Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (стр. 37 из 42)

6. Дихотомическое мышление - «черно-белое», поляризованное мыш­ление – характеризуется максимализмом (например, студент думает: «Если я не сдам этот экзамен на "отлично", я - неудачник»).

7. Туннельное зрение связано с избирательной абстракцией, в результате которой люди воспринимают только то, что соответствует их настроению, хотя воспринимае­мое событие может быть лишь частью гораздо более масштабной ситуации (пример: муж, который не видит ничего положительного, сделанного для него женой).

8. Пристрастные объяснения. Если отношения причиняют людям боль, они склон­ны приписывать друг другу отрицательные чувства, мысли и действия. Люди могут с чрезмерной готовностью допускать, что за «оскорбительными» действиями партнера скрываются злые намерения или недостойные мотивы (например, один из партнеров может объяснять возникновение семейных проблем плохим характером другого парт­нера).

9. Наклеивание отрицательных ярлыков – приписывание критических ярлыков партнерам и самому себе так, как будто эти ярлыки являются реальными вещами (примеры ярлыков: «хулиган», «неряха», «неудачник» и т.п.).

10. «Чтение мыслей». Здесь можно выделить две следующие ошибки: «Я могу узнавать, что думает мой партнер» и «Мой партнер, должно быть, способен читать мои мысли». В результате партнеры могут наносить вред своим отношениям, делая необоснованные предположения.

11. Субъективная аргументация. В основе субъективной аргументации лежит ошибочное убеждение (например, ошибочное убеждение: если человек испытывает какую-то очень сильную эмо­цию, эта эмоция оправданна).

Когнитивная теория личности подчеркивает тесную связь когниций и эмоций. Фундаментальные эмоции - печаль, радость, тревога и гнев - отражают­ся в основных когнитивных темах. Четыре фундаментальные эмоции связаны с мобилизацией и сохранением основных когнитивных структур и стратегий, так как они имеют отношение к центрам удоволь­ствия и боли.

Печаль связана с неспособностью людей достигать поставленных положительных целей. Люди испытывают печаль, когда они пережива­ют утрату (например, утрату близкого человека, статуса) или когда не подтверждают­ся положительные ожидания. Обычно, испытав печаль, люди перестают де­лать вложения (в том числе энергии) в источник разочарования.

Люди ощущают ра­дость или восторг, когда получают какой-либо выигрыш (например, когда они достига­ют цели или когда другие проявляют свою привязанность к ним).

Тревога и гнев - реакции на воспринятые угрозы, касающиеся либо нас самих, либо людей и вещей, ценных для нас. Тревога служит для того, чтобы человек сфокусировал внимание на заботах, связанных с физической и психологической уязви­мостью. Тревога может привести к уклоне­нию от вызывающей ее ситуации или к успокоению перед лицом угрозы. Если же инди­вид испытывает гнев, он фокусирует свое внимание на аспектах угрозы, связанных с оскорблением, что может вести к агрессивной самозащите или контратаке.

Приобретение уязвимости. Приобретение потенциала психического рас­стройства может быть рассмотрено как результат влияния многих взаимодействующих факто­ров: эволюционных, биологических, а также связанных с развитием и окружающей средой. К способам приобретения уязвимости Бек относит травмы, полученные в детстве, плохое обращение в детстве, социальное научение. В развитии определенных расстройств личности главную роль играет подкрепление соответствующих стратегий родителями и значимыми дру­гими.

Активизация уязвимости. Бек выделяет три фактора, которые активизируют протекание патологических процессов: столкновение с повышенными требованиями, ощущение серьезной угрозы, стрессовые события и коренные перемены.

Неспособность проверить реальность дисфункциональных интерпретаций. Бек полагает, что люди временно могут терять способность проверки реальности интерпретаций. Обработка информации, ос­нованная на дисфункциональных схемах и убеждениях, пронизана автоматическими мыслями, содержащими когнитивные ошибки. Клиенты используют ригидные понятия, будучи не в состоянии адекватно провести различие между фактом и выводом. Вместо того чтобы рассматривать свои мысли как нуждающиеся в проверке гипотезы, клиенты сразу переходят к когнитивным заключениям и затем рассматривают эти заключе­ния как факты. Они недостаточно принимают во внимание какую бы то ни было обрат­ную связь, которая могла бы изменить их мысли и восприятие.

Сопротивление изменению. Люди могут сопротивляться изменению по разным причинам. Напри­мер, они могут бояться оказать отрицательное влияние на других. Многие боятся изменения как чего-то неизвестного. Иногда бо­ятся дополнительной ответственности, связанной с изменениями.

Виды дисфункциональных и преувеличенных убеждений

Убеждения относительно изменения. Показательные убеждения: «Мой парт­нер не способен измениться», «Ничто не может улучшить наши отношения», «Все бу­дет только хуже».

Оправдание собственных убеждений. Например, «Вести себя так, как веду себя я, - нормально», «Думать так, как думаю я, - правильно», «Он/она причинил(а) мне боль. Он/она заслуживает, чтобы ему/ей причинили боль».

Аргументы взаимности. Например, «Я не буду делать усилий до тех пор, пока их не сделает мой партнер», «Нечестно, что я должен делать всю работу», «Мой партнер причинил мне сильную боль в прошлом, так что теперь он многое должен делать, чтобы компенсировать это».

Убежденность в том, что проблема связана с партнером. Например, «У меня не было никаких про­блем в жизни, пока мы не поженились», «Мой партнер невозможен», «Мой партнер не заботится об улучшении наших отношений»[76].

Когнитивная модель депрессии

Бек рассматривает депрессию как когнитивное состояние. Деп­рессия влечет за собой активизацию трех главных когнитивных паттернов, составляю­щих так называемую когнитивную триаду.

1) Первый компонент касается отрицательных представлений клиентов о себе как о непривлекательных, ничего не стоящих, беспо­мощных, неспособных быть счастливыми.

2) Второй компонент касается отрицательных представлений клиентов об их восприятии мира в прошлом и настоящем. Клиенты чрез­вычайно требовательны к себе, что препятствует достижению целей.

3) Третий компо­нент - это отрицательное представление о будущем, которое рассматривается как безрадостное и неизменно мрачное. Эта безнадежность может порождать мысли о са­моубийстве.

Данные когнитивные паттерны ведут к возникновению мотивационных, поведенческих и физических симптомов депрессии. Показательным мотивационным признаком является паралич желания. Инерция и усталость являются, соответствен­но, показательными поведенческим и физическим симптомами.

Предрасполагающие схемы. Депрессивные схемы могут формироваться с детства. Ситуации, похожие на те, которые пер­воначально способствовали внедрению депрессивной схемы, могут вызывать депрессию. Абсолютные убеждения, связанные со схемами находящихся в состоянии депрессии клиентов, включают следующие установки: «Я ничего не стою», «Я непривлекателен» и «Я ничего не могу делать правильно»[77].

Когнитивные недочеты и искажения. Депрессивные схемы и убеждения затрудняют нормальную когнитивную обработку, восприятие, выведение заключений и ухудшают долгосрочную память. Клиенты теряют способность к проверке истинности своих интерпретаций событий, начинают хуже справляться с проблемами. Основные характерные черты депрессивного мышления: преобладающий акцент на отрицательных аспектах жизненных событий; взятие на себя ответственно­сти за решение проблем во всех ситуациях; самообесценивание в случае неудачи; сверхобобщение конкретных недостатков; наличие «тупиковой» точки зрения, в соответствии с которой проблемы невозможно решить даже частично.

Когнитивная модель тревожных расстройств

Тревога - это стратегия, применяемая в ответ на угрозу. При тревожных расстройствах нормаль­ный эволюционный механизм выживания, связанный с тревогой, становится преуве­личенным и начинает работать со сбоями.

Пер­вичная оценка представляет собой первое впечатление от ситуации, которое наводит на мысль, что эта ситуация является пагубной.

Вторичная оценка предполагает, что человек оценивает свои ресурсы для того, чтобы справиться с угро­зой. Одновременно со вторичной оценкой производится оценка характера угрозы.

Как и при депрессии, дисфункциональные схемы и убеждения могут предрасполагать к тре­воге. Эти дисфункциональные установки могут быть активизированы повышенными требованиями, угрозами и стрессами, которые могут взаимодействовать с возникав­шими в прошлом проблемами. Когнитивные ошибки, отражающие дисфункциональную схему, включают в себя переоценку вероятности и серьезности угрозы, преувеличение значения отрицательных последствий (предсказание катастрофы), недооценку ресур­сов, необходимых для того, чтобы справиться с угрозой, недостаточное внимание к факторам поддержки, например к присутствию других людей, которые могли бы оказать помощь.

Когнитивная модель дистресса, развивающегося у супругов

Когда начинается разочарование в отношениях, партнеры теряют способности к проверке истиннос­ти своих интерпретаций мыслей, чувств и действий как собственных, так и близкого человека. Вместо этого партнеры начинают реагировать на свои представления, которые базируются на внутренних переживаниях, страхах и ожидани­ях, а не на том, что происходит на самом деле. Инициируются дисфункциональ­ные схемы и убеждения, в результате чего формируются отрицательные когнитивные установки, связанные с другим человеком. Произвольное и автоматическое мышление обеспокоенной пары содержит многочисленные когнитивные ошибки. Партнеры склон­ны фиксироваться скорее на том, что в их отношениях не так, чем на том, что является правильным. Они часто приклеивают друг к другу отрицательные ярлыки, занима­ются чтением мыслей и приписывают друг другу нежелательные и злонамеренные мо­тивы. Кроме того, партнеры посылают друг другу язвительные сообщения, причиняющие боль и вызывающие гнев. Враждебность - часть примитивного механизма выживания «борьба – бегство». Однако примитивное побуждение к нападе­нию часто оказывается разрушительным для отношений. Оно повышает уровень угро­зы в отношениях и, следовательно, усиливает тенденцию партнеров мыслить ригид­но и ошибочно. Кроме того, враждебность может увеличивать сопротивление партне­ров работе над своими отношениями.