Смекни!
smekni.com

И этнология (стр. 8 из 45)

Памятники эпохи бронзы по регионам Казахстана

Западный Казахстан. На территории Западного Казахстана в разные годы раскапывались могильники Киргильда 1 и 2, Тасты-Бутак 1, поселение Тасты-Бутак и др.

Наиболее полно изучен могильник Тасты-Бутак 1, раскопанный В. В. Сорокиным. Могильник находится в урочище Тасты-Бутак, в Новороссийском районе Актюбинской области. Состоит он из 57 могильных сооружений, имеющих снаружи вид выложенных «каменных колец», разбросанных бессистемно. Надмогильные сооружения подразделяются на две группы: первую составляют оградки из одного ряда врытых вертикальных камней, выступающих над землей; вторую — оградки в виде беспорядочных, более или менее кольцеобразных каменных сооружений на поверхности земли. Большинство могил представляет собой грунтовые ямы, но в 10 случаях это были каменные ящики-цисты. Грунтовые ямы были перекрыты деревом, каменные ящики — каменными плитами. В основном погребения совершены по обряду трупоположения, и лишь в нескольких могилах встречались случаи трупосожжения. Сожжение производилось вне могилы. В могилах с трупоположением при раскопках установлен такой обряд погребения. Умершего клали в могилу на левый или (реже) на правый бок. Руки сгибались так, чтобы кисти находились перед лицом. Ноги согнуты в суставах и поджаты. Ориентированы покойники головой на запад. В могилу ставились сосуды с пищей. Могильный инвентарь состоит из небольшого количества украшений, в основном из бронзы. Это бусы, браслеты, бляшки, височные кольца и серьги.

Могильник Тасты-Бутак 1 относится к группе памятников, которые стоят близко к федоровскому этапу. Рядом с могильником было расположено поселение. Оно находилось на берегу речки и состояло из нескольких прямоугольных землянок. При раскопках на полах землянок обнаружены хозяйственные ямы, обложенные плетнем. В поселении собрано много поделок из кости, фрагментов керамики. Возраст поселения Тасты-Бутак определен по радиокарбоновому методу1— 1229 ұ80 лет до н. э.

Центральный Казахстан. Центральный Казахстан является одним из основных районов андроновской культуры. Здесь известны сотни памятников этой эпохи. Наиболее ранние памятники эпохи бронзы в Центральном Казахстане относятся к нуринскому этапу. Это могильники Акшатау, группа Бугулы 1, Байба-ла 1, Косагал, комплексы Канаттас и Ботакара.

Погребения нуринского этапа имеют ряд отличительных черт. Основной их особенностью является трупосожжение. Погребальные сооружения в большинстве случаев представляют собой небольшую насыпь высотой от 0,2 м, иногда до 1 м. По основанию кургана проходит круглая или четырехугольная оградка, составленная из плит, врытых на ребро. Покойника хоронили в прямоугольной грунтовой яме, перекрытой гранитными плитами. В Бугулинской группе почти в каждом погребении с западной стороны могильной ямы стоит вертикально поставленная плита, обращенная плоскими сторонами по линии восток — запад. По-видимому, их можно считать древнейшей изголовной стелой.

Во всех могильниках нуринского времени наряду с захоронениями в каменных ящиках и грунтовых ямах встречаются погребения в склепе (цисте). Цисты, видимо, характерны только для захоронений раннего этапа андроновской культуры, и часто в них применялся обряд трупосожжения. Для погребений нуринского времени Центрального Казахстана в отличие от федоровских курганов характерно не полное трупосожжение. Здесь зачастую рядом с мелкими обломками кальцинированных костей встречаются фрагменты или целые кости (лопатки, позвонки), не затронутые огнем.

В нуринский период преобладает посуда типа горшков, нет того многообразия форм керамических изделий, которые характерны для последующих этапов.

Следующим этапом в развитии племен Центрального Казахстана явился атасуский. Он генетически связан с культурой нуринского этапа и является ее продолжением. Большинство исследованных в Центральном Казахстане памятников эпохи бронзы относятся к атасускому времени. В настоящее время изучено свыше 20 могильников, в которых раскопано около 150 оград. К атасускому этапу относятся погребальные комплексы: Айшрак, Сангру 2, Былкылдак 1-3, Шерубай-Нура, группа Карасай, Карабие, Елыпибек, Бельасар, Алтынсу и др.

Все могильники этого периода состоят из плоских оград, обрамленных врытыми на ребро гранитными плитами, выступающими над поверхностью земли от 10 до 80 см, в виде кругов, четырехугольников, овалов, вытянутых по направлению восток — запад, иногда с отклонением на юг и север.

Покойники уложены в ящики, составленные из четырех каменных плит, ориентированные так же, как и ограды, с востока на запад. Ящики в большинстве случаев перекрывались 2—4 гранитными плитами. Иногда вместо каменных ящиков сооружалась рама из четырех бревен. Реже покойник хоронился в грунтовых ямах. Парные погребения совершались преимущественно в отдельных ящиках, но находящихся в одной ограде, и в спаренных (с одной общей стенкой) ящиках. Случаи, когда два костяка (мужской и женский) лежали в одной могиле, редки.

Для атасуского времени, в отличие от нуринского, при погребении характерен обряд трупоположения, хотя иногда встречаются и кальцинированные кости. Покойник находился в скорченном положении, преимущественно на левом боку, с согнутыми в локте руками, головой на запад, иногда на юго-запад и северо-запад. В парных захоронениях, обнаруженных в могильниках Атасу 2 и Дандыбай 2, покойники лежали также в скорченном положении, лицом друг к другу. В Атасу 2 женский труп находился на левом, а мужской — на правом боку. Как правило, в юго-западном углу могилы стояли 1-3 сосуда, причем третий из них, если он был, всегда стоял напротив груди покойника. В могилах были найдены предметы украшения: раковины, клыки хищного зверя, порой окрашенные красной краской.

К числу отличительных черт атасуских памятников может быть отнесено также резкое увеличение, по сравнению с предшествующим этапом, больших патриархально-семейных усыпальниц, которые встречаются почти в каждом исследованном могильнике.

Для атасуского этапа эпохи бронзы характерно появление жертвенных сооружений. Это жертвенные круги Боксай, Карасу, Калмак-Курган, Жарлы. Обычно они располагались на открытой равнине, возвышенностях, в стороне от поселений и могильников. Это круглые или овальные сооружения из каменных глыб. В центре была вырыта круглая яма глубиной 40-80 см, диаметром 1,5-3 м. С восточной стороны внутрь круга вел ход и дорожка, выложенная галечником. При раскопках «кругов» встречены зола и уголь, каменные мотыги, песты, фрагменты глиняных сосудов.

К памятникам эпохи поздней бронзы относятся могильники Дандыбай, Бегазы, Бугулы, Сангру, Айдарлы, Бугулы 3, Бельасар 2, Аккойтас, Каракойтас. К этому же времени относятся поселения Улутау, Суук-булак, Каркаралинское. Несмотря на близость указанных могильников по характеру строения к карасукским захоронениям Сибири, это была самобытная культура, имеющая целый ряд отличительных признаков. Не все моменты происхождения бегазы-дандыбаевской культуры ясны до конца, однако, можно утверждать, что она является результатом дальнейшего развития культуры атасуского этапа, высшей ступенью ее расцвета.

Основными признаками, которые выделяют бегазы-дандыбаевские памятники в самостоятельную культуру и принципиально отличают их от памятников андроновской и других культур, являются: 1) намогильные сооружения (типа Бегазы, Сангру, Бугулы 3); 2) глиняные посуда и сосуды; 3) бронзовые наконечники стрел, бронзовые бляхи крестообразной формы и др.

Бегазы-дандыбаевские памятники отличаются прежде всего своей конструкцией и размерами оград и каменных ящиков. В Дандыбае — это каменная четырехугольная кладка с перекрытием из бревен, в Бегазах — большие камеры, облицованные камнем, или ограды из больших плит гранита, а в Бугулах — большие каменные ящики и глубокие грунтовые ямы.

Особенностью бегазы-дандыбаевских могильников является отсутствие сдвоенных и строенных оградок. Зато появляется новый тип памятников — монументальные одиночные сооружения типа Дандыбай и Бегазы. Внушительный внешний вид и богатый погребальный инвентарь Дандыбая 11, Бегазы 1, 2, 5 не оставляют сомнения в принадлежности их родо-племенной знати.

Монументальные погребальные сооружения имеют сложную планировку. Они состоят из кургана, под насыпью которого находятся могильная камера, входной коридор, обходная галерея и опорные каменные столбы. Стены погребальной камеры облицованы плоскими гранитными блоками, установленными вертикально, или каменными плитками на растворе. Для возведения бегазинских памятников употреблялись огромные глыбы гранита, иногда весом до 3 г. Вертикальные опорные столбы в виде четырехугольных колонн поддерживали массивную кровлю мавзолея. Число таких опор доходило до 14. Интересной особенностью устройства погребального сооружения является наличие в камере алтарного устройства в виде земляного стола или полки. Сюда ставилась многочисленная глиняная посуда, клались украшения и предметы вооружения.

Бегазы-дандыбаевские памятники теперь весьма многочисленны и настолько своеобразны и характерны, что не вызывают сомнения в принадлежности их к особому этапу культуры, который стоит между культурами атасуского этапа и эпохи раннего железа. В силу промежуточного положения между ними, эта культура имеет элементы сходства с обеими, что объясняется их преемственностью.

Поселения бегазы-дандыбаевской культуры расположены в долинах рек Атасу, Нуры и в горных ущельях Казахского мелкосопочника. Среди них наиболее крупные: Дарат, Атасу, Сартабай на р. Атасу; Жамбай-Ка-расу в горах Толагай; Карсакпай, Бугулы 1 и 2 в горах Бугулы; Сенкебай, Байбала, Акбаур 1 и 2 на р. Талды-Нура; Суук-Булак, Кара-Томан, Аксу-Аюлы 2, Бегазы, Сангру 1. Поселения занимают большие площади, в них насчитывается от 10 до 30 жилых и хозяйственных строений.