Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (стр. 35 из 42)

Любовь подразумевает умение увидеть потенциал в любимом человеке и оказание ему (или ей) помощи в реализации этого потенциала. В настоящих отноше­ниях, основанных на любви, нет места для ревности, так как с другим человеком не обращаются как с собственностью. Франкл подчеркивает, что, по его мнению, любовь - не единствен­ный и даже не лучший способ наполнить жизнь смыслом[70].

Судьбу можно форми­ровать тогда, когда это возможно. В противном случае с ней необходимо смиряться. Когда люди не могут изменить обстоятельства, например, при неизлечимой болезни или при интернирова­нии в концентрационном лагере, они могут изменить свое отношение к этим обстоятельствам и к жизни в целом. Франкл употребляет в данном случае понятие «ценности отношения». Через ценности отношения даже трагические аспекты жизни могут превратиться во что-то положительное и творческое. Однако людям следует не принимать судьбу с излишней готовностью и обращаться к ценностям отношения только тогда, когда у них появляет­ся твердая уверенность в том, что они не в силах изменить свою судьбу.

Неизбежные неблагоприятные ситуации дают людям возможность «ак­туализировать самую высокую ценность, осуществить самый глубокий смысл, смысл страдания» (Frankl, 1963, р. 178)[71]. Люди могут по-разному отвечать на страдание. Это зависит от их выбора. Некоторые люди способны духовно обогащаться и укреп­ляться благодаря страданию. Они могут реализовывать свою внутреннюю свободу с целью превращения затруднитель­ных положений в достижения на человеческом уровне.

Поиск смысла, прежде всего, ориентирован на будущее. Но иногда прошлое также может быть источником смысла. Люди порой обесценивают свои прошлые переживания как источ­ник смысла, хотя понимание того, что ничто из прошлого не потеряно, а лишь отложено в качестве неприкосновенного запаса, само по себе может наполнить жизнь человека смыслом.

Сверхсмысл. Франкл (Frankl, 1963, 1988) использует термин «сверхсмысл», когда говорит о предельном смысле страдания и жизни[72]. Люди неспособны понимать предельный смысл человеческого страдания, они не могут прорываться через границы между миром человеческим и ми­ром божественным. Однако это не значит, что страдание не имеет такого предельного смысла. Сверхсмысл может быть постигнут только с помощью веры, но не с помощью интеллектуальных средств. Вера в Бога предшествует развитию у людей способности иметь веру в высший смысл жизни. Франкл видит смысл в создании глубоко персонифицированной религии, которая позволила бы людям обращаться к верховному существу на их собственном индивидуальном язы­ке.

Экзистенциальная фрустрация возникает тогда, когда фрустрировано стремление к смыслу. Она не является ни патологической, ни пато­генной. Главными ее характеристики являются апатия и скука.

Экзистенциальный вакуум. Данный термин используется для описания состояния, в кото­ром люди жалуются на внутреннюю пустоту, ощущение бессмыслен­ности. К факторам поддержания экзистенциального вакуума относятся подавление стремления к смыслу, уход от ответственности, разрушение традиций и ценностей, редукционистские модели в сфере образования, недостаточное стремление к самотрансценденции, невротизация человечества. Франкл отмечал, что разрушение традиций играет главную роль в создании и поддержании экзистенциального вакуума. Редукционистские модели в сферах психологии и образования приводит к тому, что люди начинают верить в то, что они скорее детер­минированы, чем детерминируют сами.

С экзистенциальной фрустрацией связано подавление стремления к смыслу, а также подавление своей духовности и религиоз­ности.

Из-за подавления люди теряют контакт со своими духовными центрами, которые являются самыми глубокими источниками ощущения смысла.

Механизмами ухода от ответственности за поиск смыс­ла являются конформизм, тоталитаризм и бегство в депрессию, наркоманию и агрессию.

Многие на­правления современной психологии сосредоточиваются на самоактуализации и само­выражении, вытесняя из сознания людей понимание того, что счастье и реали­зация потенциальных возможностей являются «побочными продуктами» самотранс­ценденции, способности скорее забыть себя, чем чрезмерно сосредоточиваться на себе.

Ноогенный невроз определяется Франклом как «невроз, в основе которого лежат духов­ная проблема и моральный или этический конфликт, например конфликт между Су­пер-эго и истинным сознанием...». Большую роль в развитии ноогенных неврозов играет экзистенциальная фрустрация. Такие неврозы являются резуль­татом духовных конфликтов и фрустрации стремления к смыслу.

Франкл говорит о невротизации человечества, обусловленной наличием экзистенци­ального вакуума, используя термин «массовая невротическая триада» при описании трех основных эффектов: депрессии, наркомании и агрессии. Относительно депрессии су­ществуют объективные свидетельства того, что уровень самоубийств растет, особенно среди молодых. Франкл видит причину этого в распространяющейся экзистенциаль­ной фрустрации. Что касается наркомании, то люди, имеющие низкие жизненные цели, с большей степенью вероятности будут пробовать найти смысл в наркотиках, чем те люди, которые имеют четко определенные высокие цели в жизни. Наркоманы часто утверждают, что они обратились к наркотикам, желая найти смысл в жизни. Многие алкоголики также страдают от ощущения бессмысленности. Франкл уверен и в том, что статистические данные говорят в пользу его гипотезы, согласно которой люди с наи­большей вероятностью становятся агрессивными тогда, когда их захватывают чувства пустоты и бессмысленности.

Ощущение бессмысленности может быть частью человеческой реакции на жизнь. Франкл полагает, что экзистенциальный вакуум и экзистенциаль­ная фрустрация с каждым годом распространяются все более широко. У индивидуумов, живущих в настоящее время, с большей степенью веро­ятности возникнет ощущение бессмысленности, потому что они растут в культурах и обществах, в которых труднее, чем в прошлом, найти смысл. Разрушение традиционных ценностей и развитие тенденции к редукционизму затрудняют многим людям поиск смысла жизни. Поскольку в обществе относительно немного людей, нашедших смысл в жизни, молодые люди могут страдать от недостатка в своем окружении образцов для подражания. Несмотря на веру Франкла в потенциальную человечность людей, «гуманные люди» составляют мень­шинство и, вероятно, всегда будут оставаться в меньшинстве».

Практика логотерапии

Цели логотерапевтического консультирования одинаковы, независимо от того, существует экзи­стенциальный вакуум сам по себе или же он является элементом ноогенного невроза. Значение логотерапии заключается в том, что она концентрируют внимание клиентов на выборе, который позволяет справляться с экзистенциальным вакуумом и помогает клиентам найти смысл в жизни. Логотерапевтические консультанты стремятся помочь осознать клиентам их жизненные задачи и переориентировать их на решение этих задач, обучая клиентов взятию на себя ответственности за поиски смысла жизни.

Логотерапия ставит задачи помочь разблокировать стремление клиентов к смыслу, что с большей долей вероятности позволит найти пути самотрансценденции через ценности творчества, пере­живания и отношения.

«Побочным продуктом» поиска и обнаружения смысла является исчезновение симптомов апатии и скуки.

При наличии психозов типа эндогенной депрессии и шизофрении психотерапевты могут применять логотерапию в сочетании с лекарственной терапией, которая позволит провести коррекцию соматических нарушений. Сама по себе Логотерапия имеет дело со здоро­вой частью индивидуальности.

Логотерапия в преодолении состояния

экзистенциального вакуума

Важными условиями оказания эффективной психологической помощи в преодолении экзистенциального вакуума в подходе В. Франкла являются создание гуманных отношений, внимательная диагностика состояния пациента и владение методами углубления экзистенциального осознания и методами фокусирования на поисках смысла.

Консультирование подразумевает наличие как стратегий, так и «я - ты» отношений. Логотерапевт обучает клиентов брать на себя ответственность именно в контексте наполненных чувствами долга и заботы от­ношений, которые отражают уважение к уникальности каждого клиента.

Логотерапевты внимательно относятся как к явным признакам экзистенциального ва­куума (например, к словам клиента: «Моей жизни не хватает смысла»), так и к скры­тым симптомам, таким как апатия и скука, которые указывают на то, что клиенты ощу­щают внутреннюю пустоту.

Методы углубления экзистенциального осознания.

К методам углубления экзистенциального осознания относятся «объяснение», «предложение максим», «использование сравнений».

Объяснение направлено на актуализацию понимания недолговечности жизни. Одной из главных максим (изложенных в краткой форме принципов, правил поведения) Франкла является следующая: «Живите так, будто вы живете второй раз и действовали в своей первой жизни так же неправильно, как собираетесь действо­вать теперь»[73]. При использовании сравнений клиентам можно предложить представить свою жизнь в виде движущихся картин, которые снимаются на кинопленку. Клиенты осознают, что жизнь необратима, когда слышат от консультанта, что они не могут ничего «вырезать» и что ничего нельзя изменить «задним числом». Можно предложить клиентам другое сравнение - пусть они представят себя скульпторами, которые имеют ограниченное время для создания своих произведений искусства, но не знают, когда наступит край­ний срок.