - рыболовная снасть (типа мордушки), От «Қаза» берут начало средневековые топонимы «Қазалы». Она изготовляется из камыша и представляет собой конструкцию, состоящую из длинной (8-10 м.) камышовой, вертикально расположенной линии называемой «желі», заканчивающийся по обоим концам отсеками («қоржын»), в которую рыба, продвигаясь вдоль «желі», попадает через специальный вход («көмей»).

В Каражаре хорошо развиты различные виды ремесленной деятельности – деревообработка, изготовление сетей, прядение, ковроделие (кигиз басу, алаша току, кесте), кожевенное искусство. Больше всего в селе мастеров по дереву. В связи с этим нас интересовали региональные особенности организации работы, орудия труда, сырьевые ресурсы, подсобные материалы, методику и др. местных ремесленников.

Этнографического изучения требует также такая тема как особенности пищевого рациона (зимний и летний, в связи с широким распространением охоты и рыболовства), его влияние на организм человека, режим и предметы домашнего обихода (посуда и др.) Так как, местное население сохраняет все еще многие архаические черты культуры, есть возможность исследовать традиционные, обрядовые блюда (в связи с проведением различных мероприятий).

Во время этнографических исследований были собраны материалы по родовой структуре, родственно-родовым и семейным взаимоотношениям жителей села Каражар. Были зафиксированы местные легенды и исторические предания. На аудиоаппаратуру были записаны редко встречающиеся сейчас, образцы традиционного песенного творчества казахов (кисса-жыр), начаты исследовательские работы по этому направлению. Достаточно сказать, что одним из открытий комплексной экспедиции является запись поэмы (кисса) «Жумжума султан» золотоордынского поэта Хусам Катиб (XIII-XIV вв.). Был записан один из разделов этого доселе не известного в устном исполнении духовного сокровища. Доселе в литературной среде был известен только его письменный средневековый вариант. Сюжет об особенностях исполнения традиционных песен планируется включить в фильм о регионе.

Этнографические разведывательные работы 2004 года в селе Каражар показали, что данный населенный пункт все еще сохраняет многие реликтовые черты присущие казахскому традиционному обществу. В связи с этим можно констатировать, что этнографическая культура Акколь-Жайылмы, может быть использована для ретроспективного анализа этнокультурного облика населения региона более ранних периодов.

В 2-х км. от села Каражар, внутри старинного казахского кладбища на берегу озера Акколь, расположены памятники «Кара оба». На поверхности земли здесь встречаются неолитические каменные орудия труда, осколки керамической посуды эпохи бронзы, насыпи средневековых курганов. Нас особенно заинтересовали две земляные насыпи (Кара оба 1, Кара оба 2) расположенные в западной стороне кладбища.

Опираясь на найденную нами кладку мавзолея и находки можно дать предварительную архитектурную планировку сооружения. То, что мы наткнулись на останки двух средневековых мавзолеев не вызывает сомнения. По всей вероятности они являлись портально-купольными, прямоугольными сооружения с высокими архитектурно оформленными входами. Возможно они аналогичны мавзолею Жошы хана (Джучи – старший сын Чингис хана) расположенного в горах Улытау Центрального Казахстана. В то же самое время некоторые образцы найденных нами находок (облицовочный кирпич, облицовочные орнаментированные плитки, покрытые синей глазурью осколки кирпичей) по своей технологии изготовления и красоте значительно превосходят улытауский памятник. Данные факты свидетельствуют о том, что мы наткнулись на уникальный, доселе не встречавшийся в степных просторах Казахстана исторический памятник. «Караобинские» мавзолеи по ряду характерных признаков (типу строения, строительному материалу, арабской надписи и др.) можно отнести к памятникам золотоордынского периода.