Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (стр. 24 из 42)

Тема 18. Личностно-центрированное консультирование

Основателем «личностно-центрированного» консультирования является Карл Роджерс. В 1940 году Роджерс опубликовал книгу «Консультирование и психотерапия» (Counse­ling and Therapy). Суть центральной гипотезы личностно-центрированного подхода заключается в следующем:

- каждый человек имеет внутри себя большие резервы самопонимания, и изме­нения Я-концепции и поведения, которое регулируется его "Я",

- эти резервы активизируются только тогда, когда создается соответствующий климат, для которого характерны оказывающие помощь психологические установки: эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное отношение[37].

В 1951 году Роджерс представил свою теорию личности и поведения в заключи­тельной главе книги «Клиент-центрированная терапия» (Client-centered Therapy).

Основные положения теории К. Роджерса

Перцепционная или субъективная система взглядов. Поведение можно рассматривать или с точки зрения стороннего наблюдателя, или с точки зрения тех, кто совершает данные поступки. Первые рассматривают пове­дение с внешней точки зрения, в то время как последние рассматривают его с внутрен­ней, субъективной, или перцепционной, точки зрения. Роджерс заявляет о своей фунда­ментальной вере в субъективное и отмечает, что человек живет по существу в соб­ственном личном и субъективном мире и дви­жим субъективными целями и субъективными выборами. Акцент на субъективном, перцепционном взгляде на клиентов обусловил утверж­дение термина «клиент-центрированный». Восприятие клиентов рассматривается как их версия действительности.

Тенденция актуализации. Одним из основных положений теории Роджерса является идея о том, что во Вселенной действует тенденция, способствующая ее раз­витию - постоянное стремление ко все большему упорядочиванию и взаимосвязанному усложнению, очевидное как на неорганическом, так и на органическом уровне. Тенденция актуализации - основной мотивационный внут­ренний импульс. Каждому человеку присуща врожденная тенденция к развитию своих способностей с целью поддержания, репродуцирования самого себя, а также рас­ширения границ своего «Я». Благодаря стремле­нию к актуализации, люди движутся к саморегулированию, к самосовершенствованию и избавляются от контроля со стороны внешних сил.

Консультанты личностно-центрированного подхода считают, что все психологические трудности обусловлены блокировками стремления к актуализации. Следовательно, задача кон­сультантов заключается в том, чтобы активизировать присущий всем людям положительный мотивационный стимул.

Организмический оценочный процесс. Данный процесс подразумевает скрупулезное непрерывное рассмотрение опы­та и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответ­ствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией акту­ализации. По мере того как люди растут, их оценочные процессы все в большей степени помогают им достичь такого уровня самоактуализа­ции, который позволяет осознавать и ощущать внутренние переживания.

Человек постоянно под­вергается воздействию событий и сталкивается с фактами, которые можно осознать с помощью сенсорных и висцеральных элементов, от рождения присущих организму. Люди могут не осознавать многое из переживаемого ими. Полное переживание чувства означает, что переживание, осознание и выражение данного чувства абсолютно конгруэнтны.

Роджерс полагал, что, если опыт воспринят, значит, он вошел в сознание, и, ка­ким бы смутным ни было понимание этого опыта, его не требуется выражать с помо­щью вербальных символов. Восприятие или осо­знание может соотноситься с опытом или «реальностью», а может и не соотноситься с ними. Часто люди функционируют ненормаль­но, при этом они организмически двигаются в одном направлении, в то время как их сознательная жизнь течет в другую сторону.

Понятие «Я». «Я» можно рассматривать как реальное, базисное организмическое «Я». Такой смысл придается слову «Я» при использовании его в составе популярных выражений типа «Быть верным собственному "Я"», «Быть самим собой». Я-концепции людей - это их восприя­тие самих себя, которое не всегда соответствует их собственному переживанию или орга-низмическому «Я». В тех случаях, когда «Я» и Я-концепция не конгруэнтны, стремление актуализировать представление о самом себе может препятствовать удов­летворению более глубокой потребности актуализировать организмическое «Я».

Условия ценности. С раннего детства у человека развивается потребность в положительном отношении со стороны других. Оценки, в основе которых лежит скорее мнение других, чем собственный организмический оценочный процесс индивидуума, называются условиями ценности. Условия ценности распро­странены чрезвычайно широко, так как слишком часто поведение индивидуумов явля­ется культурно и социально обусловленным. У людей развивается второй вид процесса оценки. Первый вид - это организмический процесс оценки, который верно отражает тенденцию актуализации. Второй вид - это процесс, связанный с условиями ценности, основанный на интернализации или «интроекции» оценок других людей. Таким образом, люди часто стремятся к определенным переживаниям или избегают их с целью удовлетворения своих скорее ложных, чем реальных, потребностей.

Семейная жизнь. Роджерс обнаружил, что родители способны безусловно позитив­но относиться к ребенку только в той мере, в какой они безусловно уважают самих себя. Под «безусловным позитивным отношением» Роджерс подразумевал способность родителей высоко ценить ребенка даже тогда, когда они не могут одинаково оценивать все его поступки. Чем выше степень безусловного позитивного отношения родителей к ребенку, тем меньше условий ценности у ребенка и тем выше уровень его психологи­ческой адаптации.

Предвосприятие и тревога. Понятием «предвосприятие» Роджерс описывает ме­ханизм, с помощью которого сенсорный и висцеральный опыт, может быть отклонен или неточно воспринят. Реак­цией организма на «предвосприятие» становится тревога, или напряженность. При тревоге несоответствие (или неконгруэнт­ность) между Я-концепцией и опытом могут проникнуть в восприятие или понимание. Это вызывает изменения в доминирующей в настоящее время Я-концепции. Реакции занявшего защитную позицию индивида, связанные с напряжением, подразумевают рассмотрение опыта с абсолютных и жест­ких позиций (посредством чрезмерного обобщения, смешения фактов, стремления в большей степени полагаться на абстракции, чем проверять действительность).

Я-концепции очень плохо функционирующих людей блокируют правильное восприятие обширных областей их существенного сенсорного и висцерального опыта. Однако если возникает ситуация, в которой существенный опыт переживается внезапно или слишком сильно в сфере высо­кой неконгруэнтности, механизмы защиты могут оказаться неэффективными. Такое происходит в си­туации, когда велика интенсивность и значимость этого опыта для человека либо появ­ление этого опыта неожиданно. Блокированный ранее опыт как бы «прорывается» в сознание. Люди оказываются лицом к лицу с настолько большим объемом отклоненно­го опыта, что оказываются не в состоянии с ним справиться; в результате развивается состояние дезорганизации и увеличивается вероятность психотического срыва.

Характерные черты Я-концепции. Я-концепция представляет собой совокупность восприятий самого себя или набор средств, с помощью которых люди взаимодействуют с жизнью таким образом, что им удается удовлетворять свои потребности. Эффективные Я-концепции позволяют людям воспринимать опыт реалистически, независимо от того, исходит этот опыт из их организма или из окружающей среды; другими словами, такие Я-концепции делают людей открытыми для переживаний.

Неэффективные Я-концепции могут долго сохраняться из-за того, что выступают порой как средства удовлетворения потребности. Кроме того неэффективные Я-концепции содержат в себе много условий ценности и по­рождаются потребностью людей в позитивном отношении. Поэтому они могут глубоко внедрять­ся в структуру Я-концепций. В-треть­их, чем глубже внедрены условия ценности, тем более упорно они сохраняются, по­скольку изменение их вызвало бы тревогу из-за воспринимаемой неконгруэнтности представлений о себе и переживаемого опыта.

Некоторые содержательные области Я-концепций людей включают в себя следующие элементы: физическую, социальную, сексуальную сферы, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, работу, отдых, интеллектуальные занятия, философию и ценности. Люди различаются по тому, какое значение они придают этим областям, а также по тому, какие виды Я-концепций содержатся у них в этих сферах.

Я-концепцию можно рассматривать как структуру, со­стоящую из различных Я-концепций, связанных между собой различными способами. Я-концепция также является средством или процессом, с помощью которого люди вза­имодействуют с окружающей средой и игнорируют, отрица­ют, искажают или точно воспринимают опыт. Одни Я-концепции могут быть конгруэнтными (соответсвующими) реальным переживаниям. Другие Я-концепции могут в различной степени отличаться от действи­тельных переживаний (в этом случае говорят о неконгруэнтности между Я-концепцией и опытом).